ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Доминик Фольшайд в «Великих датах классической, новой и современной философии» пишет, что «дарвинизм рождается одновременно с генетикой», «которую Дарвин полностью игнорировал», и что «в результате этого противостояния появляется «синтетическая теория эволюции», которая до сих пор остаѐтся предметом споров.
В начале восемнадцатого века французский историк Жан Батист Дюбо и немецкий натурфилософ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803; «Идеи к философии истории человечества») оформили первую экологическую концепцию эволюции. В 1759 году в классическом труде последователя и популяризатора философии Лейбница, мыслителя, благодаря которому «метафизика добралась до Канта» («после того как прошла через жернова суровой критики и материализма»), Каспара Фридриха Вольфа (1679-1754; «О зарождении»), высказан тезис, что сходство между видами животных есть следствие сходства сил, действующих при формировании зародышей. Ламарк в первых трактатах «Философии зоологии» высказал идею активности живого, утверждал саму идею эволюции; в третьем трактате он «добавил, что организмам свойственно усложняться (идея прогресса), чем и стал знаменит». Мысль о наследовании приобретѐнных свойств была во времена Ламарка, как пишет Ю.В.Чайковский, общеизвестна, «вплоть до пошатнувших еѐ работ Августа Вейсмана» (1834-1914, «Очерк о наследственности и связанных с ней биологических вопросах»). Представитель неодарвинизма, отвергая идею о наследуемости приобретѐнных свойств, Вейсман утверждал, что прямого доказательства обоснования теории естественного отбора представить невозможно. Преемственность форм жизни до Ламарка признавали Ш.Бонэ, Ж.-Ж.-Р.Робине, И.Ф.Гердер. В ноябре 1859 года вышло в свет «Происхождение видов», что означало победу идеи эволюции в биологии: книгу и еѐ идеи стали обсуждать, затем преподавать.
Теория Дарвина утверждала, что виды не неизменны; что они эволюционируют, давая начало различным видам; что основной механизм эволюции видов – естественный отбор (среда провоцирует индивидуальные различия, поощряя более жизнеспособные особи); но, если особи одного вида различны, возникают два вопроса: каковы причины индивидуальных различий? Если различия наследуются, то как они передаются?
Вейсман, отрезал хвосты у новорождѐнных мышей на протяжении нескольких поколений и, так как новые мышата рождались с обычными хвостами, он выдвинул гипотезу, что не среда, а внутренние органические факторы ответственны за наследственную информацию. Весьма сложными рассуждениями о комбинации популяционных генов в момент оплодотворения, он попытался объяснить источник изменчивости. Голландский ботаник Гуго де Фриз (1848-1935) провѐл наблюдения над растениями и обнаружил помимо «нормальных», популяцию растений с отклонениями, которые, как оказалось, наследуются. Эволюционная теория получила подтверждение: вид репродуцирует не только «нормальные особи», но и от 1 до 2 % «ненормальных»; эти вариации Фриз назвал мутациями. Дарвин связывал отбор с минимальными изменениями, Фриз доказал, что эволюция не лишена скачков, что любой вид способен на определѐнном этапе к мутациям и что особи могут отдаляться от нормы и друг от друга; что отбор воздействует на мутационный материал и особи эволюционируют по-разному в разных средах. Вклад Фриза заключается в следующих тезисах, отмечает в своей статье Ю.В.Чайковский: вариативность не зависит от среды; отбор действует на внешние изменения, или мутации, и способствует появлению новых черт. Эволюционная теория возвращалась к нерешѐнным в ней вопросам (Как возникают изменения? Как они репродуцируются?), ответ на которые дала новая наука – генетика. 82
Понятие гена ввѐл в 1909 году Уильям Бэтсон, что разделило биологов на два лагеря: одни считали, что дарвинизм получил новый смысл: «эволюция – процесс изменений и новых комбинаций генов под действием отбора»; другие – что в дарвинизме нет нужды, так как проблема не в отборе, а механизме появления новых генов (говоря современным языком, в механизмах молекулярного номогенеза). Сейчас почти все исследователи принадлежат к первому лагерю, но вопрос из второго лагеря остаѐтся без ответа: дарвинизм умеет описывать только включение, выключение и мелкие модификации уже существующих генов, но не умеет описывать появление новых генов. Так как в рамках дарвинизма нет прогресса, это учение характеризуется как религиозное (догматическое). Ю.В.Чайковский, нашедший прямое опровержение идеи отбора (об этом его книга: Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. – М., 2008), утверждает, что теория Дарвина «стала общепризнанной» «в странном состоянии».
В двадцатом веке появилась биоценология, эксперименты «ведущего фитоценолога В.Н.Сукачѐва на высших растениях показали, что борьба между близкими формами (внутри вида) в противоположность утверждениям Дарвина на деле почти отсутствует. В трудах А.А.Любищева и Н.Л.Гумилѐва разрабатывалось учение этногенеза; Гумилев, на основе гипотезы «биогеохимической энергии» В.И.Вернадского, первым осмелился утверждать, что эволюция человечества есть и социальный, и географический, и биологический процесс одновременно. В 1959 году Поппер связал воображаемый отбор с методом проб и ошибок, применяемым в кибернетике и утверждал, что никакого иного способа эволюции нет ни в биологии, ни в теории познания.
Основная идея Гумилѐва состояла в том, что развитие этносов происходит посредством пассионарности (способности к целенаправленным сверхнапряжениям людей и вождей), которая противоположна инстинкту самосохранения (I). У пассионариев P > I, у гармоничных людей P = I, у субпассионариев – P< I. Пассионарии есть в каждом обществе всегда, но в момент пассионарного толчка (он всегда является итогом массовой мутации под воздействием космического фактора), их количество увеличено и определяет облик этноса; этнос становится агрессивным, смешивается с другими этносами и образует новый этнос или суперэтнос. Новый этнос восприимчив к новациям; со временем в нѐм уменьшается количество пассионариев, преобладают гармоничные особи и наступает фаза инерции, надлома, которая сменяется фазой абскурации, или распада – увеличивается количество субпассионариев. Именно фазу инерции оценивают в истории как прогресс (например, девятнадцатый век в истории Европы).
Принципиально новым в теории эволюции Ю.В.Чайковский считает «возвращение идеи единства эволюционного процесса», существовавшей до появления дарвинизма (речь идѐт о распространѐнном представлении о единой фрактальной структуре мироздания), а также принципов активности (идеи Бэкона) и сопряжѐнности. «Заново возник экологический эволюционизм: в последние 150 лет с Дальнего Востока на Запад движется, начиная с Японии, процесс рождения активных этносов».
Что касается духовной эволюции, в «идеологии человека», современность часто оценивается как завершение идей Нового времени, исторического периода, в котором человек получил сначала социальную и политическую, а затем и духовную свободу; как следствие своей свободы, он достиг необычайного взлѐта науки и техники, которые дали ему новые возможности для преобразования окружающей среды. В качестве отрицательных результатов развития называют неограниченный рационализм, переходящий в самомнение разума, или расщепление целостного человека, сформированного к концу Средневековья, безграничный индивидуализм, закончившийся беспомощностью при попытке установить смысл своего существования на Земле. Титанизм в качестве характеристики человека эпохи Возрождения, был подвергнут критике многими мыслителями; например, С.Л.Франк считал данную характеристику человека отрицательной, подчѐркивая, что непомерное самомнение, не подкреплѐнное разумным пониманием ограниченности своих интеллектуальных возможностей и ответственностью за свои решения и деятельность, привело к порождению проектов, которые позже оформились в мире в разнообразные разрушительные социально-политические движения (социалистические, анархистские, коммунистические). В Новое время было сформулировано представление о линейном прогрессе, сменившееся более адекватным спиралевидным, или диалектическим восхождением, но, как было уже сказано, человек, несмотря на технические достижения, не становится ни счастливее, ни нравственнее. С середины девятнадцатого столетия начинает формироваться «массовое общество» (общество потребления и бездуховности) и «массовый человек» (бездуховный человек с псевдоинтересами). Одна из стержневых характеристик такого человека – «идейное отрицание личного подвига и личной ответственности», склонность переступать границы 83
человечности, о чѐм писали многие философы: Ф.Ницше, В.Гѐте, П.Флоренский, П.Струве, О.-И.Гассет, Н.Гумилѐв, К.Ясперс и др.
В двадцать первом веке всѐ чаще раздаются голоса о том, что биологическая эволюция человека завершилась и наступает время технической эволюции. Так, представители современных трансгуманистических учений придерживаются идеи об абсолютном отсутствии моральных или этических причин, которые бы препятствовали вмешательству человека в процессы, происходящие в природе, и улучшению еѐ, в тех случаях, когда это важно для человека и необходимо для удовлетворения его потребностей.
В постиндустриальном обществе многие люди объединяются по сетевому принципу, что отражает новую степень эмансипации человека и развития его индивидуации, являющейся результатом преодоления национально-государственных границ и широкого доступа к международным формам деятельности (С.С.Хоружий). Сознание таких людей трансформировалось и характеризуется уходом в бессознательное и виртуальное. Современное человечество живѐт в двух противоречащих друг другу процессах: глобализации и стремления сохранить свою национальную идентичность.
В социальном плане для человека характерно стремление изменить мир, но для этого всегда недостаточно возможностей. Очевидно, необходимо думать и принимать ответственные решения, чтобы по прошествии времени не оказывалось так, что реальность была понята неадекватно, а сделанного исправить уже невозможно. История показывает, что сказанное в первую очередь относится к социальной сфере, где невозможно «вернуться назад»: сделанное искажает мир и далее искажения только усугубляются. Поэтому большая часть социологов и антропологов полагает, что каждый человек должен стремиться к духовному развитию и улучшению коллективной жизни, об этом же свидетельствуют религиозные учения и история философских учений (Вл.Соловьѐв писал: «стать человеком, т.е. «спастись», можно лишь в сфере нравственности, т.е. «спасая» других»).
То, что человек делает, часто обозначается как труд. Одно из определений труда состоит в том, что это созидательная деятельность, выражающая высокое предназначение человека. С трудом связаны потребности человека. Как правило, цели бывают переплетены со средствами: средства в процессе деятельности становятся целями. Деятельность в обществе характеризуется тем, что, получая от других то, что ему нужно, каждый человек должен производить то, что нужно другим. В целом, история цивилизации есть деятельность людей, ориентированная на достижение разнообразных материальных и духовных благ.
Труд – целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных богатств и социальных сил, для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. С развитием наук деятельность человека оказывается оснащѐнной всѐ более совершенными, или сложноустроенными, техническими приспособлениями, которые всѐ в большей степени облегчают сам процесс труда и усиливают отчуждение человека от его труда.
Техника – система созданных средств и орудий производства, приѐмы и операции, умения и искусство осуществления труда и развития знания и одновременно сама техника, ставшая средством труда и развития знания. Цель и функции техники – преобразование природы и мира человека в согласии с целями, сформированными людьми на основе их нужд и желаний. Человек, природа и общество взаимосвязаны и, согласно современным концепциям, должны развиваться вместе.
Природа, по В.Соловьеву, – некоторое существенное в себе единое начало, производящее из себя все вещи.
На Земле происходит три взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: природные, социальные и смешанные. Диалектика взаимоотношений природы и общества такова, что по мере развития общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается, а опосредованная – увеличивается. Здесь можно привести пример: производственные выбросы Европы и США привели в девяностых годах к засухе и голоду в Сенегале (на эту тему был создан научно-популярный фильм БИБИСИ).
Научная революция семнадцатого-восемнадцатого веков не просто носила теоретический или методологический характер, она преобразовала мир и общество. Но по силе влияния на окружающий мир, общество и человека наука и технологии двадцать первого века не имеют предела.
Человек геохимически переделал мир и обратный процесс уже невозможен. Его деятельность образует канал, по которому осуществляется «обмен веществ» между человеком и природой. Природа 84
требует взаимности: надо не только брать, но и отдавать. В процессе развития человеческого сообщества происходит расширение рамок географической среды и ускорение природных процессов.
Экология – комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями обитания с целью поддержания динамического равновесия системы человек – общество – природа. Раньше человек использовал природные ресурсы стихийно. НТР – столкнула человека с ограниченностью ресурсов; возникла необходимость глобального регулирования: социального, природного, культурного. Человеку ясно, что необходимо учитывать законы природы, что его воздействие на окружающую среду нарушает баланс экологических процессов. Преобразующая деятельность человека становится всѐ более заметной и свидетельствует о необходимости гармонизации взаимодействий в названной системе по направлению усиления нравственно-эстетического отношения к природе.