ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Различают объективную диалектику как диалектику развивающегося мира и субъективную диалектику как формальную логику, которая объективна по содержанию и субъективна по форме.
Метафизика – (от греческого «после физического») употребляется в трѐх основных смыслах: а) философия как учение об общем, о предельных проблемах и началах всего существующего; б) особая философская дисциплина, онтология в качестве учения о бытии как таковом в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; «первая философия»; в) философский способ познания (или мышления), противостоящий диалектическому методу.
В Средние века метафизика выступает как форма рационального знания, соотносимого со сверхразумным знанием; вопрос о сущем превращается в вопрос «Что есть Бог»; который есть онтология. В Новое время метафизика отделяется от остальных наук и рассматривается в качестве методологии; у Канта – метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать истину с условием, временем, местом.
Мышление человека диалектично. Противостояние метафизики и диалектики – двух альтернативных форм существующих подходов к бытию, особенно очевидно при рассмотрении их принципиальных основоположений.
Основные принципы диалектического понимания – это детерминизм, системность и принцип взаимосвязи части и целого.
Детерминизм – это философский диалектический принцип, согласно которому явления (независимо оттого, относятся ли они к сфере природы, общества или сознания) связаны естественной причинной связью и в каждой рассматриваемой ситуации одно явление в обязательном порядке обусловливает другое. Причина обусловленности бесконечна, не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Есть многообразие типов причинных связей в зависимости от закономерностей, проявленных в конкретной сфере научных исследований (механистический детерминизм, например, трактует всѐ многообразие причин как механическое взаимодействие). Сторонники детерминизма игнорируют случайность, вероятность и неопределѐнность.
Второй принцип диалектики системность. Он заключается в понимании особенностей структуры и характера связанности элементов системы. Система – это целостная совокупность элементов, в которой части так связаны, что выступают как целое. Полагается, что части (элементы) системы в ней приобретают некое иное качество, которым сами по себе не обладают. Так формулируется предположение, что система может порождать(ся) (из) себя, например, клетка человека содержит информацию обо всех органах и подсистемах организма в целом; если часть мозга повреждена, другая еѐ область начинает выполнять потерянные функции и т.п. Анализом разных систем и их особенностей в современной философии заняты, в частности, представители междисциплинарного подхода. Системы бывают простые и сложные. Современная наука стремится к изучению тех сторон и качеств объектов, 70
благодаря которым они оказываются упорядоченными и организованными. Организованность не присуща самим элементам, она выражается в их иерархичности, уровневости, последовательной подчинѐнности. Внутренние и внешние связи составляют целостность системы, еѐ единство.
В качестве третьего принципа диалектики можно рассматривать взаимосвязь «части» и «целого». «Часть» и «целое» выступают и как категории диалектики. Существует несколько типов целостности: а) неорганизованная или суммарная целостность континуума; б) организованная целостность молекулы, кристалла, Галактики, языка; в) органическая целостность биологического вида или общества.
Часть и целое выражают отношения между совокупностью предметов и связью, которая их объединяет и ведѐт к возникновению новых свойств и закономерностей, которых нет у предметов в их разобщѐнности. Связь выступает как целое, а предметы – как части. Например, поваренная соль (NaCh) – целое; а элементы (Na и Ch), соединение которых даѐт это вещество – части, не имеющие с ним почти ничего общего. Тип связи определяет тип целого; целое может быть структурным, функциональным, развивающимся. Проблема части и целого была поставлена в античности, развита в диалектическом материализме. Целое и часть свойственны всем формам движения материи: на уровне атома, клетки, организмов, общества (семьи, государства, нации). В процессе познания важно учитывать несводимость свойств целого к свойствам частей и наоборот. Познание части и целого осуществляется при помощи специальных приѐмов – анализа и синтеза.
Метафизика – это совокупность учений о развитии, способах и формах познания, объясняющих это другими по сравнению с диалектикой способами. Принципы метафизики следующие: независимость и известная самостоятельность законов бытия; значимость при изучения объекта или явления внешних связей, а не внутренних; тезис о том, что движение не может исходить из самой материи, что в любой ситуации есть внешний толчок, побуждающий объект к изменению ситуации; что характер развития состоит в эволюционизме, или катастрофизме, а не постепенном количественном и качественном нарастании изменения; что развитие возможно в форме прогресса, регресса или развития по кругу; что мир состоит из отдельных явлений и вещей; что следует изучать отдельные явления, а не целостные системы, причѐм основной подход должен быть иррациональный; что бытие в своих свойствах и развитии непознаваемо.
Категории диалектики как понятия универсальных связей бытия: единичное – общее; явление – сущность; форма – содержание и т.д. В категориях диалектики выражены понятия об универсальных свойствах бытия. Категории диалектики выступают в парах, выражающих противоположные друг другу содержания. Чтобы разъяснить каждую категорию, необходимо знать определение составляющих еѐ понятий.
Единичное – это объект в совокупности его свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определѐнность.
Общее – это единичное во многом.
В качестве примера принципа единичного и общего можно рассматривать «часть: целое».
Содержание – это единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Форма – это способ существования и выражения содержания.
Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма проявления сущности.
Сущность – главное, основное, определяющее в природе, существенные свойства, связи, противоречия, тенденции развития объекта.
Законы развития: количественная и качественная характеристика вещей, их взаимодействие; цикличность и поступательность. Прогресс и регресс. Противоречия и их преодоление. От конфликта к гармонии. Традиционно существует три основных закона диалектики, к которым можно свести, как их частные случаи, все остальные. Законы диалектики называют также законами развития; они выражают суть диалектики и обнаружены уже в древних формах философии; однако, статус научности законы диалектики получили в философской системе Гегеля и были «доработаны» Марксом и Энгельсом. Формулировки Законов должны быть воспроизведены буквально, чтобы интерпретация «формы» не вызывала искажение «содержания» законов диалектики.
Речь идѐт о Законе единства и борьбы противоположностей; Законе перехода количественных изменений в качественные (и обратно); Законе отрицания отрицания. Следует обратить внимание на взаимосвязь Законов диалектики. 71
Начнѐм с качественных и количественных характеристик, так как любое изменение в своей основе начинается с накопления определѐнного качества, которое при достижении определѐнного количества, своей меры, посредством скачка или перехода превращается в новое качество. Новое качество также продолжает накапливаться, пока не достигает своей предельной меры, за которой следует нарушение меры, скачок, еѐ переход в новое качество и т.д. В накоплении количественных характеристик «зреют» противоречия, которые, сформировавшись, приводят к нарушению меры и возникновению нового качества, после чего начинается новый цикл: происходит процесс накапливания количественных изменений и переход в новое качество.
В моменте перехода «старого» качества в «новое» обнаруживает себя Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположными являются старое и новое качество, их противоборство есть одновременно и единство, так как пока они не разъединились как разное, они существуют в нерасчленимом едином виде. Когда происходит скачок, новое не бывает абсолютно новым, оно содержит элементы старого, но уже не есть старое как таковое. Этот момент смены старого новым Гегель обозначает термином «снятие», подчѐркивая, что старое сохраняется в родившемся новом. Следует добавить, что немецкие формы «Aufheben» и «aufheben» содержат также значение «поднимать», т.е. речь у Гегеля идѐт о переходе на другую ступень при смене старого новым, о развитии по спирали, а не прямолинейном движении. Спираль как схема развития возникает при движении вперѐд и вверх или назад и вниз – в этом состоит диалектика процесса движения, соответствующая прогрессу или регрессу. Формирование противоречий создаѐт ситуацию конфликта; по мере роста количественных изменений, означающего «формирование противоречия», причина конфликта становится «всѐ более явной»; скачок означает прорыв из ситуации конфликта и формирование нового единства противоречий. Эта ситуация единства противоречий представляет временную гармонию. Согласно диалектическим воззрениям, в любой сфере жизни, развитие возможно только через формирование противоречий, их выявление и преодоление во временной гармонии единства. Диалектическое развитие может быть обозначено как движение «от конфликта к гармонии».
Повторяющиеся моменты «снятия» иллюстрирует третий Закон диалектики – «отрицание отрицания»; собственно ряд «снятий» образует спираль развития.
Законы носят универсальный, всеобъемлющий характер, потому что позволяют применить их в самых разных сферах деятельности, не только мыслительной. Их применение, оперирование ими, предполагает использование ряда понятий, которым следует дать определения.
Качество – целостная характеристика функционального единства существующих свойств объекта, его внутренней и внешней определѐнности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.
Свойство – способ проявления определѐнной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.
Количество – внешнее, формальное отношение предметов и их частей, а также свойств и связей.
Скачок – процесс конкретного изменения качества, надлом старого и рождение нового.
Развитие – происходит в преемственности и отрицании; оно может происходить по бесчисленному количеству направлений, по спирали.
Законы диалектики позволяют рассматривать процессы развития в их цикличности, поступательности, обратимости, необратимости в развитии, прогрессе, регрессе и т.п.
Вопросы и задания:
1. Что понимается под «диалектикой»; как в истории философии менялось это понимание? По каким принципам происходит противостояние диалектики и метафизики как двух противоположных взглядов на развитие?
2. Запомните определения категорий диалектики (понятий, выражающих универсальные связи бытия: единичное – общее; явление – сущность; форма – содержание и др.).
3. Как законы развития характеризуют количественную и качественную сторону и взаимодействие вещей? цикличность и поступательность процессов?
4. Как отличается трактовка прогресса и регресса в разных философских методологиях?
5. Что понимается в диалектике под противоречиями и их преодолением?
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Труд – основание для понимания человека и общества. Общественные отношения. Процесс производства; производительные силы; человек как предмет труда. Стимулы, мотивы и средства деятельности. Экологическая деятельность и экологические отношения. Человек – многогранное, многоплановое, планетарное существо, продукт эволюции природы и социума. Важную роль в эволюции природы, в результате которой произошѐл и развился человек, сыграло воздействие энергии Космоса. Человек связан также с общественными отношениями, является их продуктом и творцом. Он может рассматриваться как биологическое, психологическое и социальное существо.
Согласно материалистическим и научным воззрениям, человек произошѐл в результате эволюции природы примерно в одно и то же время в нескольких ареалах земного шара и расселился впоследствии по всей Планете. Основная роль в эволюционных процессах при этом отводится труду и естественному отбору, который происходил под влиянием среды существования. Авторами данной теории является английский ученый Чарльз Дарвин («Происхождение видов», 1859; «Происхождение человека», 1867); положения его гипотезы были использованы немецкими материалистами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом («Роль труда в превращении обезьяны в человека»). У Дарвина были и предшественники, и противники, а с возникновением генетики дарвинизм (к научности которого у учѐных много претензий) существует одновременно с ним; большую роль в утверждении учения Дарвина как единственно верной эволюционной теории (несмотря на существование гипотез Ж.Ламарка и А.Вейсмана) сыграл марксизм, в котором дарвинизм рассматривается как «иллюстрация» к диалектике.
Концепция труда как фактора развития человека современного типа активно разрабатывалась в марксистской философии, согласно которой труд – создал человека. Происходило это в человекообразных сообществах, в которых первобытный человек социализировался. Очень важными факторами при этом являлись результаты эволюции: прямохождение, освободившее руки для всѐ более расширяющейся многообразной деятельности; отведѐнность большого пальца от кисти; добывание огня, приобретение навыка его сохранения; потребление в пищу приготовленной на огне белковой пищи (мяса), возникновение языка, мышление, общение и др. В обществе уже на начальных этапах его развития происходило естественное разделение труда. Каждый человек производил часть необходимого коллективу и участвовал в обмене результатами коллективного труда. Значительно позже первобытного обмена продуктами труда, отношения в процессе материального производства стали называться производственными отношениями (сегодня многие сферы духовной деятельности человека описываются также в терминах производства). Марксисты выделяют сферу материального производства и еѐ особую роль, специальным обозначением «базис», называя все остальные сферы жизни общества «надстройкой». Ряд обществоведов, позитивно воспринимающих социально-экономическое учение Маркса, считает производственно-экономические отношения основными, а другие виды общественных отношений (политические, социальные, духовные) в большой степени зависящими от экономических, характер которых в свою очередь зависит от отношений собственности. Возможности человека в политической или социальной сфере жѐстко обусловлены его материальным положением. Другие мыслители (Питирим Сорокин) считают, что все сферы жизни, в которых участвует человек, взаимосвязаны и что в них нет более важных, или менее важных; в жизни каждого сообщества соотнесѐнности между разными сферами жизни будут иметь свои характеристики (в либеральном обществе они одни, в тоталитарном – другие).