ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 456
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Идеи Сократа развивались в ряде философских школ, считавших его своим родоначальником. Одной из таких школ является школа киников (кинос, «собака»), основанная Антисфеном в Афинах, и получившая название за простой образ жизни членов этого философского сообщества. Философ Диоген утрировал образ жизни киников и, по преданию, расположился в большом глиняном сосуде, не ожидая ни от кого участия.
Платон жил в 427/8-347 гг. до н.э., принадлежал к аристократическому роду; своѐ имя он получил в силу широты плеч или, по другой версии – широты умственных способностей (так как в переводе его имя означает «широкий», «превосходящий»). Платон (настоящее его имя – Аристокл) систематизировал и развил идеи Сократа, он считается основателем философии объективного идеализма, проанализировавшим ряд объективных идей («прекрасное», «добро», «совершенное государство»). Истоки философии Платона: учение элеатов об истинном, неподвижном, едином бытии; учение Пифагора о числах, как истинных сущностях вещей; учение Сократа о «всеобщем благе». Собственно 14
вклад Платона в развитие философии составляют: теория идей; теория бессмертия; теория познания как воспоминания; учение о государстве. Платон был основателем философской школы (Академии); он обосновал идеализм как философское направление; у него философия впервые представлена как целостная система познания мира; она дошла до нас в записанных текстах (всего более 30 философских диалогов, а также сохранились письма и эпиграммы).
В ранний свой период, который также называют мифологическим, Платон создаѐт на принципах мифологии теорию идей как объективных сущностей. Логика рассуждений Платона состоит в следующем: осмысливая то, что вещи одинаковой природы имеют сходство, человек приходит к формулированию понятий и идей («замыслов», «имѐн», «эйдосов»), связанных с вещами, их «общим смыслом»; идея – сопричастна вещам, по аналогии со структурой она определяет их внутреннюю организацию; вещи – неустойчивы, изменчивы, они не могут быть основанием мира, следовательно, общее, относящееся к классу вещей, может быть отнесено к вещам в качестве их идеи, или замысла. Далее, должны быть «порождающие модели» вещей, не связанные с активностью ума, «независимые объекты в занебесном пространстве», собственно идеи, «прогуливающиеся рядом с богами»; затем, в нужное время, идеи выбирают понравившееся тело и поселяются в нѐм. По Платону, формулирование общих идей и понятий человеком возможно вследствие того, что они уже заложены в его сознании. На вершине платоновского «мира идей» расположено Благо (или Высшее Добро). Материя есть восприемница идей, она бесформенна, не имеет определений, это «чистое иное».
По Платону, познание есть припоминание, или узнавание (анемнезис) душой виденного ею в занебесье, где находятся все идеи и знания. Этот процесс происходит во взрослом состоянии человека.
Учение Платона о государстве – это рассуждения, своего рода лаборатория мысли, а не законченная система взглядов. Государство возникает, согласно Платону, из-за потребности людей. Он описывает идеальный тип государства – общество земледельцев, ремесленников, воинов и философов-правителей. Для воинов (стражей) Платон предусматривает изучение математики, музыки, занятия гимнастикой; для философов – знание диалектики.
Аристотель (Стагирит, 384-322 до н.э.) происходил из города Стагир на Эгейском море (его отец был придворным врачом одного из македонских царей), был учеником Платона, слушателем платоновской Академии, Аристотель по праву считается учѐным-энциклопедистом. Его труды касались: естественных наук, поэтики, проблем государственного устройства, оснований социальных наук, логики и психологии. Центральную часть его трудов составляла метафизика, «первая философия», «учение о причинах и началах». В 40- гг. он был учителем и воспитателем Александра Македонского, после его вступления на престол Аристотель вернулся в Афины и основал свою философскую школу, учебное заведение и научный союз одновременно. После смерти Александра Македонского в 323 г. уехал в город Халкида на о. Эвбея.
В сохранившихся текстах («Физика», «Органон», «О душе», «Метафизика» – название дал Андроник Родосский, обнаруживший безымянную рукопись, через несколько веков после написания, «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика») есть противоречия, предполагается, что это связано с тем, что данные тексты являются, как правило, записями слушателей.
Аристотелю принадлежит первая классификация наук и выделение физических, подчинѐнных наук, и метафизических (метафизика – учение о сущности всех вещей), верховных. Науки, изучающие бытие, Аристотель делит на теоретические (в них познание ведѐтся ради познания), практические (они дают человеку руководство для действий) и творческие (познание в них совершается ради пользы или прекрасного). Категории – на касающиеся сущностей, состояний и отношений. Сущности, по Аристотелю, способны к самостоятельному существованию. Существование отдельной вещи обусловлено четырьмя причинами: веществом, или материей, из которой она состоит; формой, или структурой вещи; активным деятельным началом (действенной, или действующей причиной); целью, ради которой вещь создана. В основе бытия находится первая сущность – индивидуальная, имманентная, свойственная конкретной вещи; это конкретное «вот это», она познаваема, так как конкретна и индивидуальна. Бог есть первопричина мира, первый двигатель; это вечное движение, бессмертная, чистая, нематериальная форма, обладающая энергией. Душа – свойство только живого (растений, животных), она разумна, даѐт смысл и начало живому телу и смертна. У Аристотеля отсутствует разрыв между миром вещей и миром идей: внутри единой действительности заключена противоположность материи и формы. 15
Познание, по Аристотелю, начинается с ощущений, затем свою роль играют научные знания; они доказываются логически; природа первична; идеи не могут быть причиной вещей; путь образования общих понятий не должен игнорировать индивидуального бытия. Систематизируя деятельность мышления, Аристотель рассматривает понятие как элемент логики (логика – занимается изучением формы мышления, поэтому аристотелевскую логику называют формальной). Понятие – это идея, которую можно непротиворечиво определить; из двух понятий образуется суждение; вывод суждений на основе двух суждений (посылок) называется умозаключением, логическая фигура умозаключения – силлогизмом. Аристотель рассматривает четыре типа суждений, различных по содержанию и объѐму: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.
Учение о государстве. Аристотель считает человека политическим животным, имея в виду то, что человек способен к интеллектуальной жизни и испытывает потребности в участии в коллективной жизни. Кроме государства, как формы общежития, по Аристотелю, есть семья и селения, под которыми философ понимает разросшуюся семью. Утверждая, что рабовладение в некоторых случаях естественно и справедливо, а в других – нет, философ считал, что «дурное применение власти» не может никому принести пользу. В отличие от Платона, Аристотель не строит идеальный тип государства, а пытается определить лучший тип государственного устройства (по его мнению, это полития); аналогично этому, в своѐм учении об этике философ обосновывает путь «золотой середины», проходящий между недостатком добродетели и еѐ избытком.
Таким образом, классический период философии древней Греции обозначил философскую проблематику на долгие годы; Платон и Аристотель основали учебные заведения, в которых преподавали философию как высшее знание, представляющее все другие типы возможных знаний; в средние века на основе данного понимания учебного заведения возникли первые университеты.
Эллино-римский период античной философии: эпикурейцы; стоики; скептики; эклектики; неоплатоники. К 4 в. Древняя Греция входит в государство Александра Македонского; ещѐ раньше греческие города-государства начинают терять свою самостоятельность. После смерти Александра Македонского в 323 г. центр философии переместился в Италию. Из-за постоянных римских походов возник особый менталитет италийских граждан, связанный с ассимиляцией чужого опыта. В такой обстановке (разрушения старых традиций и поиска опор в новой нестабильной ситуации) по-новому развивается античная философская, этическая, политическая и историческая мысль.
Поздние древнегреческие, индийские и китайские философы доказывали, что реальное бытие можно «выносить за скобки», что главная задача философии – разработка отношений человек – мир, которая не должна зависеть от конкретного содержания бытия, должна быть инвариантна ему. Такими инвариантными ценностями считались: воздержание, атараксия, стоицизм, скептицизм, созерцание и др. Именно рациональное учение об общих ценностях, регулирующих отношения между бытием и сознанием, составляют сердцевину философии, понимаемую как любовь к мудрости. Главной проблемой для философа в этот период остаѐтся вопрос о смысле жизни.
Можно сказать, что создаваемые в период эллинизма учения были для человека «рецептами» или «формулами выживания».
Эпикуреизм. Основателем считается Эпикур, философ, о котором сохранились сведения, что он в 306 г. до н.э. купил на своѐ наследство сад в Афинах и разместился там со своими учениками. Так возник «Сад Эпикура», где входящего встречала надпись: «гость, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо» (в качестве удовольствия полагался процесс мышления). Элементы философии Эпикура: материализм, атомизм, убеждение, что мудрость есть путь к счастью, стремление к атраксии – спокойствию души, как высшему благу, неверие в общественные добродетели, изоляция от общественной жизни («проживи незаметно»), почтение дружбе. Эпикур считал, что атомы могут отклоняться от своего пути без внешней причины (так как есть не только атомы, но и пустота), что это обусловливает возможность их столкновений и сплетений, «обеспечивающих» многообразие наблюдаемого мира. Так, развивая атомистическое учение Демокрита, Эпикур обосновал наличие случайности в мире, что позволило, видимо, сформулировать в сфере этики идеи о свободе человека.
Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) предположительно, принадлежал к римской аристократии, известен как автор поэтического труда «О природе вещей», в котором изложил атомистическое учение; из «Хронологии» христианского теолога Иеронима следует, что в 44 г. он покончил с собой. Лукреций Кар утверждал, что мир бесконечен, материя (понимаемая как «мельчайшие частички, летящие в пустоте») вечна и состоит из атомов и пустоты, находясь в постоянном движении, «превращаясь в другое». 16
Лукреций Кар полагал, что люди верят в Бога из-за страха будущих страданий за совершаемые грехи. Человек познаѐт благодаря «умственному взору», специфическому усилию своей мысли и воображения. Собственными усилиями люди продвигаются в своѐм историческом развитии от состояния первобытности к цивилизации.
Стоицизм как философское направление (к нему принадлежали: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, жившие в 1-2 вв. н.э.) оформился к 4 веку и просуществовал до 529 года, когда все философские центры были закрыты по решению императора Юстиниана. Считается, что у истоков данного направления был Зенон (основавший примерно в 300 году до н.э. школу в украшенном живописью портике, от названия которого происходит название школы) – через 200 лет его последователи «переместились» в Рим. Причинами распространения данного учения были: неустойчивость экономической жизни, постоянные политические перевороты, произвол крупных магнатов. Все это привело к возникновению вопросов о личности и свободе, праве и моральных нормах, проблемы самоуважения личности. Стоики считали, что законы бытия неподвластны человеку, что бороться с судьбой бессмысленно, поэтому следует закалять волю, чтобы противостоять невзгодам, не теряя достоинства. Счастье зависит от самосовершенствования. Интересно, что стоики никогда не встречались, но знали учения друг друга. Общими были положения о том, что Космос – единый огненный организм со своими законами – Логосом и текучестью. Главный вопрос, занимавший стоиков – место человека в Космосе. Интересно, что учение стоиков перекликается с философскими представлениями известного современного фотографа Марка Марселаса, считающего, что современная цивилизация скоро (2012) закончит своѐ существование, так как она потеряла смысл существования отдельного человека в Космосе и его предназначения. По его мнению, смысл своего существования человек потерял из-за того, что произошло подавление сознания индивида коллективным сознанием, которое направляет его жизнь и деятельность в неверное русло, уводит его от своих исторических задач.
Лукреций Анней Сенека (4 г. до н.э.–65 г. н.э., г. Кордова) был из знатного сословия, ритор, адвокат, имел громадное состояние, был в 41 г. изгнан на Корсику, через 8 лет вернулся; был воспитателем Нерона; консулом; обвинѐн в заговоре против Нерона и покончил жизнь самоубийством. Сенека оставил «Нравственные письма к Луциллию» – их 124; из них следует, что автор не был примером добродетели, хотя считал, что философия есть путь к добродетели. Согласно его воззрениям, философ рассказывает о том, как надо жить, а не как живѐт он сам. Сенека не верил в человека, считая, что он в душе зверь; миром правит судьба, это закон природы, но несчастья – повод для самосовершенствования.
Эпиктет (ок.50-ок.140 гг. н.э.) как предполагается, был рабом, выкупленным богатым человеком, восхищѐнным его мудростью (имя в переводе значит «прикупленный»). Известно, что философ был неграмотным, и что он подражал Сократу; от учеников требовал нравственных поступков и проповедовал живое общение и личный пример. Свободу понимал как независимость, противоположность рабства, приводящую к изменению отношения к ходу вещей. Человека понимал как актѐра в драме жизни, где каждый должен хорошо сыграть свою роль. Критиковал эпикурейцев за атеизм и стремление к наслаждениям. На могиле знаменитого мыслителя начертаны слова: «здесь покоится раб Эпиктет, хромой и бедный, друг бессмертных».