Файл: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ приложение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ

КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Таблица 1- Характеристика подходов при изучении предметной области

Наименование подхода

Сущность

Способ представления результатов

Технологичес-кий подход

Подход к изучению, исследованию и представлению какого-либо вида деятельности как технологической системы; это предполагает выделение в той или иной деятельности конкретной цели, исходного продукта, методов, средств, требований к результату технологических процессов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Технологическая система схематично может быть представлена как совокупность взаимосвязанных элементов, среди которых выделяют предмет труда, продукт производства, подсистемы технологических процессов, ресурсного обеспечения, управления

Функциональ-ный подход

Подход к изучению, исследованию и представлению АИС как предметной области, который позволяет отразить состав технологических процессов, реализуемых АИС.

АИС представлена как совокупность функциональных подсистем: сбора и ввода информации в систему; обработки информации; организации информационных массивов; накопления и хранения информации; поиска информации; формирования результатной информации; передачи информации; управления.

Предметный поход

Подход к изучению, исследованию и представлению предметной области, который отражает особенности организационной структуры объекта автоматизации: предприятия, организации, учреждения

АИС представлена как совокупность подсистем, соответствующих управлению отдельными ресурсами. Например, для АИС предприятий типовыми подсистемами могут быть подсистемы: «Администрация», «Производство», «Материально-техническое снабжение», «Сбыт готовой продукции», «Финансы», «Персонал». Для вузов типовыми подсистемами являются: «Администрация», «Кафедра», «Деканат», «Приемная комиссия», «Научное управление», «Учебное управление», «Административно-хозяйственное управление», «Финансы», «Персонал».

Обеспечиваю-щий подход

Подход к изучению, исследованию и представлению АИС как предметной области, который позволяет выделить группы средств, с помощью которых осуществляется преобразование исходной информации в информационные продукты и услуги.

Среди обеспечивающих подсистем выделяют: организационное, информационное, лингвистическое, программное, техническое, технологическое, правовое, математическое, эргономическое, методическое, кадровое обеспечение.


Таблица 2- Анализ предметной области на различных этапах жизненного цикла информационных систем и сетей

Этап жизненного цикла ИС

Цель исследования предметной области

Виды выполняемых работ по обследованию предметной области

1. Предпроектная стадия

Планирование и анализ требований

Изучение основных характеристик объекта (предприятия, учреждения, организации и т.п.)

с целью обоснования необходимости создания ИС, формулирования предложений по разработке концепции создания ИС и обоснования требований к разрабатываемой ИС с учетом особенностей объекта автоматизации

- Сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности

- Изучение и оценка качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации

- Оценка технико-экономической, социальной и т.п. целесообразности создания ИС.

- Выявление и анализ требований пользователя к ИС.

2. Проектная стадия

Проектирование (эскизное, техническое, рабочее)

Учет особенностей объекта автоматизации при разработке проектов ИС, корректировка проектных решений

- Дополнительный анализ предметной области для уточнения данных, полученных в ходе предпроектного обследования

- Анализ рынка обеспечивающих средств (программных, технических, лингвистических и т.п.) для заданной предметной области

- Анализ принятых проектных решений по созданию ИС для последующего их документирования (для разработки документации на ИС)

3. Послепроектная стадия

Реализация

Анализ и корректировка принятых проектных решений в ходе создания опытного образца ИС

- Оценка возможности практической реализации принятых проектных решений

- Анализ степени детальности проработки принятых проектных решений

- Оценка эффективности принятых проектных решений по созданию ИС

Внедрение

Анализ работоспособности созданной ИС и ее соответствия требованиям технического задания в ходе сдачи-приемки и опытной эксплуатации ИС

- Испытания ИС на работоспособность и соответствие техническому заданию;

- Анализ результатов опытной эксплуатации;

- Выявление неисправностей, обоснование путей их оптимального устранения

Эксплуатация

Анализ работоспособности созданной ИС в ходе промышленной эксплуатации

- Анализ функционирования системы;

- Выявление недостатков в ходе эксплуатации ИС, отклонений фактических эксплуатационных характеристик ИС от проектных значений и установление причин этих отклонений;

- Установление необходимости внесения изменений в документацию на ИС.


Таблица 3- Характеристика основных этапов анализа предметной области

Наименование этапа анализа предметной области

Источники получения информации

Состав формируемых документов

1. Выявление информационных объектов и связей между ними

- Организационно-правовые документы (устав организации, положение о структурном подразделении и т.п.)

- Схема организационно-функциональной структуры объекта;

2. Анализ процесса функционирования и правил функционирования предметной области

- Опросные листы (анкеты) работников о выполняемых ими функциях (решаемых задачах);

- Должностные инструкции;

- Технологические инструкции;

- Документы, фиксирующие результаты наблюдений, измерений процесса функционирования предметной области

- Таблицы, матрицы и аналитические справки, характеризующие функции управления, состав и особенности задач, решаемых в заданной предметной области;

- Блок-схемы алгоритмов решения задач

3. Анализ информационных потоков

- Документы, фиксирующие результаты наблюдений, измерений информационных потоков

- Технологические маршрутные карты движения документов;

- Оперограммы подготовки и движения документов

- Таблицы и гистограммы, характеризующие состав и структуру потоков;

- Графики, иллюстрирующие частоту возникновения, объемы потоков за определенный период;

- Картотека применяемых документов;

- Схема документооборота;

- Схема информационных связей.

4. Анализ информационных потребностей

- Опросные листы (анкеты) работников об их информационных потребностях;

- Информационные запросы пользователей.

- Таблицы, матрицы и аналитические справки, характеризующие состав пользователей, информационные образы отдельных категорий пользователей, информационные потребности.

5. Формализованное представление предметной области

Результаты выполнения 1-4 этапов

Концептуальная модель предметной области (например, модель «сущность-связь»)