ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Одна из характеристик сознания – его активность, она выражается в разных типах деятельности: в целенаправленной и избирательной деятельности по отражению мира; в конструировании теоретических моделей, объясняющих закономерности мира; в разработке прогнозов развития явлений и процессов; в обосновании преобразующей деятельности человека. Во всех эти процессах важна роль памяти, без которой не может быть сознания, так как в ней хранится и из неѐ воспроизводится прошлый опыт человека.
Различаются разные виды памяти, по форме: двигательная, эмоциональная, словесная, образная; по времени хранения: кратковременная и долговременная; сенсорная (длительность хранения менее секунды), первичная (несколько секунд), вторичная (минуты и годы), третичная (постоянная); по сферам жизни: биологическая, социальная, культурная, историческая и др. Первый вид биологической памяти, по А.С.Батуеву, – генетическая (еѐ носители нуклеиновые кислоты); второй – иммунологическая, нацеленная на уничтожение посредством антител чужеродных тел, антигенов в памяти; нервная, или нейрологическая память, связанная с хранением и использованием информации. По использованности знаковых форм и длительности хранения информации Н.Н.Данилова и Л.А.Крылова различают вербальную и невербальную память: вербальная имеет больший объѐм и большую длительность хранения. 67
По связанности с опытом человека различают обыденное (или эмпирическое, базирующееся на рефлексах и не выходящее за рамки опыта), и теоретическое (также называемое логическим, или абстрактным, поднимающееся над непосредственным опытом и даже отрывающееся от него) сознание. Теоретическое сознание отличается тем, что оно в отличие от обыденного сознания, не требует непосредственного контакта с действительностью. Н.Е.Введенский, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов образование теоретического сознания связывали с ассоциативными центрами мозга. Смысл теоретического сознания – выработка нового знания, опровергающего старое, для чего ассоциативных знаний недостаточно. В.М.Бехтерев неоднократно повторял, что в коре мозга без дополнительного воздействия, «своими собственными усилиями» происходит возникновение новых связей. А.И.Яковлев считает, что ассоциативное сознание способно выявить интерес (потребность), сосредоточить на возникшей проблеме волю человека и вызвать новое знание; накопление абстрактных знаний (эквивалентов логических знаний, «кодовых знаний») способствует формированию абстрактного мышления и теоретического сознания. Оно может формироваться как обычное сознание, или за счѐт абстрактного воображения.
Полагается, что воздействие социальной реальности на мозг происходит по той же схеме, что и воздействие природной действительности, но в связи с тем, что социальная действительность уже содержит обобщѐнное знание, оно в большей мере, чем природное знание, способствует формированию теоретического сознания.
Американский физиолог и биохимик А. Ленинджер заметил способность однолинейной генетической информации, закодированной в молекулах ДНК, переходить в трѐхмерную структуру белка, в чѐм активно участвуют молекулы РНК. Он высказал мысль о разнокачественном участии молекул ДНК и РНК (обе молекулы участвуют в формировании памяти и сознания) в формировании разных видов памяти; «трѐхмерная последовательность РНК имеет дело со сложными психологическими структурами, такими, как потребность, стремление, воля, цель, воображение, расчѐт, желания, уверенность, настойчивость и т.п.; Ленинджер нащупал физиолого-химический механизм образования и воплощения цели в реальную деятельность, в которой психологические структуры играют чуть ли не определяющую роль.
На сегодняшний день в какой-то мере разработаны вопросы образования памяти; неясно, как пользоваться знаниями, которые хранит память. Основная сложность в том, «как память становится инструментом и эмпирического и логического сознания, как из обыденной памяти вырастает научное сознание?» В качестве физиологического механизма активирования следов (энграмм) объектов и действий, которые могут привести к удовлетворению потребностей, выступает мотивация. Формирование потребностей посредством СМИ и рекламы осуществляется весьма успешно, но сами механизмы воздействия на сознание населения («двадцать четвѐртый кадр», сообщения о том, что воздействующая на сознание информация с активацией мотивации и действия может быть зашифрована в цвете, звуке, картинке) описаны очень скудно.
Как успешные оцениваются результаты исследований Института мозга, где физиологи работают над воссозданием схемы превращения нервной энергии физиологических реакций в теоретическое сознание. В качестве первостепенной задачи исследователи ставят себе проблему определения степени участия мозга и его частей в таких преобразованиях.
Философская и научная картина мира. Проблемы биосферы и экологии в картине мира. Картина мира в философии имеет форму философских концепций. Философские концепции связаны с вариантами ответов на кардинальные философские вопросы, в которых (ответах) строится и выражена логически непротиворечивая система тех или иных взглядов на мир, общество и человека; сам характер этих вопросов и составляет основообразующий каркас философского мировосприятия.
Основные философские вопросы и подходы, выражающие крайние позиции в возможных ответах выглядят примерно так: а) вопрос первичности – ответы в диапазоне материализм-дуализм-идеализм; б) вопрос единства – ответ в рамках монизм-плюрализм-дуализм; в) вопрос измененчивости мира – ответ в подходах метафизика-диалектика; г) вопрос закономерности и хаотичности изменений – ответ в диапазоне детерминизм-индетерминизм.
Философская картина мира выражена в философских текстах и должна отражать изменения, происходящие в жизни, реалии, в которых живѐт человек, не «закрывать» человека и его восприятие мира в прошлом и не строить несбыточных проектов относительно будущего. И прошлое и будущее своими смыслами помогают лучше понять современность, иначе они не могут актуализироваться в настоящем. В 68
то же время, философия должна представлять реальность, задавая при этом идеальные варианты отношений людей и идеальные варианты их поведения, так как без идеалов общество может только деградировать, становиться всѐ более бездуховным и бесчеловечным.
Философская картина мира носит вариативный характер, что очевидно; ей не свойственно однообразие, еѐ особенностью является связанность человека с судьбой планеты, поэтому в философской картине мира изначально важное место занимает наряду с гуманистической (связанной с человечностью и человечеством) еѐ естественнонаучная составляющая.
Согласно представлениям Б.Кудрина, в истории естественных наук существует три варианта физической картины мира: ньютоновская (предполагающая, что можно сосчитать, измерить и точно определить количество элементов мира); вероятностная (в рамках которой можно определить «только математическое ожидание присутствия элемента») и третья, которую исследователь называет «непознанной нами», когда ни математическое ожидание невозможно определить, ни количество элементов, входящих в множества нельзя сосчитать, ни границы этих множеств невозможно определить.
В теоретических исследованиях, касающихся картины мира современного человека, много внимания уделяется его экологическим представлениям. Считается, что сохранение в гуманитарных описаниях мира западных стереотипов мировоззрения, основанных на антропоцентризме, несмотря на высокий уровень жизни европейского общества, при экстраполяции их на существование цивилизации самой по себе, ставят под сомнение возможность сохранения динамического равновесия мировой экосистемы. Можно сказать, что это противоречие между пониманием ошибочности антропоцентристских концепций и нежеланием от них отказаться, видимо составляет основную проблему современного цивилизационного развития. В современной философии есть разные попытки преодолеть подобные мировоззренческие тупики, например, теория нетрадиционной картины мира Н.Солодухо, «учитывающая единство бытия и небытия», позволяющая, как считает еѐ автор, «посмотреть на мир как бы с изнанки».
При критическом анализе антропоцентризма речь идѐт не о жѐстком отказе от него, а о «снятии» его биосфероцентризмом, или космоцентризмом. Биосфероцентризм – философия, или мировоззрение, характеризующееся акцентом на целевых установках человека, и учитывающее динамику отношений человек – общество – биосфера.
В биосфероцентризме антропоцентризм дополняется восточным благоговением перед всем живым, здесь философский антропоцентризм, преодолевая крайности и границы рационализма, или наряду с рационалистическим пониманием мира, дополняется интегративностью и иррационализмом.
Вопросы:
1. Что включает в себя понятие «бытие», что такое «виды бытия», каково их соотношение?
2. Что понимается под «материей»; как классифицируются виды материи? Как происходит осмысление бытия в категориях пространства, времени и движения?
3. Как в разных концепциях соотносятся бытие и сознание? Какие концепции происхождения сознания существуют? Какими признаками характеризуется сознание и что представляет собой его структура?
4. Как соотносятся философская и научная картина мира? Какое место в картине мира современного человека должны занимать проблемы биосферы и экологии?
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика как два противоположных взгляда на развитие. Основные принципы диалектического и метафизического подхода к объяснению сущего. Мышление человека диалектично по своей природе. Но в науку диалектика проникла только в середине девятнадцатого века. На мой взгляд, уже этот факт заставляет задуматься о правомочности науки претендовать на истинность своих наработок в качестве единственно возможных знаний человека.
Существует несколько исторических разновидностей диалектики с несколько разным пониманием еѐ сути: а) древнекитайская диалектика; б) античная диалектика; в) идеалистическая диалектика; г) материалистическая диалектика; д) объективная диалектика или объективные законы; е) субъективная диалектика.
Диалектика – (от греческого «искусство вести эффективно беседу») учение о наиболее общих связях и законах развития бытия, природы, общества и мышления и основанный на таком учении универсальный метод мышления и действия; это учение о развитии в наиболее полном виде. Это не 69
единственное учение о развитии. Есть альтернативные ему формы: метафизика, эклектика, догматика, релятивизм, негативная диалектика, софистика и др.
У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях»; по Гегелю, всеобщий механизм и источник развития – возникновение и борьба противоположностей; при этом философ отрицал развитие природы, которая «разнообразится». В марксизме диалектика – это революционное действие, метод изменения мира; она даѐт систему ориентиров для социально значимых действий.
Развитию диалектических представлений способствовало развитие наук: открытие закона превращения энергии; клеточного строения, учение Дарвина; они привели к формулированию диалектики как учения о всеобщих связях и развитии; в ходе исторического развития центральной проблемой становится проблема развития. Диалектическое понимание развития заключается в понимании развития как процесс, источник которого находится в самом развивающемся предмете; развитие происходит в результате борьбы противоположностей как крайностей, которые отрицают и обусловливают друг друга; это направленный, закономерный и необратимый процесс.