ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4)Народная художественная культура России и Петровские преобразования.

. Роль Петра первого в развитии НХТ. Пока выкладываю то, что есть. Петровская реформа оставила в народном творчестве значительный след. Особенно отчетливо сказалось ее влияние на широкие народные массы в песенном жанре; в солдатской среде создается целый цикл героических песен, непосредственно посвященных прославлению Петра (как создателя регулярной армии и организатора побед «воинства»). В основе идеализированного представления Петра лежит идущая от Московской Руси утопическая мечта народных низов об идеальном «мужицком» царе, расправляющемся с боярами и милующем «чернь». Распространен в фольклоре мотив спасения Петра (в «чужой земле») простым человеком.  Народная песня переносит на петровские баталии черты предшествующих славных битв.  Народная песня не замалчивает и кровавых тягот петровских войн: она подчеркивает, что именно усилиями рядовых солдат достаются победы российской державе. Солдатская песня считает народ, осуществителем ратных замыслов Петра. Несмотря на положительное отношение к Петру, в фольклорных памятниках ведущая роль принадлежит человеку из народа. Заслуга Петра сводится к тому, что он сумел оценить подлинного героя — человека из народа.  Петровская эпоха была одной из наиболее тяжелых страниц в жизни широких масс народа, за счет безудержной эксплуатации которых и осуществлялась реформа. Поэтому восприятие этой эпохи народом двойственно и противоречиво. На ряду с прославлением Петра и его помощников песенный фольклор сохранил также немало жалоб на суровость петровской солдатчины, на печальную необходимость «быть... молодцу в рекрутах», на тяжесть работ по прорытию Ладожского канала. В песнях донского казачества звучит недвусмысленный упрек царю, «раззорившему» старинные казацкие вольности. Противопоставление Петра, с положительной стороны, его приближенным  Оппозиционное отношение широких крестьянских масс к антинародной эксплоататорской стороне царствования Петра сказалось и в том сочувствии к жертвам петровского самовластия, которое окрашивает целый ряд народных песен. Таковы, например, песни, посвященные расправе со стрельцами. Идеализируя стрелецкое движение, по сути дела, глубокореакционное, народ вкладывал в него иное содержание, чем то, которое в действительности было ему присуще: страдальческая участь казненных стрельцов заставляла видеть в них поборников народных интересов.  Наличие враждебных Петру настроений в народном творчестве, имеющих глубокое социальное обоснование, не препятствует, однако, тому, что в большинстве народных песен, в основном созданных еще в XVIII в., преобладает сочувственное отношение к царю-преобразователю. Это неудивительно: в мрачный период дворцовых переворотов и бесконечной смены временщиков— образ Петра становился воплощением национальных идеалов, символом славного прошлого России, в противовес унылому настоящему. Отсюда — популярный в народной поэзии жанр плача о Петре, восходящий к аналогичному плачу об Иване Грозном. Петра призывают вернуть его былую славу, отнятую бездарными преемниками первого русского императора Вскоре после смерти преобразователя создается целый цикл легенд, отражающих стремление народа противопоставить Петра его преемникам.  Интересен посвященный Петру цикл народных сказок. Образ Робин – гуда. Петр рисуется в сказке царем, который относился к ненавистной народу боярской собственности так же, как относится к ней народ.  Петровская эпоха отразилась и в пословицах. Если такие народные афоризмы, как, например, «пропал, как швед под Полтавою», напоминали о славных «баталиях», укрепивших силу русского государства, то целая группа пословиц, вроде «ум в голове, а не в бороде» и т. п., была направлена против рутинных представлений Московской Руси и тем самым отражала победу новых, более передовых воззрений, вызванных в народе петровской реформой.



5)Послепетровская эпоха в развитии русской культуры.

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Центром общественной и культурной жизни Московский университет станет только в XIX веке.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.Под послепетровской эпохой мы будем понимать период русской культуры от начала реформ Петра Великого до смерти Пушкина. Этот период вошёл в историю культуры как время разрыва со средневековой традицией и создания новой культуры, полностью секуляризированной. Тем более кажется странным ставить для него вопрос о конструктивной роли христианской традиции. Восемнадцатый век - век Просвещения, рационализма, век воинствующей антицерковности, шедший под знаком вольтеровского "раздавите гадину", как кажется, в господствующих своих тенденциях был антихристианским периодом русской культуры.

 «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫС 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». За короткий отрезок времени – рубеж XIX-XX веков – в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В конце ХIХ – начале XX веков выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, A. M. Горький, М. М. Пришвин. На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины – от К. Д. Бальмонта и А. А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой. Писатели и поэты «Серебряного века», в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления – эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера



6)Дворянство в России

возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы». «Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, то есть награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы». С конца XVII и в течение XVIII в. в положении дворянства как служилого сословия произошли существенные перемены. Старые многочисленные придворные и военно-служилые чины, не имевшие даже общего названия, начинают называться с Петра шляхетством, а позднее -- дворянством. Петр I поощрял занятие дворян промыслами, торговлей и искусствами. Указ о единонаследии предусматривал создание категории безземельных дворян, добывающих себе средства к существованию на таком поприще.Российское законодательство X -- XX веков. С другой стороны, он ограничил право помещиков-дворян на недра в их имениях. С ведома Берг-коллегии производить разработку полезных ископаемых могли и другие лица. Так что фактически недра помещичьей земли оказались под контролем государства. Петр I не считался со средствами пополнения казны, он легко мог пойти ради этого даже на ущемление прав дворян.Там же. С. 17. Важнейшим законодательным актом Петра по отношению к дворянству является Табель о рангах. Она полностью устранила прежнюю сословную группировку внутри дворянства и заменила ее новым делением. Исчезновение прежних сословных групп было подчеркнуто введением нового термина для его обозначения -- сословия. Так как распространение на прежних дворян боярского титула или на бояр дворянского могло привести к многочисленным обидам и трениям. Петр Великий изменил отношения дворянского сословия и всех других к верховной власти. Дворяне стали подданными царя и государства, а не слугами одного царя, как было до этого. Служба строго взыскивалась с дворян, хотя в нее и вносились некоторые облегчения. Пётр заставил дворян служить, но, вместе с тем, они стали играть ведущую роль, по сравнению с другими сословиями, к тому же были наделены многочисленными привилегиями в обмен на службу монарху.