ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 476

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия «труд» и «деятельность» часто употребляются как синонимы. Если они разделяются, под трудом имеется в виду активная деятельность, направленная на достижение практически полезного результата; часто в качестве деятельности понимается ход процесса деятельности. Первоначально деятельность человека была связана с необходимостью приспособиться к окружающей среде и удовлетворить свои биологические потребности. Возможно, очень скоро, или одновременно с вынужденным приспособлением, человек осуществлял свою преобразующую деятельность. Можно говорить также о том, что приспособительная деятельность как таковая имела своим следствием преобразование окружающей среды.

В структуре деятельности важное место принадлежит субъект-объектным отношениям. Субъектом принято называть того, кто совершает действие, объектом – то, на что направлено действие (действие может быть направлено и на человека). Деятельность описывается как состоящая из отдельных действий и имеющая свою структуру как последовательную цепочку элементов: мотив, потребность, цель, средства, результат. В качестве цели деятельности понимается то, что представлено в сознании и ожидается как итог направленной деятельности. Под средствами деятельности понимаются предметы и способы, которыми достигается поставленная цель. Результат – конечный продукт или отношения, 73

получаемые в конце всего процесса, или определѐнного этапа деятельности. Мотивом называется то, что побуждает деятельность. В мотивах проявляются потребности человека, как переживаемая и осознаваемая нужда. Принято различать (соответственно сферам принадлежности и удовлетворения): физиологические, экзистенциальные, социальные, духовные и другие потребности. Большая роль в деятельности принадлежит убеждениям (устойчивым взглядам человека на мир, в которых выражены идеалы и принципы данного человека), которые человек стремится воплотить посредством своих действий.

Существует множество разных классификаций и систематизаций потребностей и видов деятельности. Макс Вебер считает, что деятельность, в зависимости от мотивов, может быть: целерациональная (основанная на разумном определении целей и стремлении к ним); ценностнорациональная (обусловленная ценностями, которых человек придерживается и от которых не может или не желает отступить); аффективная (спонтанная и инстинктивная); традиционная (обусловленная автоматическим, механическим, или осмысленным воспроизведением в конкретной ситуации традиционного решения).


Экологическая деятельность полагается как деятельность, учитывающая совместную эволюцию природы, общества и человека. Соответственно, экологические отношения – это отношения в системе человек – природа и человек – общество. Это две (направленная на природу и ориентирующаяся на других людей), взаимосвязанные сферы деятельности человека, призванные посредством человека как связующего звена и наделѐнного разумом существа, обеспечить неконфликтное сосуществование трѐх систем (природы, общества и человека), как обусловливающих возможность существования друг друга. Конфликтный характер современных отношений связан с несовпадением целей развития человека, природы и общества. Существующую ситуацию можно назвать тупиковой, в том смысле, что еѐ сложно изменить. Изменения возможны как связанные с изменением индивидуального и коллективного сознания, при кардинальной смене жизненных ориентиров каждого человека в отдельности и человечества в целом. Философия может работать на такое изменение, продуцируя соответствующие идеалы, пропагандируя образцы поведения, просвещая, распространяя информацию о состоянии среды, происходящих процессах и их последствиях и т.п.

Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Структура и формы общественного сознания. Общественное бытие включает те отношения, которые существуют в обществе независимо от сознания и воли человека: производственные, классовые, национальные, семейные, социальные, политические и т.д. В современных обществах доминируют производственно-экономические отношения. Это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обмена, потребления материальных благ, соответственно определѐнному уровню производительных сил, и меняющиеся с их изменением. Чаще всего современный человек выступает потребителем, его задача состоит в том, чтобы обеспечивать постоянное производство и потребление.

Производственные отношения – это отношения, которые характеризуют в первую очередь форму материального производства. Производительные силы – это содержание производства: совокупность вещных и личностных элементов производства, указывающих на степень овладения человеком прежде природными, затем и социальными явлениями. Производственные отношения – это разного рода отношения (распределения, обмена, собственности, потребления, управления, спецификации). Основой производственных отношений являются отношения собственности, связанные с владением, использованием и возможностью распоряжаться средствами производства. Формы собственности могут быть разными, бывает общественная, государственная, корпоративная, частная, личная и др. еѐ формы Изменения в материальном производстве, по Марксу, начинаются с производительных сил и ведут к изменениям в производственных отношениях, которые, в свою очередь влияют на производительные силы; конфликт между производственными отношениями и производительными силами и выступает «диалектическим» источником социального развития.


Если в классическом периоде развития человечества человек полагался целью себя и не должен был рассматривать другого человека как средство, теперь, в потребительском обществе (обществе постмодерна), эта ситуация кардинально изменилась: человек и его духовность рассматриваются и используются – потребляются, другими людьми аналогично вещам и знакам вещей; границей в действиях конкретного человека в такой общественной ситуации может быть только его нравственное чувство.

Определяющими в общественном бытии являются производственно-экономические отношения. Общественному бытию соответствуют формы общественного сознания или духовное бытие. Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний и 74

настроений, отражающих общественное бытие, формирующих его и выражающих смыслы всех сторон жизни человека.

Содержание общественного сознания может существовать как в форме материальной: компьютерные программы с их носителями, произведения литературы, произведения искусства и т.п., так и в идеальной: идеалы, принципы, установки сознания и т.п.

Общественное сознание относительно самостоятельно, оно может «опережать» общественное бытие или «отставать» от него. Носителем общественного сознания является человек, разнообразные коллективы, или группы людей; но общественное сознание не есть просто сумма индивидуальных сознаний. Индивидуальное сознание определяет качество человека как социального существа.

Индивидуальное сознание на каждом уровне содержит интеллектуальные формы и менее развитые, примитивные, или близкие к примитивным, биологические, плохо поддающиеся социализации формы. Общественное и индивидуальное сознание соотносятся как система и еѐ элементы. Неоднородностью индивидуального сознания объясняют парадоксы истории, когда развитые культурные нормы не приводят к гарантированной гуманизации человеческого поведения. В этой связи философия изучает проблемы коллективизации индивидуальных свойств сознания. Двадцатый век – это век массовых процессов: высокоразвитого материального производства, войн, конфликтов. Культура, политика, получение знания – всѐ стало массовым; при этом власть остаѐтся единичной, а исполнение – коллективным. Данное противоречие, как считает И.И.Кравченко, может быть снято разделением власти между управляющей и управляемой системами, если концентрированная централизованная власть государства будет формировать политику вместе с децентрализованной, деконцентрированной властью общественного самоуправления. Но эти процессы идут очень медленно и в связи с недостаточным интересом к политике государства со стороны граждан, и их политической неграмотностью, возникает угроза включения в политику неподготовленных для общественной деятельности людей. От самого общества и его социальных структур зависит, какие уровни и сферы политического сознания будут коллективизироваться. Акты индивидуального сознания могут коллективизироваться и становиться явлениями общественного сознания; коллективизируются ценностный, рациональный и иррациональный уровни сознания, в том числе и интимные явления подсознания; возникают коллективные настроения, мнения и убеждения. Какая часть спектра сознания будет доминировать в данный период истории – это проблема исторической науки. Структура сознания, по Кравченко, динамична, еѐ уровни дифференцированы таким образом, что отдельные сферы постоянно движутся, вектор их движения может изменяться в значительной степени.


Коллективное, или общественное сознание, современной цивилизации может меняться в сторону либерализации и демократии, или консерватизма; это зависит от интеллектуальной деятельности современного человека, от степени сознательности его отношения к происходящим процессам. Неизбежно противостояние конструктивного и деконструтивного уровней общественного сознания, порождаемых уровнем общественного развития, спецификой истории, готовностью индивида и коллектива к модернизации. Коллективизация общественного сознания вызвана стремлением к его мобилизации; мобилизуется общество, политика и власть, которая осуществляет политику.

В общественном сознании выделяют некоторые виды, или формы сознания. Формы общественного сознания, под которыми понимаются этические взгляды, правовое сознание, политические взгляды, религиозные взгляды, эстетические взгляды и др., различаются по способу отражения общественного бытия, его идеального представления, или конструирования (может быть логический или конкретно-чувственный способ), социальной роли и специфике генезиса.

Обыденное сознание основано на жизненно-практическом опыте, наблюдении, анализе ситуаций и интуиции. Это традиционное сознание отдельных общностей. С обыденным сознанием связана общественная психология. Она охватывает массовидные психические процессы тех или иных общностей.

Теоретическое сознание – это система рациональных знаний, отражающих внутреннюю сущность объектов, выраженная специфическим языком понятий, терминов или категорий.

Идеология – соответствует теоретическому уровню и является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов социальных групп. Она характеризуется целенаправленностью формирования и может быть революционной, реформистской, прогрессивной, реакционной, научной, ненаучной и т.д.

Функции общественного сознания (прогностическая, познавательная, социально-преобразующая, регулятивная, воспитательная и др.) взаимосвязаны. 75

Общество как сложная система. Его духовная, экономическая, гражданская и политическая подсистемы. Общество – это исторически сложившаяся система сложных и многообразных отношений между людьми в их деятельности. Оно состоит из ряда подсистем (духовной, экономической, гражданской, политической, хотя возможна и более дробная классификация), развитие и существование которых характеризуется взаимосвязанностью. Общество это не конгломерат отдельных индивидов, а сложные взаимоотношения людей, целостная развивающаяся система индивидов и продуктов их деятельности, на которую влияет совокупность природных, демографических, экономических, политических, религиозных, национальных и других факторов. Разные мыслители по-разному оценивали роль этих факторов в жизни человека и общества.


Аристотель полагал, что общество существует как совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения социальных (политических) инстинктов.

Гоббс и Руссо – что это совокупность индивидов, объединившихся на принципах общественного договора.

Маркс – видел в обществе совокупность общественных отношений, являющихся отражением отношений собственности.

Мертон и Парсонс – в первую очередь видят в обществе систему разделения социальных ролей.

Монтескье и Мальтус – обращают внимание, как на основной фактор, на конкретные природные условия.

Бэлл, Ростоу, Тоффлер – основной характеристикой общества считают развитие техники, технологий и науки.

Данилевский – отмечает культурно-исторические особенности, связанные с переживанием жизни коллективом людей.

Фромм, Мертон – самой важной характеристикой считали степень свободы личности в обществе.

М.Вебер – заявляет, что нет единого основания развития общества, что основной силой его развития является народ, но велика роль отдельной личности, если это выдающаяся (историческая) личность.

Политика и власть. Политические системы. Политика и власть в каждое историческое время имеют свою форму выражения. Политика определяется как отношения между социальными группами, классами, национальными или государственными образованиями, складывающиеся по поводу власти. Иногда говорят, что борьба имеющихся в обществе группировок за власть и есть политика.

Политическая система – это устойчивая форма человеческих отношений, посредством которых принимаются для данного общества и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения. Она отличается от других систем общества четырьмя своими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; еѐ право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; еѐ решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся. Эти принципы могут быть отнесены и к государству. Но термин «политическая система» употребляется также для обозначения совокупности отношений, охватывающих управление государством и политические процессы в нѐм. Иногда любое общественное отношение, в котором проявляется влияние авторитетно-властных решений, относят к политической системе; или авторитетно-властное полномочие на международном уровне и другие отношения между государствами причисляют к международной политической системе.