ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) был императором, умер от чумы; жил в период кризиса рабовладельческой системы Рима, падения торговли, недостатка рабов. Сохранились дневниковые записки философа с рассуждениями под условным названием «Наедине с собой». В них говорится о бренности и испорченности мира, о том, что всѐ исчезает во времени. Бог – первооснова всего существующего, мир – совершенен, зло – входит в мировой замысел Бога; положительный идеал связан с самосознанием человека. Добро – это гармония с божественной волей, природой и с собой.

Скептицизм (Skepticos – «рассматривающий», «критикующий»); данное направление возникает из принципа отнесѐнности; его основатель, Пиррон (360-270 гг. до н.э.), испытал сильное влияние Демокрита. Скептиков считали индивидуальными аскетами и сектантами; прежде всего, им была свойственна идея безмятежности – атраксии. В период снижения интереса к философии, основной вопрос, на который они пытались дать ответ – «как жить в этом мире, чтобы избежать бедствий?». Счастье, как считали скептики, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий; всякому утверждению есть противоположное утверждение, поэтому ничего нельзя утверждать. «Что делать?» – воздерживаться от суждений. Из такого отношения не вытекает агностицизм, так как Пиррон в частности утверждал, что чувственные восприятия есть реальность, но от категорических суждений следует воздерживаться. 17

Эклектики (еklego – «выбираю»). Для представителей данного направления было свойственно соединение в одном учении разных противоречивых элементов, отказ от претензий на создание целостной системы взглядов, смешение идей. Принято считать, что «эклектика» как стиль характерна для периодов упадка или кризиса.

Карнеад – родился в 214 г. в городе Кирена, умер в 129 г. в Афинах; он развивал крайний скептицизм, отрицал знания и возможность «окончательного доказательства»; считается основателем третьей Академии. Карнеада можно с полным правом назвать первым теоретиком понятия вероятностей, на том основании, что он различал три еѐ степени: «представления вероятны для того, кто их придерживается»; «представления вероятны и не оспариваются теми, кого они касаются»; «представления абсолютно бесспорны».

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римский политик и философ, известный в истории как блестящий оратор. Он интерпретировал греческую философию и познакомил с ней римлян; считал себя скептиком; в этике и теологии был стоиком. Цицерон оказал влияние на мировоззрение Петрарки и Эразма Роттердамского – представителей Возрождения и Реформации.


Плутарх соединил в своих представлениях этику и историю. В наставлениях и беседах Плутарха излагаются жизнь и деяния великих людей, на примерах которых, как полагает один из великих мыслителей античности, лучше всего можно научиться добродетели.

Неоплатоники. В период позднего эллинизма происходило одновременное возрождение идей Платона и Аристотеля. Наряду с этим становятся популярными идеи и учения о сохранении внутреннего покоя личности, защиты еѐ от потрясений; в учениях неоплатоников триада Платона «единое – ум – душа» была доведена до космического масштаба, где ум, перводвигатель Аристотеля, выступает объектом и субъектом. Основателем школы был Плотин (233-304 гг. н.э., по другим источникам он жил в 205-270 гг.). Он считал, что центральная фигура триады Платона – душа; тело – еѐ предел; ум не есть тело, он есть смысловое тело; без ума не существует тела. Мировая душа действует по всему Космосу. В философии Плотина рассматриваются также: переселение и перевоплощение душ; проблемы логики; классификация и определение понятий; учение о первой ипостаси (Едином, вечном, неизменном, совершенном, трансцендентном начале, которое выше всех категорий; Единое понимается как нераздельно и неразличимо присутствующее во всѐм сущем и мыслимом, порождающее мир идей и мир вещей; данному пониманию Единого соответствует Свет; душа представляет собой Единое и неделимое, она объемлется Мировой душой, т.е. Софией, которая ближе к вещам, правит миром и есть реальность); душа восходит от чувственного к сверхчувственному. Философское учение Плотина считается одним из самых сложных.

Порфирий (233-304гг.) был учеником Плотина, по завещанию учителя он привѐл в порядок его сочинения и сочинения Аристотеля; занимался практической философией, считал еѐ учением о добродетелях, очищающих от аффектов, а ум – образцом для духовной жизни.

Прокл (410-485гг.) развивал учение Плотина и Порфирия; соединил в своѐм учении Единое и Софию, как вечно женственное и несущее высшее благо непосредственно человеку. Прокл считал, что высший тип знания возможен как божественное озарение; что любовь связана с божественной красотой; что истина – открывает божественную мудрость, вера соединяет людей с благостью Богов. Исследователи считают, что данный мыслитель в наиболее полном виде разработал диалектику Космоса.

Ямвлих был учеником Порфирия, жил в 280-380 гг., развивал культовую сторону философии; его занимала сущность пророчеств, ведовство, «восхождение» человека в сверхъестественный мир. Развивая учение о времени, Ямвлих доказывал, что в пределах Единого времени не существует, что Единое вечно.


Неоплатонизм широко изучался в христианской философии.

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Еѐ место в культурно-историческом развитии человечества. Античная философия содержит основания последующего духовного развития Европы и стран, считающих себя укоренѐнными в европейской культуре, восходящей к культуре Древней Греции и Древнего Рима. Периоду античности соответствует рабовладельческий строй, в котором античное общество достигло своего расцвета в седьмом – пятом веках до нашей эры. В античной философии, согласно Ф.Энгельсу (1820-1895), сформулированы все последующие типы мировоззрения. В это время сформировалась натурфилософия, как наука о природе; рассматривая проблему мира и человека в нѐм, античные мыслители разрабатывали учения о микро- и макрокосмосе, когда человек представлялся не просто как часть Космоса, а как его уменьшенный вариант в целостности, не уступающий ему по своему величию и разнообразию возможностей. Исторически так 18

сложилось, что в античности сформировалось современное понимание человека, были «заданы» так называемые «вечные вопросы его существования», сформулированы идеи, которыми живѐт европейская цивилизация и в наши дни: (стихийная) диалектика как учение не только о противоречиях, но движении и изменении, логика, скептицизм и релятивизм, монизм и плюрализм, материализм и идеализм, гносеология и онтология, философская антропология и космология.

Вопросы и задания:

1. Как происходило зарождение философии в Древней Греции? Что обозначается в качестве культурно-исторических предпосылок возникновения философии? Что такое «агон» и «Логос»? На какие периоды делят историю античной философии?

2. Назовите основные школы, идеи и имена мыслителей начального этапа античной философии.

3. Как выражены идеи материализма и детерминизма в атомистической концепции Демокрита?

4. Что понимается под «изменением нравственной сути философии»? В чѐм состоял «релятивизм софистов»?

5. Каковы достижения классического периода философии античности (этический рационализм Сократа; объективность идеализма Платона, его теория идей; энциклопедичность философии Аристотеля)?

6. Чем характеризуется эллино-римский период античной философии, в каких социальных условиях она существовала; что предлагали человеку эпикурейцы; стоики; скептики; эклектики; неоплатоники?

7. В чѐм «космоцентричность», «всесторонность» и «универсальность» античной философии? Каково еѐ место в последующем культурно-историческом развитии человечества?



Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Началом периода Средневековья в истории философии считается 476 г. Средневековая философия в Европе – это философия эпохи феодализма, еѐ временные рамки – пятый-пятнадцатый века.

Основные этапы средневековой философии. Патристика и схоластика. Философия Средневековья возникла и существовала в период феодального способа хозяйствования, еѐ началом считается год падения Западной Римской империи. Во время становления феодализма (1-4 вв.н.э.) происходит становление христианства, воспринимавшегося вначале как ересь внутри иудаизма. В ранний период христиане подвергались гонениям, но в четвѐртом веке христианизация становится фактом (одно из существующих объяснений легализации христианства заключается в том, что новое вероучение стало объединительной идеологией, в которой нуждалась империя). Христианское вероучение несло новую систему ценностей для каждого человека без каких-либо отличий, а также надежду на спасение после смерти; в нѐм наработки античной философии о мире и человеке попадали в иной духовный контекст: единый Бог становился абсолютным и высшим бытием, высшей формой, высшим благом, духовной реальностью, определяющей всѐ существующее.

Смена многобожия на единобожие означала достаточно длительный, сложный и многоаспектный процесс в сознании человека, связанный с «перестройкой ценностных рядов» и ориентаций в мире. Философия как «учение, построенное через человека» (учение, в центре которого находится человек), в период становления единобожия, сменившего язычество, смогло сформулировать ответы на специфические вопросы времени (о чѐм красноречиво свидетельствует проблематика философии) и в значительной степени развило глубину понимания человека, его телесности и духовности. Именно достижения средневековой философии составили основание последующего взлѐта в понимании человеком себя, основание того, что мы наблюдаем в эпоху Возрождения и в Новое время до начала секуляризации.

Значимым для последующих времѐн, в частности для формирования науки, было исследование природы при помощи метода эксперимента; это неоспоримый факт, что на основе алхимических опытов, проводившихся в лабораториях средневековых университетов, сложились физика и химия как науки.

Основные характеристики средневековой философии, отличающие еѐ от других периодов философии, можно осмысливать как комплекс разных по содержанию проблем: связь со Священным писанием, которая в конце-концов позволила дать универсальную и многостороннюю парадигму философского знания о Боге, мире, истории и человеке; монотеизм (учение о едином трансцендентном Боге); креационизм (учение о сотворении Богом мира и человека из ничего/посредством слова; экзегетика (искусство толкования положений Библии); трансцендентность Бога и человека; теодицея (идея божественного перевоплощения); эсхатология (учение о конце света, конце мира и человека); символизм 19