ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.05.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования
2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи
4. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциации
4.1. Совместное обучение в обычном классе массовой школы
4.2. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения
В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая помощь), увеличивается время занятий музыкой, рисованием, вводятся театральные занятия, дидактически переоснащаются уроки русского языка и чтения, трудового обучения. На базе каждого класса работает группа продленного дня. В расписании учебных занятий, режима работы группы учитывается повышенная утомляемость детей. Планируется оптимальное для них чередование видов деятельности, труда и отдыха. Предусматривается включение детей в широкий круг проводимых в школе во внеурочное время занятий по интересам.
Состав класса компенсирующего обучения по мере продвижения учеников может меняться, дети, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной деятельности (темп, самостоятельность, производительность) должны быть переведены в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие нуждающиеся в педагогической поддержке школьники. Реализация в этих классах единой общеобразовательной программы делает такой переход в обоих случаях безболезненным.
Система компенсирующего обучения является личностно ориентированной социальной системой в структуре школьного образования общего назначения. Главным в ней является успешность ребенка. С этой позиции рассматривается все оснащение педагогической системы школы. Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:
переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;
диагностический характер компенсирующего обучения;
личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;
повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;
развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;
целенаправленная коррекционно-развивающая работа;
компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи.
Создание специальных классов коррекционного и компенсирующего обучения в общеобразовательных школах России имеет пока много проблем, однако опыт их работы показывает, что благоприятные условия для образования детей с задержкой психического развития, с трудностями в обучении, поведении и общении дают, как правило, положительный эффект, обеспечивают позитивное развитие личности таких детей и подростков, предупреждают асоциальное поведение и правонарушения. Этому в немалой степени способствует не изоляция, а интеграция трудных детей в общеобразовательную школу.
Вопросы и задания
1. Что такое интеграция? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование?
2. Как развивались интеграционные процессы за рубежом?
3. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?
4. Охарактеризуйте процесс дифференциации в системе массового образования. Почему он возник?
5. Выделите общее и особенное в системе коррекционно-развивающего обучения и компенсирующего обучения.
6. Каковы перспективы развития дифференцированной педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в процессе образования?
7. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
8. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах.
9. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы.
10. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи.
11. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?