Файл: Курс. Менеджмент(Права и обязанности менеджера).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (КФ)

Факультет экономики

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРА

Выполнил студент

3 курса, 080502 группы,

Экономического факультета Хреськин К.О.

Научный руководитель

Меднис Н.В.

(должность, уч. степень)

Калининград – 2013

«ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРА»

ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ Глава I.

Норма управляемости, ответственность, мотивация. 1. Норма управляемости.

2. Ответственность и цель управляющего. 3. Подготовка персонала.

Глава II.

Роль ответственности в процессе управления. 1. Общая ответственность. 2. Должностные обязанности менеджера. 3. Право менеджера. Глава III Анализ эффективности управления менеджера Гвардиса А.П. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ Курс «Основы менеджмента» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами. Менеджер – это эрудированный управленец, умеющий наблюдать за внешней и внутренней средой фирмы, осуществлять качественную и количественную оценку изменений, происходящих в фирме, планировать деятельность вверенных ему подразделений, организовывать процесс производства продукции ( оказания услуги ), разрабатывать и внедрять системы мотивации персонала, осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий. Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» имеет самостоятельный и творческий характер и должна отражать приобретенные в процессе обучения теоретические знания студента, его умение работать с литературой, способность готовить и обосновывать управленческие решения.

Ответственный подход менеджера к своему делу составляет благоприятные условия для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию. Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.


Права и ответственность распределяются обычно по вертикали, горизонтали или на основе комбинации двух первых. Все зависит от размеров компании, принятых уровней управления. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал преобразования, изменяющие иерархическую цепочку, а также соотношение ответственности, прав и соподчиненности на своем месте. Опыт показывает, что чем больше уровней управления, тем больше препятствий для эффективного управления вверенного управляющему организации. Глава I. 1. Норма управляемости

Норма управляемости означает число подчиненных, которыми способен эффективно управлять один руководитель. Традиционная теория управления отстаивает невысокую норму управления (пять или шесть подчиненных), которая позволяет управляющему комплексно подходить к руководству соответствующим видом деятельности. Но на практике число подчиненных зависит от характера работы, конкретных условий и личности самого управляющего. Норма управляемости Литература: Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТКВелби Издательство «Проспект», 2004. «Менеджмент. Системные основы», Глушенко, 2000 г.

(или ответственности) изначально предполагает необходимость координации управляющим действий своих подчиненных. 2.Ответственность и цель управляющего — следить за тем, чтобы аппарат проводил в жизнь планы компании и добивался выполнения задач. Для этого должны издаваться приказы, инструкции и указания, разрабатываться определенные методики управления, предназначенные для конкретных условий, которые позволят определить, насколько успешно выполняются те или иные задачи. Однако, как показывает опыт, только инструкций недостаточно. Решающее значение в руководстве операциями имеют эффективные связи и способность руководителя побудить к действию. Необходимо учитывать, что в тесной связи с понятием руководства находится мотивация деятельности. Она основывается на побуждениях, определяемых как "внутренняя движущая сила, определяющая насколько значительными будут предпринятые усилия" . Следовательно, знания мотивации позволят установить, как добиться максимальной отдачи от подчиненных на основе отчетливого представления о том, почему люди ведут себя так, а не иначе, каковы мотивы, заставляющие их работать лучше или хуже, чтобы использовать эту информацию и различные приемы стимулирования Литература: В.И.Андреева. «Делопроизводство в кадровой службе». Саломатина Н.А. М.Х Мексон Основы менеджмента Управление организацией. Учебник.


3. Подготовка персонала — это часть процесса управления охватывает не только основную деятельность по обучению персонала, но и в более широком смысле стимулирование и создание условий для развития способностей сотрудников в рамках организации. Это применение на постоянной основе единого подхода для достижения взаимосогласованных целей путем инструктажа, обучения, повышения квалификации и развития способностей каждого сотрудника. Закрепление положительных результатов посредством стимулирования успехов. Это одновременно и процесс укрепления организации. Она направлена на повышение трудовой отдачи не только за счет материальных стимулов, а за счет характера самой работы, обогащения ее содержания и повышения степени ее удовлетворенности. Контроль как управленческая деятельность предполагает оценку конечных результатов в сравнении с поставленными в плане целями по решению конкретных задач Глава II.

1. Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними. Литература: Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент, учебник для Герчикова Г.Н. «Менеджмент», - М., 1995.вузов, СПб, Питер, 2006, с. 54.

Ответственность - это:

- готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение;

- готовность отвечать за свои , готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.

Различают (рисунок №1):

- собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия);

- чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других);

- ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом);

- внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия);

- внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности);

- ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников). Литература: Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТКВелби Издательство «Проспект», 2004. «Менеджмент. Системные основы», Глушенко, 2000 г.

В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия принятие ответственности выступает в следующих формах: Рисунок 1 - Установление и передача ответственности


1. Определение отрицательных результатов в результате контроля.

2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений.

3. Персональные меры поощрения и взыскания:

а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета);

б) уменьшения степени поощрения (вознаграждения, влияние на карьеру);

в) санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).

Ответственность и обязанность - неотъемлемый атрибут деятельности полномочия и права, делегируемые руководителю (менеджеру),

Литература: Балабан В.А. Исследование систем управления. ДВГАЭУ, 2001. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Пер. с англ. Т 1-4.

формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя управленческие решения. За эту работу руководитель получает .согласно договору материальное и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу. В словаре С.И. Ожегова имеются следующие толкования ключевых понятий данной темы.

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности. Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера). Виды ответственности: Многообразие сфер деятельности компаний сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная. Литература: Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент, учебник для Герчикова Г.Н. «Менеджмент», - М., 1995.вузов, СПб, Питер, 2006, с. 54.

Менеджер несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 2. Должностные обязанности менеджера


Менеджер:

1. Осуществляет управление предпринимательской (коммерческой) деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.

Литература: Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТКВелби Издательство «Проспект», 2004. «Менеджмент. Системные основы», Глушенко, 2000 г.

2. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.

3. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентно способности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

4. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.

5. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.

6. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.

7. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Литература: В.И.Андреева. «Делопроизводство в кадровой службе». Саломатина Н.А. М.Х Мексон Основы менеджмента Управление организацией. Учебник.

8. Обеспечивает прост прибыльности, конкурентно способности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.

9. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.

10. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

11. Осуществляет руководство подчиненными ему работниками. 3. Право менеджера Права - это возможности менеджера, занимающего определенную должность, использования ресурсов в процессе выполнения своих обязанностей.

Это также - ответственность за неиспользование своих возможностей. Одним из признаков менеджера является наличие у него права руководить и согласованная с этим правом ответственность за результат. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, которые закрепляются в нормативных актах, определяющих его правовой статус.