ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(например, деятельность художников-передвижников в России ХIХ века организованная в противовес академическому искусству; возникновение в Европе двадцатого века «свободно создающих художников»). Периоды значимых изменений в обществе связаны с активизацией искусства, пропагандой идеалов. Эстетическое сознание как часть общественного сознания обеспечивает его целостность и мобильность, поисковую направленность в будущее и нравственно-психологическую устойчивость в настоящем. Искусство обеспечивает устойчивость и преемственность культуры. Оно используется в диагностике болезней, в оздоровительных методиках и образовании (лечение пением, рисунок как тест на выявление состояния здоровья и психических отклонений, или выявление способностей к будущей деятельности). В основе подобного использования эстетического находится проявление в нѐм бессознательного.

Художественно-образная система воздействия на сознание человека более эффективна, чем словесное (или рациональное) воздействие; это обстоятельство обусловливает возможную большую роль искусства в «экологизации» мировоззрения. Задачу воспитания гармонической личности невозможно решить без того, чтобы прививать людям эстетическое отношение к природе.

Вопросы:

1. Чем характеризуются ценностное сознание человека и отношение к действительности с позиции должного (ценностей, норм и идеалов)?

2. Каким образом происходило возникновение и развитие нравственности? Каковы еѐ структура и функции?

3. Что такое мораль? Как соотносятся мораль и нравственность?

4. Что понимается в философии под правами и обязанностями человека? Каковы основные идеи философии права?

5. В чѐм состоит специфика религиозного сознания? Каковы роль и функции религии? Какова религиозная ситуация в современной России?

6. Что такое «искусство как философия прекрасного»? Каковы еѐ роль и функции в обществе?

Литература

Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М.; СПб., 2007.

Буров В.Г. Второй российско-китайский симпозиум «Исторические судьбы социализма» // Вопросы философии. 2009. №2. С.171-181.

Варава В.В. Единство и многообразие русской философии // Вопросы философии. 2009. №2. С.167-170.

Вернадский В.И. О науке. – Дубна, 1997.

Веса Ойтинен В. – М.Межуев. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему // Вопросы философии. 2009. №3. С.176-179.

Гаджиев К.С. этюды о тоске человека по вечности // Вопросы философии. 2009. №3. С.3-18.

Гнатик Е.Н. Генетическая инженерия человека: вызовы, проблемы, риски. – М., 2009.


Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека Вопросы философии. 2009. №3. С.19-31.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2004.

Дубровский Д.И. Основные категориальные проблемы сознания // Вопросы философии. 2008. №12. С. 59-75.

Кантор К.М. Очаги истории Вопросы философии. 2009. №3. С.32-52.

Концепция Бога и его атрибутов и современности: за и против. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3, Философия: РЖ/РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии. – М., 2008. - №3. – 180с. С. 102-123.

Кравченко И.И. // Вопросы философии. 2006. №11.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. – М., 2000.

Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. – 1280 с. – (Мир энциклопедий).

Новичкова Г.А. Р.Арон в политике и власти // Вопросы философии. 2009. №2. С.134-143.

Редько В.Г. Проблема происхождения интеллекта // Вопросы философии. 2008. №12. С.76-83. 102

Религия, религиозная философия и мистико-символическая философия (Сводный реферат) // социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. философия: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.исслед. Отд. философии. – М., 2008. - №4. – 196с. С.94-114.

Соболев А.В. О русской философии. – М.: ИФ РАН, СПб.: Издат.дом «Мiр», 2008.

Социально-этические аспекты нанотехнологии. Сводный реферат // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. философия: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.исслед. Отд. философии. – М., 2008. - №4. – 196с. С.32-60.

Столярова О.Е. Реляционная онтология А.Н.Уайтхеда и еѐ конструктивистская интерпретация // Вопросы философии. 2008. №12. С.84-103.

Тарароев Я.В. О двух онтологических парадигмах в генезисе оснований физического знания // Вопросы философии. 2008. №12. С.104-114.

Тумина Л.Е. Методология управления в ХХI столетии (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. философия: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.исслед. Отд. философии. – М., 2008. - №4. – 196с. С.115-150.

Тягло А.В. Критическое мышление // социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. философия: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.исслед. Отд. философии. – М., 2008. - №4. – 196с. С.73-77.

Философский энциклопедический словарь / Под. Ред. С.С.Аверинцева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

Философия. Вера. Духовность. … Воронеж, 2007.

Хлебников Г.В. Гностицизм в Германии // социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3. философия: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.исслед. Отд. философии. – М., 2008. - №4. – 196с. С.78-93.


Хруцкий К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюционного единства // Вопросы философии. 2007. № 10. С.166-170.

Чайковский Ю.В. Пятьсот лет споров об эволюции // Вопросы философии. 2009. №2. С.71-86.

Вестник РФО. 2008. №3.

Яковлев А.И. Материальность сознания. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 103

Словарь 104

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, его творческое начало, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает как цель научного познания; кроме твѐрдо установленных фактов и знаний о свершившихся событиях, к абсолютным истинам относят сведения, которые правильно отражают свойства исследуемых предметов и не могут быть опровергнуты последующим развитием науки. Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. Аверроизм – учение арабского философа Аверроэса Ибн-Рушда о двойственности истины: истина философии и истина религии не противоречат друг другу; религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину. Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п. Агностицизм – (от греческого агностос, «непознаваемый») учение, по которому человек не способен познать сущность вещей и не может иметь достоверные сведения о них. Адаптация – (от позднелатинского adaptation, «приспособление») вид взаимодействия личности (социальной группы) с окружающей средой; различают биологическую (приспособление строения и функций организмов к условиям существования и привыкание к ним) и социальную (видоизменение среды человеком) адаптацию. Аксиологическая функция философии – конституирование социальных форм взаимодействия людей в социальной жизни, когда поведенческая стохастичность может расцениваться как имманентное свойство, фиксируемое в теории ценностей. Аксиология – учение о ценностях. Альтруизм – этика милосердия и любви, готовность действовать бескорыстно во благо другого, часто в ущерб своим интересам, из чувства морального долга и сострадания другому. Аналитическая философия – направление в философии двадцатого века, рассматривающее философские проблемы посредством анализа языка, считая его единственным средством постановки философских проблем. Аналитическая философия ставит под сомнение способность философии самостоятельно отражать объективный мир и выражает идеи неопозитивизма в современной философии. Аналитическая функция философии – выявление предельных, граничных оснований, составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта. Аннигиляция – (от позднелатинского annihilatio, «уничтожение, исчезновение») – один из видов превращения частиц при столкновении частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи; данный процесс лимитируется законами сохранения материи, вещества, энергии. Антикультура – деятельность человека, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антитворчество – деятельность, связанная с созданием нового и изначально направленная на разрушение или уничтожение культуры и жизни. Антитезис – противоположное тезису суждение. Антропологизм – система установок на необходимость учѐта специфики человека как социально-исторического, созидающего культуру существа, поддерживающего собственную жизнеспособность переработкой вещества природы в социокультурное вещество (Шелер, Плеснер, Гелен, Шельски, Фрайер). Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью Вселенной. Апейрон – по Анаксимандру, первоначало – материальное, беспредельное, безграничное, неопределѐнное. Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества. Апостериорный – существующий после опыта, за его пределами. Априорные формы чувственного содержания – объекты познания, которые человек застаѐт уже при рождении (например, у Канта, на уровне ощущений априорными формами являются «пространство» и «время»). Априорный – существующий до всякого опыта, врождѐнный. Аскетизм – умерщвление плоти для «возрастания духа». Атеизм – активное, деятельностное отрицание веры в Бога. 105 106