ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2)Механизм сохранения культурного многообразия России.
3)Язычество как религиозная система древних славян.
4)Народная художественная культура России и Петровские преобразования.
5)Послепетровская эпоха в развитии русской культуры.
7)Становление и развитие сословных субкультур – купечества и духовенства
9)Роль региональных законодательных актов в работе по сохранению народной художественной культуры.
сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Эти методические рекомендации оказали практическую помощь и да-
ли разъяснение порядка реализации полномочий местных органов власти
по созданию условий для развития местного традиционного народного ху-
дожественного творчества, который предусматривает совокупность норма-
тивного и структурного обеспечения деятельности муниципальных обра-
зований по данному вопросу местного значения.
К вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и
городских округов отнесено полномочие по созданию условий для развития
местного традиционного народного художественного творчества, участие в
сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов
Правовой основой регулирования местного традиционного художест-
венного творчества являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации ;
Налоговый кодекс Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Основы за-
конодательства Российской Федерации о культуре»;
Федеральный закон «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О гарантиях прав ко-
ренных малочисленных народов Российской Федерации»;
Федеральный закон «О народных художе-
ственных промыслах»;
Федеральный закон «Об охране окружаю-
щей среды»;
Федеральный закон «О национально-
культурной автономии»;
Концепция сохранения и развития нематериального культурного насле-
дия народов Российской Федерации на 2009–2015 годы от 17.12.2008 г. № 267;
Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирова-
ния организаций культуры и искусства (Утверждено Постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 609 (в ред. Постанов-
ления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919));
Федеральная целевая программа «Культура России 2006–2011 гг.»;
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села
до 2010 года»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации».
Статьи вышеуказанного законодательства посвящены регулированию
культурной деятельности. В них раскрываются понятия «культурная дея-
тельность», «культурные ценности», «творческая деятельность», «народ-
ное творчество», «творческое варьирование», «культурное нас ия законодатель-
ства о культуре с учетом норм суверенитета Российской Федерации и при-
знания равного достоинства культур различных этнических общностей,
проживающих на территории России; регламентируются права и свободы
человека в области культуры (считающиеся приоритетными по отношению
к правам в этой области государства, а также общественных и националь-
ных движений, политических партий, конфессиональных и профессио-
нальных групп), в частности, права на личную культурную самобытность,
на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художествен-
ное образование, на собственность в сфере культуры, на создание органи-
заций, учреждений и предприятий и общественных объединений, на вывоз
за границу результатов своей творческой деятельности; отмечаются основ-
ные обязанности государства в области культуры; разграничивается ком-
петенция в области культуры между федеральными органами государст-
венной власти и управления Российской Федерации, органами государст-
венной власти и управления республики в составе федерации, автономных
округов, областей, краев, органов местного самоуправления; характеризу-
ются параметры экономического регулирования в области культуры
(включая отношения собственности, условия приватизации, источники и
объемы финансирования, нормы предпринимательской деятельности, осо-
бенности инвестиционной политики, ценообразования); формулируются
принципы взаимоотношений организаций культуры с организациями дру-
гого профиля, с зарубежными странами, с соотечественниками за рубежом,
формы участия в международных организациях, работе культурных цен-
тров за рубежом, отношения к российским культурным и историческим
ценностям за пределами Российской Федерации.
В разработке региональных программ приняли участие ученые и спе-
циалисты различных профилей, члены межведомственных советов и сек-
ций Домов и Центров народного творчества. В Нижегородской области,
например, в целях поиска нестандартных решений, направлений и форм
деятельности по проблемам возрождения народной художественной куль-
туры ОНМЦ в 1993 г. выступил инициатором и организатором аукциона
идей «Возрождение». В аукционе приняли участие учреждения культуры
области: клубы, библиотеки, музеи, парки, общественные объединения,
отдельные специалисты. Четыре главных требования предъявлялось к иде-
ям, поданным одним или группой авторов: новизна, современный подход,
экономическое обоснование, возможность реализации и дублирования.
С целью создания условий для развития традиционного художествен-
ного творчества деятельность органов местного самоуправления должна
способствовать развитию учреждений, осуществляющих деятельность в
сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры по-
средством следующих доступных управленческих решений и действий:
разработки и реализации муниципальных (межпоселенческих,
межмуниципальных) целевых программ «Развитие традиционного народ-
ного творчества» или «Духовно-культурное развитие территории муници-
пального образования» на среднесрочную перспективу (включающих ме-
ханизмы структурного, кадрового, финансового, материально-
технического ресурсного обеспечения совершенствования традиционного
народного творчества, сохранения нематериального культурного наследия
и общероссийской национальной идентичности);
проведения социологических и мониторинговых исследований в
сфере народного творчества (например, о влиянии участия жителей посе-
ления в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование
успешной психологии личности и т.п.);
создания специализированных учреждений культуры, осуществ-
ляющих функции сохранения, развития и популяризации народного худо-
жественного творчества;
поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носите-
лями и распространителями материальных и духовных традиций народной
культуры, с использованием механизмов грантовой поддержки, учрежде-
ния премий, других мер материального и морального стимулирования; нормативного регулирования деятельности субъектов народного
художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных
организаций);
финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению соб-
раний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, ар-
хивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории му-
ниципального образования;
финансирования работ и услуг по созданию и экспонированию
предметов традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного
искусства;
финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного
художественного творчества;
финансирования творческих проектов по организации и проведе-
нию праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуе-
мых с целью популяризации и развития народного художественного твор-
чества.Базовым условием успешной реализации полномочия муниципально-
го образования по обеспечению условий для развития местного народного
художественного творчества является создание творческих коллективов
различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музы-
кальных, театральных, фольклорных, декоративно-прикладного искусства,
изобразительного искусства и др.Сфера народного творчества охватывает различные половозрастные и
социальные группы населения. Многообразные жанры и виды творчества
выполняют важные социальные функции социально-психологической
адаптации, совершенствования образной сферы жизни социума, укрепле-
ния его физического и духовного здоровья, а, самое главное, реализации
креативных потенций личностей, социальных групп, слоев, эко-
территорий. Участие населения в творческих коллективах способствует
самовыражению и развитию личности независимо от пола, возраста, стра-
тификационной и профессиональной принадлежности, что представляется
особенно важным в условиях мирового кризиса и угроз глобализации.
На современном этапе выдвигается ряд новых задач в сфере культуры,
которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период
приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее на-
копленного культурного наследия на задачи его дальнейшего развития.
В последние два десятилетия уделяется большое внимание научно-
исследовательской работе, занимающей в деятельности специализирован-
ных вузов и Домов народного творчества значительную нишу – это фольк-
лорно-этнографические экспедиции, изучение и восстановление архивных
записей, материалов и документов, формирование и пополнение фольк-
лорных фондов и коллекций
10)Народная художественная культура в XX веке. Преобразования в России и их влияние на народную культуру.
Сегодня в советской культуре утвердилось два подхода. Первый объявляет всю советскую культуру люмпенско - маргинальной, не представляющий никакого интереса, второй - это объемный конкретно-исторический подход.Советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате государственного переворота 1929г. выразившегося в политике раскрестьянивания деревни. Культура пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур не сложилась. Советская культура - это явление сложное, многоплановое. Сложилось на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей. Соотношение этих компонентов на разных на разных этапах развития общества было различным.Культура 20-х годов отличалась плюрализмом. Н.Бухарин и А.Луначарский были склонны к диалогу культур. В полном расцвете находилась культура инакомыслия: А. Блок, А. Белый, И. Бунин, О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Короленко, В. Кандинский, М. Шагал, С. Рахманинова, Ф. Шаляпин, И. Стравинский. Иное дело 30-50гг. Именно в этот период складывается культура тоталитаризма. Всякое инакомыслие подавлялось.
Для достижения главной цели построения социализма были пост лены следующие задачи:1. Культурная революция, включающая ликвидацию безграмотности, создание гигантской системы высших учебных заведений; НИИ, библиотек, театров, подготовку кадров, обеспечивающих потребности системы управления и производства.
2. Создание достаточно мощного корпуса ученых, инженеров, специалистов, обеспечивающих стране научно-технический и интеллектуальный потенциал, сопоставимый с потенциалом самых развитых индустриальных стран.
3. Технологическая модернизация, обеспечивающая возможность быстрого переоснащения Вооруженных сил и создание материально-технической базы для последующих модернизаций в ферме экономики и управлении.
В результате культурной революции и урбанизации, совершенных в рекордно-короткие сроки, и мощной перекачки на-селения из деревни в город возникла неустойчивая, динамичес-ки неравновесная гибридная культура. Её основными признаками являются черты фабричной системы: 1) стандарти-зация, 2) планомерность, 3) массовость, 4) широкая регламен-тация деятельности, 5) трудовая дисциплина, 6) организация по военному образцу, 7) тенденция к концентрации.В художественном отношении в 30-50 гг. была осуществле-на ликвидация различных художественных течений. В 1934 году в СССР была официально-провозглашена доктрина социалистического реализма. Все-другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Год спустя в Ленинграде умер Казимир Малевич, глава и идейный вдохновитель авангарда, картины авангардийской живописи больше не выставлялись, имена художников не упоминались. То, что к тому времени попало в музеи, было спрятано в хранилище, куда был закрыт доступ не только публике, но и большинству музейных работников. К творческому наследию авангардистов установилось официальное отношение не как к искусству, а как к хламу, не достойному внимания.