ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 462

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый из перечисленных процессов был, по меньшей мере, двояким: к примеру, алхимики не только занимались оккультизмом, но закладывали, как уже сказано выше, основы естественных наук. При всѐм величии человека данной эпохи в ней же обозначилась возможность его падения, что, по словам известного исследователя данной эпохи, А.Ф.Лосева (1893-1988), лучше выразили литература и искусство конца Возрождения (Шекспир и Микеланджело). Можно привести также известную оценку, относящуюся к данной эпохе: «в античности предел выше беспредельного, в Возрождении – действительность беднее возможности». Заслуги и успехи деятелей эпохи Возрождения, как следующего внушительного шага в развитии понимания человеком себя, несомненны. Может быть единственный явный, и серьѐзный, недостаток этого времени (если такая формулировка правомочна) состоит в избирательном развитии идей предшественников. Это выразилось, как было уже сказано, в полном отсутствии позитивной оценки философии Средневековья; а что касается античной философии, практически, мыслители эпохи Возрождения, продолжая идеи Платона и неоплатоников, выступали против идей Аристотеля.

Основные особенности философии эпохи Возрождения выражают ориентация на художественно-эстетическое мировосприятие (выраженное, прежде всего в творчестве титанов Возрождения) и такие еѐ основоположения как гуманизм; антропоцентризм, гражданственность, пантеизм и натурфилософская направленность. Гуманизм сформировался на основе развития нескольких «пластов» смыслов (или идеологий): античного отношения к человеку, по аналогии с пониманием которого, может быть существовал в эту эпоху пантеон Богов, и идеи «человечества» (или человечности, воспринятой европейцами в процессе знакомства с Востоком, где человечность, человеческое благородство и достоинство, честность и ответственность, правильность поведения, «обязанность сохранить лицо» в любой ситуации и другое подобное вместе подразумеваются под словом «человек», несущим также смысл принадлежности к роду людей; осмысления тезиса христианского понимания человека, как сотворѐнного по образу и подобию Бога и обязанного соответствовать своему изначальному высокому духовному предназначению; выдвижения на передний план телесности человека, переработки разнообразных явлений городской культуры эпохи, связанной с ослаблением влияния церкви, с безграничной верой в безграничное духовное и физическое совершенство и возможности человека). Особенности понимания гуманизма в Европе были связаны с развитием здесь в данную эпоху 23


«гражданской жизни», проблематики гражданства и стремлений к политической свободе. Можно утверждать, что развитие перечисленных видений ракурсов человеческого, способствовало становлению эталонных социально-моральных характеристик человечества в целом, качеств отдельного человека и того, как человек должен относиться к другому человеку и людям вообще. Именно особенности этих смыслов преломлялись идеологиями мировых религий.

В целом эпоха Возрождения – это, прежде всего, высочайший уровень искусства, который не был ни повторѐн, ни превзойдѐн ни в какое другое время. Имена титанов Возрождения (Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело) известны всем, т.е. культ творца, художника, не подражающего, а создающего как Бог, гениального во многих сферах приложения своих способностей, – становится основной характеристикой выдающихся людей данного времени. Очевидно, что такие высокие достижения были бы невозможны без сверхверы человеком в себя и свои возможности.

Поэтому с гуманизмом связан другой важный принцип Возрождения – антропоцентризм, выразителями которого были Лоренцо Вала, Марселино Фиччино, Пико делла Мирандола и другие. Своеобразные кружки, объединявшие гуманистически мыслящих людей, не были связаны с религией или схоластикой, хотя мир признаѐтся сотворѐнным Богом. Человек описывается как микрокосм, копирующий устройство макрокосма: Леонардо да Винчи, изображая пропорции человека, вписывает его в образ мира, сочетающий круг (совершенство) и квадрат (соединение четырѐх стихий); провозглашаются идеи равенства всех людей и утверждаются принципы доброты человеческой природы самой по себе. Другая особенность объединений эпохи Возрождения состояла в рационалистической критике религии (оспаривалась идея бессмертия души, обращалось внимание на споры внутри самой церкви), что способствовало расшатыванию религиозного авторитета и становлению веротерпимости. Распространение рационального миропонимания и рационального постижения истины ослабляли связанность общественного сознания и повседневной жизни человека с церковью, утверждали идею ценности отдельного «уникального» человека, что в свою очередь было связано со становлением идеологии индивидуализма.

Субстанциальную свободу человека обосновывал в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), утверждая, что Бог создал человека существом, подобным себе и поставил его в центр мироздания. Поэтому человеку дана способность формировать своѐ бытие и свобода самоопределения; возможности человеческого духа определены свободой его воли и выбора, но господствующим должен быть принцип: «ничего слишком».


Следует сказать, что в эталоне человека, сложившегося в эпоху Возрождения, не обращается особого внимания на нравственные характеристики, здесь речь идѐт не столько об оценках человека, сколько о любовании им, гордости за неограниченные возможности, об утверждении личности в еѐ грандиозности, красоте и величии. Известно, что люди этого времени прославились также коварством, борьбой самолюбий, убийствами из-за угла, распущенностью священнослужителей, о чѐм свидетельствует изгнание францисканских и доминиканских монахов из города Реджио за нарушение норм нравственности. А.Ф.Лосев пишет, что проявление отрицательных качеств человека в это время было обратной стороной титанизма, свойственного эпохе.

Идеи гражданственности, свойственные Античности, были возрождены в рассматриваемую эпоху и нашли своѐ выражение с одной стороны в утопиях, отодвигавших осуществление желаемых реформ в далѐкое будущее, а с другой – в исследовании сущности государства и политики. Интересно, что данные тексты направлены против индивидуализма, утверждающегося в общественном сознании данной эпохи. Общим для утопических текстов является насильственное приведение всех к равенству.

Английский государственный деятель Томас Мор (1478-1535) в «Утопии», которая вышла в 1516 году, сравнивая эгоистический интерес и этический идеал коллективизма и всеобщности, не скрывает своего предпочтения идеалу всеобщности. Автор утопии изображает остров с идеальной государственностью, где все люди заняты физическим трудом, послушно выполняют решения коллектива, который наделѐн правом определять своими декретами даже брачные отношения. Другие характеристики данного образца будущего: одинаковая одежда, одинаковое питание в столовых, веротерпимость, личные сады, которые периодически делятся заново, по жребию, чтобы избежать возможного неравенства.

Другой автор коммунистической утопии, Томмазо Кампанелла (1568-1639), в книге «Город Солнца» (1602) изложил своѐ учение о труде, отмене частной собственности, общности жѐн и детей. Государством, в котором регламентирована вся жизнь человека до мелочей, управляют философы и 24

мудрецы. Браки совершаются по государственным декретам, дети воспитываются в специальных учреждениях, семьи не существует, дети не знакомы с родителями – многие положения данного произведения можно объяснить фактом биографии автора, который за подготовку антииспанского восстания провѐл двадцать семь лет в заключении.


Никколо Макиавелли (1469-1527; «Государь», «О военном искусстве») выступил за установление в Италии политического единства и жѐсткой государственной власти. Идеалом государственности мыслитель считал монархию, задачей монарха – прийти к власти и удержать еѐ, для чего хороши все средства. Согласно Макиавелли, людям свойственен звериный эгоизм, для укрощения которого пригодны любые методы, поэтому понятно, что интересы отдельного человека могут быть принесены в жертву общественному благу. Считается, что данный мыслитель «освободил политику от морали и религии». Макиавеллизм расценивается А.Ф.Лосевым как детище позднего, изживающего себя Возрождения.

Пантеизм (существует два объяснения слова: от латинского названия общего языческого Бога природы и в переводе с греческого «всеобщий») подрывал личностную трактовку Бога. Например, Николай Кузанский (1265-1321) в трактате «Об умудрѐнном неведении» (другие варианты перевода названия работы «Об учѐном незнании»; «О знающем незнании») растворял Бога в природе, лишая его внеприродного характера и считая Бога «бесконечным, или абсолютным максимумом», приближающимся к природе, которая представлялась «абсолютным минимумом». Мыслитель считал, что видимый и телесный мир зависят от начала, которое бестелесно, непостижимо (так как предшествует всему, является источником и концом всякого движения) и находится во всѐм. Пределом и центром мира является Творец. Другой мыслитель, Дж.Пико делла Мирандола, развивая пантеистические идеи, считал, что именно понимание божественного закона предполагает углубление в природу вещей и стремление к выявлению действительных причин. Развивая античные идеи, он полагал, что микрокосм человека тождественен природному макрокосму. Джордано Бруно считал природу «Богом в вещах», уточняя, что Бог не имеет пределов, следовательно, не имеют пределов и вещи природы.

Формирующаяся в эпоху Возрождения наука, существует в форме натурфилософии – философии природы, еѐ умозрительного толкования. С другой стороны, сама философия в это время существует как «умозрительное истолкование природы в еѐ целостности». Начало натурфилософии связано с именем Бернардино Телезио (1509- 1588); в работе «О природе вещей согласно еѐ собственным началам», он заявил о новом методе – «изучать природу согласно еѐ собственным принципам существования». По существу, данный метод выводит божественное начало из природы и сферы теоретического уровня анализа. Мыслители часто рассматривали природу как живое целое, пронизанное таинственными магическими силами. Такое понимание было свойственно и немецкому врачу, астроному и алхимику Парацельсу (1493-1541). Алхимики исследовали природу для управления силами, которые владеют всем происходящим. В мире как целом они пытались устанавливать живые связи, в частности между веществами и сферами человеческого: дух представлялся как ртуть, душа – сера; тело – соль. Магические обряды считались необходимыми для вхождения в контакт с силами природы. Флорентийский граф, Пико делла Мирандола в попытке рационального постижения смысла магии утверждал, что она связана с пониманием действительных тайн природы.


Самым важным в богатой открытиями эпохе, по праву считается созданная Николаем Коперником (1473-1543; «Об обращении небесных сфер», 1543) гелиоцентрическая система понимания мира. Следующим шагом в становлении европейской науки стало открытие Галилео Галилеем (1564-1642), благодаря сконструированному им телескопу, пятен на Солнце, спутников Юпитера, хребтов и кратеров на Луне, а также других космических объектов, что позволило современникам утверждать, что он открыл «новую Вселенную». На основе открытий предшественников, немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) создал астрономию и сумел показать, что движение планет вокруг Солнца происходит не по идеальным орбитам, а по эллиптическим, и является неравномерным.

Опираясь на позиции Платона, Раймонд Луллий, Джордано Бруно (1548-1600) и другие, разрабатывали специфическое учение об «искусстве памяти»: пытаясь зафиксировать скрытые источники припоминания идей, они заносили всѐ, что «удавалось вспомнить» в сложно организованную по содержанию диаграмму. Анализ данных проводился на основе мистических, астрологических и оккультных теорий. Как известно, за свою диаграмму Джордано Бруно был привлечѐн к суду инквизиции («за приписывание себе богоподобия и претензию на знания, которые человеку не даны»).

В истории философии получила продолжение идея Бруно о совпадении противоположностей (которую он развивал, изучая соотношение «единства» и «множественности», вещей, созданных Богом и 25

самого Бога); через Бруно и под влиянием мистицизма, особенно немецкого, учение о совпадении противоположностей стало у Шеллинга и Гегеля методологией: Гегель, как и Николай Кузанский, сформулировавший закон совпадения противоположностей, считал «принцип тождества» «законом абстрактного рассудка».

Мыслители Возрождения описывали эксперименты, которые, как считает современная наука, поставить невозможно (например, «вечный двигатель», который должен был сохранять движение). Галилей и Коперник опровергли геоцентрическую систему Птолемея и создали новое представление об устройстве Вселенной, что актуализировало философскую проблему видимого и действительного; отвергая созерцательную науку, и развивая физику Коперника, Галилей высказал идею «предвосхищающего мышления»: наука должна не просто наблюдать и описывать, но – моделировать явления.

В целом, относительно сменившейся физической картины мира следует сказать, что она имела важные психологические последствия: научная картина мира противостояла религиозным разъяснениям, делала более истинными воззрения человека, но не делала его более уверенным в себе, ведь мир перестал быть пространством с известными границами, перестал быть «надѐжным домом». Не случайно знаменитый французский религиозный мыслитель и исследователь природы Блез Паскаль (1623-1662) о своѐм ощущении Космоса писал: «Это вечное молчание безграничного пространства ужасает меня».