ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ
КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
Таблица 1- Характеристика подходов при изучении предметной области
Наименование подхода |
Сущность |
Способ представления результатов |
Технологичес-кий подход |
Подход к изучению, исследованию и представлению какого-либо вида деятельности как технологической системы; это предполагает выделение в той или иной деятельности конкретной цели, исходного продукта, методов, средств, требований к результату технологических процессов, которые обеспечивают достижение поставленной цели. |
Технологическая система схематично может быть представлена как совокупность взаимосвязанных элементов, среди которых выделяют предмет труда, продукт производства, подсистемы технологических процессов, ресурсного обеспечения, управления |
Функциональ-ный подход |
Подход к изучению, исследованию и представлению АИС как предметной области, который позволяет отразить состав технологических процессов, реализуемых АИС.
|
АИС представлена как совокупность функциональных подсистем: сбора и ввода информации в систему; обработки информации; организации информационных массивов; накопления и хранения информации; поиска информации; формирования результатной информации; передачи информации; управления. |
Предметный поход |
Подход к изучению, исследованию и представлению предметной области, который отражает особенности организационной структуры объекта автоматизации: предприятия, организации, учреждения |
АИС представлена как совокупность подсистем, соответствующих управлению отдельными ресурсами. Например, для АИС предприятий типовыми подсистемами могут быть подсистемы: «Администрация», «Производство», «Материально-техническое снабжение», «Сбыт готовой продукции», «Финансы», «Персонал». Для вузов типовыми подсистемами являются: «Администрация», «Кафедра», «Деканат», «Приемная комиссия», «Научное управление», «Учебное управление», «Административно-хозяйственное управление», «Финансы», «Персонал». |
Обеспечиваю-щий подход |
Подход к изучению, исследованию и представлению АИС как предметной области, который позволяет выделить группы средств, с помощью которых осуществляется преобразование исходной информации в информационные продукты и услуги. |
Среди обеспечивающих подсистем выделяют: организационное, информационное, лингвистическое, программное, техническое, технологическое, правовое, математическое, эргономическое, методическое, кадровое обеспечение. |
Таблица 2- Анализ предметной области на различных этапах жизненного цикла информационных систем и сетей
Этап жизненного цикла ИС |
Цель исследования предметной области |
Виды выполняемых работ по обследованию предметной области |
1. Предпроектная стадия |
||
Планирование и анализ требований |
Изучение основных характеристик объекта (предприятия, учреждения, организации и т.п.) с целью обоснования необходимости создания ИС, формулирования предложений по разработке концепции создания ИС и обоснования требований к разрабатываемой ИС с учетом особенностей объекта автоматизации
|
- Сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности - Изучение и оценка качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации - Оценка технико-экономической, социальной и т.п. целесообразности создания ИС. - Выявление и анализ требований пользователя к ИС.
|
2. Проектная стадия |
||
Проектирование (эскизное, техническое, рабочее) |
Учет особенностей объекта автоматизации при разработке проектов ИС, корректировка проектных решений |
- Дополнительный анализ предметной области для уточнения данных, полученных в ходе предпроектного обследования - Анализ рынка обеспечивающих средств (программных, технических, лингвистических и т.п.) для заданной предметной области - Анализ принятых проектных решений по созданию ИС для последующего их документирования (для разработки документации на ИС) |
3. Послепроектная стадия |
||
Реализация |
Анализ и корректировка принятых проектных решений в ходе создания опытного образца ИС |
- Оценка возможности практической реализации принятых проектных решений - Анализ степени детальности проработки принятых проектных решений - Оценка эффективности принятых проектных решений по созданию ИС |
Внедрение |
Анализ работоспособности созданной ИС и ее соответствия требованиям технического задания в ходе сдачи-приемки и опытной эксплуатации ИС |
- Испытания ИС на работоспособность и соответствие техническому заданию; - Анализ результатов опытной эксплуатации; - Выявление неисправностей, обоснование путей их оптимального устранения
|
Эксплуатация |
Анализ работоспособности созданной ИС в ходе промышленной эксплуатации |
- Анализ функционирования системы; - Выявление недостатков в ходе эксплуатации ИС, отклонений фактических эксплуатационных характеристик ИС от проектных значений и установление причин этих отклонений; - Установление необходимости внесения изменений в документацию на ИС. |
Таблица 3- Характеристика основных этапов анализа предметной области
Наименование этапа анализа предметной области |
Источники получения информации |
Состав формируемых документов |
1. Выявление информационных объектов и связей между ними |
- Организационно-правовые документы (устав организации, положение о структурном подразделении и т.п.) |
- Схема организационно-функциональной структуры объекта;
|
2. Анализ процесса функционирования и правил функционирования предметной области |
- Опросные листы (анкеты) работников о выполняемых ими функциях (решаемых задачах); - Должностные инструкции; - Технологические инструкции; - Документы, фиксирующие результаты наблюдений, измерений процесса функционирования предметной области |
- Таблицы, матрицы и аналитические справки, характеризующие функции управления, состав и особенности задач, решаемых в заданной предметной области; - Блок-схемы алгоритмов решения задач |
3. Анализ информационных потоков |
- Документы, фиксирующие результаты наблюдений, измерений информационных потоков - Технологические маршрутные карты движения документов; - Оперограммы подготовки и движения документов |
- Таблицы и гистограммы, характеризующие состав и структуру потоков; - Графики, иллюстрирующие частоту возникновения, объемы потоков за определенный период; - Картотека применяемых документов; - Схема документооборота; - Схема информационных связей. |
4. Анализ информационных потребностей |
- Опросные листы (анкеты) работников об их информационных потребностях; - Информационные запросы пользователей. |
- Таблицы, матрицы и аналитические справки, характеризующие состав пользователей, информационные образы отдельных категорий пользователей, информационные потребности. |
5. Формализованное представление предметной области |
Результаты выполнения 1-4 этапов |
Концептуальная модель предметной области (например, модель «сущность-связь») |