ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 459

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы научного познания. Метод – это система регулятивных принципов, преобразующих практическую, познавательную, теоретическую деятельность. Это система приѐмов, связанных с теорией и мастерством еѐ применения. Философские методы универсальны; каждый метод даѐт знание одной, или нескольких сторон объекта и имеет пределы своих познавательных возможностей.

Методы научного знания условно можно разделить на универсальные (применимые в каждой сфере познания), теоретические (применяемые на уровне рационального познания и мышления) и эмпирические (связанные с получением и обработкой опытных, или опытно-чувственных знаний):

А) универсальные: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, идеализация, диалектика, наблюдение, эксперимент, описание и др.

Б) теоретические: единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация, моделирование и др.

В) эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание и некоторые другие.

Понятие «техника». Этапы развития техники. Значение науки и техники в экологических процессах. Техника – это система созданных средств и орудий производства, приѐмы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В ней аккумулированы опыт, приѐмы, методы познания, преобразования природы. Формы и функции технических средств отражают их воздействие на природу. Техника возникает, когда для достижения определѐнной цели «возводятся промежуточные средства». Иногда технические средства называют «насадками», увеличивающими возможности и свойства органов чувств человека. Техника – это знание и средства труда. Цель применения техники – более эффективное, более усиленное воздействие на окружающую среду, или еѐ преобразование. В связи с новыми возможностями преобразования, предоставляемыми развитием техники, не должны вымирать творения природы. Не должно быть омертвления души и опытно-чувственных возможностей человека. Техника вписана в контекст социального бытия и сознание, составляет основу индустриальной цивилизации, характеризуется во времени и постоянно прогрессирует. Техника должна быть всегда подчинена разуму и воле человека; «инструментализация» мира не должна разрушать равновесие в природе. Чрезвычайно сложны вопросы контроля за использованием техники. Использование техники имеет смысл только в том случае, если она способствует увеличению своеобразия человека, или расширению духовности человека.


Этапы развития техники: время, когда человек пользовался орудиями ручного труда; время, когда были изобретены и стали широко использоваться машины (середина девятнадцатого века); время изобретения и использования автоматов (середина двадцатого века). А.Хейзинга считает, что техника на каждом этапе выражает людей и идею человечности данного времени в концепции человека, создающего технику и использующего еѐ. В соответствии с мощными возможностями техники возникает необходимость широкой экспертизы, гласности и средств контроля со стороны общественности. Это высказывание относится и к современности, которую можно с полным правом назвать четвѐртым этапом в развитии техники, имея в виду этап применения нанотехнологии, с внедрением которой связаны большие надежды и опасения человечества.

Одностороннюю положительную оценку данной технологии дают сторонники трансгуманизма, новой идеологии современности. По Эрику Дрекслеру, новая технология предполагает строительство нанороботов, молекулярных машин неорганического атомного состава; эти машины могут строить свои копии, обладая информацией о таком построении. Поэтому грань между живым и неживым начинает стираться. Используя нанотехнологию, многие страны смогут достичь экономического могущества и беспрецедентного военного роста. Квантовые компьютеры с нейроинтерфейсами обеспечат 93

функционирование квантового Интернета, обмен информацией с которым будет возможным через мозг. При этом информация станет всеобщим эквивалентом коммуникации. Только военные преимущества сами по себе будут достаточны, чтобы сделать прогресс в данной сфере почти неизбежным.

Если сущность государства неизменна и негативна по отношению к обществу, то нанотехнология лишь даст глобальному обществу и глобальному государству новые возможности реализации своей сущности в форме контроля, подавления и эксплуатации доминирующей социальной группой подчинѐнных социальных групп и индивидов.

Нанотехнология может быть использована во вред или на пользу человеку, это связано с сущностью самой технологии и сознанием, или ответственностью человека. Исследования биолога Евы Обердѐрстер показали проникновение наночастиц-фуллеренов в структуры мозга через носовое дыхание. Другая научная работа подтвердила факт повреждения мембран клеток мозга рыб наночастицами. Исследованиями установлено, что нанотрубки, проникающие в организм (например, лѐгкие) при медицинском обследовании людей, намного ядовитее, чем углерод, содержащийся в саже, более ядовиты чем кварц. В связи с приведѐнными фактами возникает проблема нарушения медицинской этики и заповеди врача («не навреди»): во-первых, изучение новой медицинской техники, последствий еѐ использования, происходит одновременно с применением, что недопустимо; больной или здоровый (обследующийся) человек не владеет информацией о том, что и как с ним происходит; в третьих, нет границы между обязательной необходимостью применения и теми случаями, когда без использования непроверенной техники можно обойтись. Это касается и новых лекарств, последствия применения которых никто не изучал, и которые на молекулярном или генном уровне «продолжают работать», после исчезновения показаний, по которым было сделано медицинское назначение.


Идея, что сознание есть граница биологической эволюции, и дальнейшая эволюция человека станет технологической, прочно входит в принципы трансгуманистов. Фактом сохранения идентичности человека признаѐтся не тело, а только память, ценности, отношения и эмоции, в то время как сущностью человека признаѐтся «виртуальная машина, киборг, программа». Трансгуманисты видят смерть как необратимую потерю информации о личности. Поэтому, утверждают они, если зафиксировать тонкую структуру (пространственное распределение связей между нейронами) мозга человека в течение нескольких часов, или даже десятков часов после его биологической смерти, существует вероятность того, что сохранившейся информации о его личности будет достаточно для оживления медициной будущего, что подразумевает сохранение им своего Я. Признаками трансгуманности могут выступать такие факторы, как усовершенствование тела с помощью имплантантов, генетическое усовершенствование физических и психических качеств, бесполая репродукция. Особый энтузиазм трансгуманистов вызывает возможность жизни вне тела в качестве «информационного паттерна» компьютерной сети. Согласно их убеждению, в будущем сознание человека можно будет подключить к мощному компьютеру так, что формируется «сверхсознание», в рамках которого мыслительные процессы проходят в миллион раз быстрее, чем у современного человека. Это сверхсознание может обладать большими способностями к творчеству и обучению.

Для двадцатого века большое значение имели достижения в области компьютерных разработок и искусственного интеллекта. В связи с возникновением «сложной техники» появляется такое понятие как демонизм – злое начало техники; проявление ею себя как силы, увлекающей за собой. Ещѐ в семидесятые годы двадцатого столетия широко обсуждались вопросы «Думает ли машина? Сможет ли она творить?». Утвердительные ответы строились на следующей логике: человек творит и открывает новое в науке или искусстве на основе накопленных им знаний; как именно соединяются в новые смыслы эти часто известные всем истины в голове отдельного человека, никто не знает; исключать возможность соединения старого в новое, или возможность появления новых знаний у машины (тем более, у компьютера), «обладающих довольно большим объѐмом знаний», теоретически невозможно. В другой логике технику можно рассматривать как система, которая «сможет порождать новые смыслы из себя», в качестве примера может послужить процесс освоения языка ребѐнком: какое-то время он познаѐт слова и запоминает их, мучает всех вопросами и вдруг начинает говорить сложными предложениями, правильно соединяя слова и удивляя всех. Ещѐ один вариант «демонизации» – действие вируса или «ошибки, способных вызвать перестройку программы». Компьютер остаѐтся «только псевдосубъектом», до тех пор, пока деятельность созданной человеком техники подвластна его контролю. Как только уровень «самостоятельности» этой техники перешагнѐт возможности человека, машина будет продолжать творить новые образцы техники и решать свои задачи, но не сможет отвечать за последствия «работы», 94


или функционирования созданного. Для компьютера сегодня характерны выполнение функций аналогичных мыслительной деятельности и влияние, или воздействие на человека.

Понятно в этой связи, что чем выше уровень технических возможностей, тем выше должна быть ответственность человека за свои действия. В связи с новыми возможностями воздействия на человека, впервые возникает проблема самоидентичности человека.

В настоящее время общество, человек и власть смирились с тем, что всѐ большее количество людей погибают не своей смертью, а вследствие эгоизма, равнодушия и озлобленности людей, «пробирочных болезней», загрязнѐнности окружающей среды, изменения природных параметров существования. Аварии на рукотворных объектах уносят жизни людей, делают части суши и водоѐмы неприемлемыми для живого, провоцируют природные катаклизмы; трансгенные продукты (ГМО) меняют генетический код человека; СМИ пытаются убедить людей, что для будущего человечества достаточно сохранить человеческий вид как таковой (поэтому и клонирование нужно разрешить); в связи с тем, что естественных продуктов питания на всех не хватает, необходимо создавать искусственные, даже ценой отказа от «человеческого» будущего; то, что 70-80 % лекарств, продающихся в аптеках, поддельные, стало нормой и т.д.

В современности выделяют три глобальные проблемы: связанную с изменениями климата (глобальное потепление, природные катастрофы); финансовый кризис, связанный с несоотнесѐнным с экономической реальностью стремлением к получению прибыли; и энергетическую безопасность (страны, у которых есть энергетические ресурсы стремятся получать прибыль и не терять свои международные позиции; государства, не обладающие энергоносителями, заняты поисками альтернативных форм и стремятся к независимости).

Отношения человека, оснащѐнного техникой, с природой носят конфликтный характер; применение техники однозначно обостряет экологические проблемы, когда угрозы распространяются на сохранение человеком себя как природного вида. На протяжении некоторого времени в мире создаются банки данных: растений, злаков и т.п. В современных технологиях часто речь идѐт о мерах по сохранению не жизни, например, живущих сегодня на Земле людей, а о сохранении генома человека как вида. Это свидетельствует также об обесценивании индивида и не позволяет уже говорить о самоценности каждого отдельного человека. Такая ситуация философией квалифицируется как абсурдная, как проявление тотального кризиса человеческого; в серьѐзных журналах мыслители сегодня спокойно и уравновешено пишут о постчеловеческой антропологии.


Вопросы и задания:

1. Что представляет собой познание как процесс? Расскажите о чувственном и рациональном познании и их формах.

2. Как можно характеризовать «субъект» и «объект» познавательной деятельности? В чѐм выражается единство познания и практики? В чѐм состоит роль практики в познании?

3. Какое место отведено в философии проблеме истины? Что понимается под объективностью истины? В чѐм состоит еѐ абсолютность и относительность?

4. Что понимается в философии под понятием «наука»? Каковы еѐ признаки, или принципы?

5. Каковы содержание и методы эмпирического и теоретического знания? Приведите классификацию методов научного познания.

6. Что понимается в философии под «техникой»? Какие этапы она прошла в своѐм развитии?

7. Можно ли говорить о новом этапе в развитии техники в связи с современными достижениями в этой области? Каким Вы представляете себе человека будущего?

8. Каково значение науки и техники в экологических процессах? Что Вы понимаете под «экологией человека»?