ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Ценностное сознание человека и отношение к действительности с позиции должного (ценностей, норм и идеалов). В нормах, ценностях и идеалах и отношении человека к ним находит своѐ выражение общественное и индивидуальное сознание. Ценности связаны с определением объекта реальности как имеющего положительное или отрицательное значение для человека или человечества. Для человека явления и вещи имеют смысл, освещѐнный обычаями и культурой. Всѐ не только воспринимается, но и 95
оценивается, вызывая чувство восхищения, любви, или ненависти, что связано со знаниями, вкусами и особенностями отношений людей к существующему. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия вещи, относящейся к материальной и духовной культуре. Поэтому ценности – это субъективно-объективная реальность. Оценочные суждения важны для разумной ориентации человека в жизни. В основании ценностей полагается тот факт, что вещь кроме физического имеет и общественное бытие, выполняя исторически определѐнную функцию, имеет общественную значимость. Оценка вещи происходит с точки зрения интересов и потребностей человека. Его отношение к миру в целом носит ценностный характер. Оценки могут быть объективными, или субъективными, нравственными, или безнравственными, прогрессивными, или регрессивными, истинными или ложными, абстрактными, или конкретными и т.п.
Ценностные отношения формируются на высоком уровне сознания человека; общество стремится целенаправленно развивать их; такому развитию служит идеология государства и социальные институты. Ценности общества и культура взаимосвязаны.
В мировоззрении взаимосвязаны познание и ценностные отношения, фиксируемые в обществе как социальная норма, обычай, идеал, традиция или правило. Новые поколения вносят в них изменения, что связано с изменением или пересмотром понятия «должного».
Возникновение и развитие нравственности, еѐ структура и функции. Мораль. Этика – учение о нравственном или о морали. Термин ввѐл Аристотель как обозначение области практической философии; позже это отношение подтвердил Кант, назвав свой труд об этике «Критика практического разума». Этика исследует, что в жизни и мире обладает ценностью; она способствует пробуждению оценивающего сознания. У каждого человека существует «пирамида» ценностей – основу которой составляет принадлежность к определѐнному народу; ценности ментальны, как и этика. Различают этику ценностей, социальную этику и религиозную этику, этику науки и т.п. Нравственность предполагает определѐнную свободу выбора, волю и справедливость.
Отношение общества к нравственности существует в форме морали. С древних времѐн – мораль – это способность управлять собой, показатель ответственности, господства разума над аффектами. Мораль – это добровольное согласование своих чувств и действий с чувствами и действиями сограждан. Она выражается в правдивости, доброте, совестливости, честности; здесь проступает единство воли и всеобщности. Мораль в немецкой философской традиции – это всеобщий дух.
Слова «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы; латинское moralis переводится «нравственность как выполнение», это специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию. Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, в отличие от права. Нравственные регулятивные принципы изучает этика – наука об отношениях, существующих между людьми и обязанностях, связанных с этими отношениями. По А.Н.Кохичко, наиболее распространѐнная попытка разведения понятий «морали» и «нравственности» восходит к Гегелю, который под «моралью» понимал субъективный аспект соответствующих поступков, а под «нравственностью» – сами поступки в их объективно развернутой полноте. Нравственная субстанция, по Гегелю, возможна только в обществе, в отношениях людей, их отношении к природе, или Богу, и предполагает добродетель как всеобщий принцип человеческого бытия.
Если прислушиваться к культурно-языковой традиции, то под нравственностью понимаются высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземлѐнные, исторически изменчивые нормы поведения. Существует и иной взгляд: «мораль» - форма сознания, «нравственность» – область практических поступков, обычаев, нравов; морали отводится роль регулятора поведения посредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственности – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, его внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.
Заповедь нравственного совершенствования дана в религии. Нравственность предполагает чуткую совесть, способность самоконтроля. Считается, что совесть устраняет раздвоенность личности. Нравственность – определѐнная сторона отношений людей и форма сознания, выступающая как сложная система, включающая нравственные категории; нравственные чувства; нравственный идеал, выступающий как представления человека о высшем проявлении нравственного. Исходными категориями нравственного являются: добро – нравственное выражение того, что способствует счастью; 96
зло – отрицательное явление общественной и личной жизни, сила разрушения; совесть – сознание долга и ответственности; достоинство личности – осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение.
Смысл жизни заключается в совпадении основной направленности субъективных установок с тенденциями развития общества. Счастье – многогранно и может пониматься как творчество, в котором человек осознаѐт свою индивидуальность; как нравственное удовлетворение в связи с осознанием своего человеческого величия, благородства жизненной линии или поведения и т.д. Здесь, может быть уместно вспомнить известные слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всѐ более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них: это звѐздное небо надо мной и моральный закон во мне» (Соч. в 6 т. Т.4. ч.1, с.499-500).
Нравственное сознание – это сложная система, включающая нравственные категории, нравственные чувства, нравственный идеал, как представление о высшем проявлении нравственного. Основное проявление нравственной жизни – ответственность перед обществом, собой и сознание вины и покаяния. Нравственные правила неписаны; они восходят к обычаям, в которых закреплѐн опыт, полезный для общества и человека, для сохранения и прогрессивного развития общности. Первоначально, это обобщѐнный и устойчивый образ действий людей, их нравы. Нравственность характеризуется исторической преемственностью и известной самостоятельностью относительно других духовных составляющих общественного существования человека. Значительно позже самих норм нравственности возникают теоретические поиски правильной нравственной ориентации человеческой личности в еѐ отношении к обществу, семье, Родине, возникает особая область знания, связанная с пониманием нравственности (нравственные воззрения).
Права и обязанности человека. Основные идеи философии права. Каждый человек обладает в обществе определѐнными правами и наделѐн обязанностями, которые записаны в основном законе страны – Конституции, и других правовых актах. При этом можно говорить о юридическом и обыденном или бытовом уровне существования, понимания и применения прав и обязанностей, что обусловлено уровнем культуры отдельного человека, общества в целом и традициями народа.
В либеральном обществе права человека указывают на нечто, из чего вытекает справедливость, здесь идея прав гражданина дорога для каждого. Высокое достоинство человека состоит в том, чтобы быть свободным.
Н. Макиавелли: политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Возникновение политической философии связано с именем Платона.
Право – фиксированная норма, обязательная к исполнению и охраняемая государством. Правосознание – представления и понятия, выражающие отношение человека к действующему праву, знание меры в поведении человека с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности – это правовые теории и правовая идеология.
Правосознание выражает объективные общественные отношения и реализуется в праве и правосудии, которые развиваются на экономической основе. И.А.Ильин: правосознание есть умение уважать закон и право, добровольно выполнять свои обязанности. В основе правосознания – чувство собственного достоинства, совести, дисциплины воли, уважения гражданами государства, а государственной властью – граждан.
Конфликт в сфере права связан с произволом. В правосознании государство выступает как внешняя регламентирующая сила, требующая безусловного подчинения. В праве присутствует элемент принуждения, но право нуждается в нравственной поддержке.
Нравственные состояния и нормы не ограничены, а правовые требования – ограничены. Право – принудительное требование реализации определѐнного минимума добра и порядка, с целью не допустить проявления зла, способствовать достижению личностной свободы и общественного блага.
Различие степеней правосознания в одном и том же обществе может быть значительным. Понятие права предполагает понимание того, что законно и незаконно и осознание необходимости исполнения закона во всех предписанных для этого случаях. К.Ясперс писал, что личность имеет два притязания: защиту от насилия и значимость своих убеждений и воли. Защиту предоставляет правовое государство, значимость воззрений и воли – демократия.
В либеральном обществе права человека, понимаемые как политические свободы, указывают на нечто, из чего вытекает справедливость; здесь идея прав человека-гражданина дорога для каждого; достоинство человека состоит в том, чтобы быть свободным и способствовать свободе других. История 97
показывает немало примеров такого состояния общества, когда люди хотят свободы для себя и не способны дать свободу другому человеку. Поэтому следует согласиться с тем, что идеология либерализма имеет своим основанием высокое человеческое благородство и человечность.
Специфика религиозного сознания. Роль и функции религии. Религиозная ситуация в современном мире. Философия изучает не столько особенности разных религиозных учений, сколько религиозность как таковую в составе форм общественного и индивидуального сознания. Религия – один из феноменов духовной жизни человека и общества. Философские концепции религии есть в системе Гегеля, Л.Фейербаха, К.Юнга, Э.Фромма; есть теологические доктрины (П.Л.Бергер); феноменологические (Т.Лукман), психологические (З.Фрейд), этнологические (Б.Малиновский), социологические (М.Вебер, Э.Дюркгейм). В теориях религии рассматриваются происхождение религии, еѐ элементы и структура, религиозная деятельность, религиозные отношения, организации, функции, роль религии в обществе и другие вопросы. А.Шопенгауэр, считал, что религия – это метафизика, или философия народа, как компонент мировоззрения. Философия изучает религию как мировоззрение, выявляет еѐ социальные и психологические основания, онтологические и гносеологические смыслы. Философию интересует соотношение веры и знания, проблема отношения человека к Богу, нравственные смыслы религии, их роль в жизни общества, в духовности человека и человечества.
Богословие изучает адекватность фактов религиозного сознания, данных как Откровение. Предмет его изучения это: Бог, Абсолют и его отношение к человеку, природе, обществу, человечеству.
Основная функция религии – это нравственно социальное служение: сеять мир, любовь и согласие. Религия соединяет два мира: природно-социальный и трансцендентный. От отношения индивидуальной души к трансцендентному зависит личное спасение души. Другой смысл – воздаяние. С.Франк считал, что религия означает веру в реальность абсолютно-ценностного, признание начала, в котором слиты сила бытия и идеальная правда духа. Нет народа, чуждого религиозному сознанию и опыту. Латинское слово «religio» означает «благочестие, святость». В религии есть теоретическая часть, выражающая понятие Абсолюта, от которого зависит всѐ конечное, и практическая часть, устанавливающая реальное отношение Абсолюта к жизни человека.
Абсолют может мыслиться по-разному. Религия служит не только для теоретических потребностей разума, но и целям нравственности, эстетическому началу, чувствам человека. Кант говорил, что религия – мораль, закон, живущий в нас, обращение к познанию Бога. Гегель выразил в своей философской системе объективацию Абсолютного духа, самооткровение человека в форме идеи. В религии нуждается сердце человека.
Происхождение религии. Различают психологические мотивы и социальные корни религии; анализ которых обнаруживает связь с разумом человека, его нравственностью, и потребностью в Откровении. Если бы религиозность человека было порождена его страхом перед неведомыми силами природы, по мере раскрытия человеком тайн природы, религиозность должна была бы пойти на убыль, чего не происходит. Безусловно, религиозные чувства людей использовались в истории для консолидации народа и его разъединения в политических целях, для разжигания вражды, решения социальных вопросов. Такие исторические факты не объясняют возникновения и существования феномена религиозности. Поэтому современные объяснения религиозного чувства основаны на психологии религии; современные исследователи указывают на укоренѐнность религиозного чувства в сознании человека, в котором данному чувству отводят фиксированное место.
Проблема определения религии. Почти безупречно определение, данное С.Н.Трубецким в «Энциклопедии Христианство» в 1899 году: «Религия может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение, будь то поклонение чувственное, ли служение в духе и истине, предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определѐнной системе культа и системе представлений о священном». Такому определению недостаѐт только дополнительного объяснения что есть «высшая сила», ведь в качестве таковой можно принять разное: государство, разум, науку и т.д.