Файл: 21 либеральные реформы причины отмены крепостного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:
1. крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
2. крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
3. кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
4. рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;
5. осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;
6. крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
Либеральные реформы 60-70-х годов
После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.
В начале 60-х годов стала очевидной необходимость введения местного самоуправления, о котором заявляла либеральная общественность: правительство не могло своими силами поднять хозяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строительства и содержания местных дорог, школ, больниц, богаделен и т. д.
Распорядительными органами земств были губернские и уездные земские собрания, исполнительными — губернские и уездные земские управы. Для выборов депутатов — гласных — уездного земского собрания созывались 3 избирательных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.
С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, развивали просвещение и здравоохранение. Вскоре земства перестали быть чисто хозяйственными организациями; с ними связано появление земского либерализма, мечтавшего о всероссийских выборах распорядительной власти.
В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и крупных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не платили и в выборах не участвовали.) Городской голова и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организацией городской жизни, развитием городов, но в общественном движении участвовали слабо.
В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого отстаивал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Такое устройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.
Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским собранием или городской думой на 3 года. Правительство не могло своей властью отстранить от должности мирового судью или судей окружного суда.
Судебная реформа была одним из наиболее последовательных преобразований 60—70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких конфликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к телесным наказаниям (до 1904 г.).
Ряд важных военных реформ провел Д. А. Милютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным требованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей воинской повинности. Консервативная часть генералитета в течение ряда лет блокировала это начинание; перелом в ход дела внесла франко-прусская война 1870—1871 гг.: современников поразила быстрота мобилизации прусской армии. 1 января 1874 г. был принят закон, отменяющий рекрутчину и распространяющий военную обязанность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословного строя; отмена рекрутчины увеличила популярность Александра II среди крестьянства.
Реформы 60—70-х годов, устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти реформы не коснулись.