ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этой цели служат разнузданная пляска, животные черты, проглядывающие в человеке, и т. п. Гоголь обращает особое внимание на жестикуляционный и бранный фонд, не пре­небрегая никакими специфическими особенностями смеховой народной речи. Жизнь вне мундира и чина с необыкновенной силой влечет его к себе, хотя он в юности мечтал о мундире и чине. Попранные права смеха находят в нем своего защитни­ка и выразителя, хотя он и думал всю жизнь о серьезной, трагической и моральной литературе.

Мы видим, таким образом, столкновение и взаимодей­ствие двух миров: мира вполне легализованного, официаль­ного, оформленного чинами и мундирами, ярко выраженного в мечте о «столичной жизни», и мира, где все смешно и несерьезно, где серьезен только смех. Нелепости и абсурд, вносимые этим миром, оказываются, наоборот, истинным соединительным внутренним началом другого, внешнего. Это веселый абсурд народных источников, имеющих множество речевых соответствий, точно фиксирован­ных Гоголем.

Гоголевский мир, следовательно, находится все время в зоне контакта (как и всякое смеховое изображение). В этой зоне все вещи снова становятся осязаемыми, представленная речевыми средствами еда способна вызывать аппетит, воз­можно и аналитическое изобрагкение отдельных движений, которые не теряют цельности. Все становится сущим, совре­менным, реально присутствующим.

534

Характерно, что ничего существенного из того, что хочет передать Гоголь, не дается им в зоне воспоминания. Прошлое Чичикова, например, дано вдалевой зоне и в ином речевом плане, чем его поиски «мертвых душ»,— здесь нет смеха. Там же, где по-настоящему раскрывается характер, действует постоянно объединяющая, сталкивающая, контакти рующая со всем вокруг стихия смеха.

Важно, что этот смеховой мир постоянно открыт для новых взаимодействий. Обычное традиционное понятие о це­лом и элементе целого, получающем только в целом свой смысл, здесь приходится пересмотреть и взять несколько глуб­же. Дело в том, что каждый такой элемент является одно­временно представителем какого-нибудь другого целого (на­пример, народной культуры), в котором он прежде всего и получает свой смысл. Цельность гоголевского мира, таким образом, является принципиально не замкнутой, не само­удовлетворенной.

Только благодаря народной культуре современность Го­голя приобщается к «большому времени».

Она придает глубину и связь карнавализовапным обра­зам коллективов: Невскому проспекту, чиновничеству, канце­лярии, департаменту (начало «Шинели», ругательство — «департамент подлостей и вздоров» и т. п.). В ней единственно понятны веселая гибель, веселые смерти у Гоголя — Вульба, потерявший люльку, веселый героизм, преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с руга­тельствами и бунтом), его загробные похождения. Карна-вализованные коллективы, в сущности, изъяты народным сме­хом из «настоящей», «серьезной», «должной» жизни. Нет точки зрения серьезности, противопоставленной смеху. Смех — «единственный положительный герой».


Гротеск у Гоголя есть, следовательно, не простое на­рушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, непо­движных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он отрицает очевидность и мир «само собой разумеющегося» ради неожиданности и непредвидимости правды. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда». В нем заключена народная обновляющая, жизне­утверждающая идея.

Скупка мертвых душ и разные реакции на предложения Чичикова также открывают в этом смысле свою принадлеж­ность к народным представлениям о связи жизни и смерти, к их карнавализованному осмеянию. Здесь также присутствует элемент карнавальной игры со смертью и границами жизни и смерти (например, в рассуждениях Собакевича о том, что

535

в живых мало проку, страх Коробочки перед мертвецами и поговорка «мертвым телом хоть забор подпирай» и т.д.). Карнавальная игра в столкновении ничтожного и серьез­ного, страшного; карнавально обыгрываются представления о бесконечности и вечности (бесконечные тяжбы, бесконечные нелепости и т.п.). Так и путешествие Чичикова неза­ве р ш и м о.

В этой перспективе точнее видятся нам и сопоставления с реальными образами и сюжетами крепостнического строя (продажа и покупка людей). Эти образы и сюжеты кончаются вместе с концом крепостного строя. Образы и сюжетные ситуации Гоголя бессмертны, они — в большом времени. Явление, принадлежащее малому времени, может быть чисто отрицательным, только ненавистным, но в большом времени оно амбивалентно и всегда любо, как причастное бытию. Из той плоскости, где их можно только уничтожить, только ненавидеть или только принимать, где их уже нет, все эти Плюшкины, собакевичи и проч. перешли в плоскость, где они остаются вечно, где они показаны со всей причастностью вечно становящемуся, но не умирающему бытию.

Смеющийся сатирик не бывает веселым. В пределе он хмур и мрачен. У Гоголя же смех побеждает все. В частности, он создает своего рода катарсис пошлости.

Проблема гоголевского смеха может быть правильно по­ставлена и решена только на основе изучения народной смехо-вой культуры.

1940, 1970

Август 41

Августин Блаженный — 324

Агриппа Неттесгеймский Корне­лий - 398, 491


Адам де ля Аль - 21, 283-285, 289

Александр Македонский — 383. 425, 436

Алкивиад — 140, 186-187

Аллеман Беда — 134

Альберт (фон Больштедт) Вели-

г* it it . А А А

Амио Жак - 169, 520 Анисимов Иван Иванович — 154 Апулей Луций — 90, 232 Ардийон Антуан — 486—488 Ариосто Лудовико — 330 Аристотель — 80, 81, 401 Аристофан - 36, 106, 112, 366,

478 Артамонов Сергей Дмитрие­вич — 154 Афиней-ЗЪ, 82, 111, 313, 393 Ацелин из Реймса — 319

Ъаиф Жан Антуан — 76

Бальзак Оноре де — 61

Беда Достопочтенный — 324

Белинский Виссарион Григорье­вич — 5

Белло Реми — 80

Белон Пьер — 505, 506

Бенуа — 441—442

Бенц Рихард — 51

Бергсон Анри — 83, 533

Беркли Джон — 130

Верни Франческо — 125, 330, 471

Бероальд де Вервиль Франсуа — 72, 103

Бетховен Людвиг ван — 313

Блок Александр Александро­вич — 91

Боккаччо Джованни — 6, 25, 66, 77, 78, 84, 243, 299, 300, 376

Вольное Отто Фридрих — 304

Бонавентура — 46, 48, 49, 60

Бонавентура (св.) — 410

Босс Авраам — 200

Босх (Бос ван Акен) Иерони-мус - 34, 431

Врантом Пьер де Бурдейль — 72

Брауер Макс — 43

Брейгель Питер Старший — 34, 329

Брехт Бертольт — 54

Бруно Джордано — 404

Брюно Фердинанд — 207, 515

Буланже Жак — 71, 73, 116, 144

Бурдах Конрад — 65—67

Буркело Феликс — 63, 87

Буркхардт Якоб — 175

Буше Гийом - 72, 103, 171

Буше Жан - 487

Бюде Гийом - 187, 194, 501

Лазари Джорджо — 41

Вайман Семен Теодорович — 154

Валерий Максим — 452

Вандомы — 328

Вега Карпъе (Лопе де Вега) Лопе Феликс де — 17, 254

Вергилий Марон Публий — 19, 27, 120, 121, 338, 339, 344, 349, 392, 428, 518

Вероццано — 439, 440

Верцман Израиль Ефимович — 154

Веселовский Александр Николае­вич - 98, 106-107, 151 — 153, 158, 162-164, 168

537

1 Здесь указаны страницы, когда поэт упоминается как истори­ческое лицо; в тех случаях, когда в тексте книги он назван как персо­наж романа Рабле, страницы не указываются и дана другая тран­скрипция (по переводу Н. Любимова) — Виллой.

Вийон Франсуа1 - 52, 172, 192,


211 Виллетар — 63, 87 Вильнев Гильом де — 200 Винцент из Вове — 410 Вио Теофиль де - 52, 120, 328 Вире Пьер - 72, 114 Виреккер Нигеллус — 99 Витрувий — 41 Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) —

5,42, 106, 127, 129-133, 137,

138, 161, 169 Вулътеус — 327

Галей Клавдий — 36, 179, 452,

500 Галиани Фернандо — 162 Галле — 490 Гевара Луис (Валес де Гева-

ра) - 17 Гегель Георг Вильгельм Фрид­рих — 53 Гейне Генрих — 278 Геллий Авл — 82, 111, 452 Генрих II — 175 Гераклит Эфесский — 95, 163,

219, 452, 480 Гердер Иоганн Готфрид — 8, 450 Геродот — 101 Герцен Александр Иванович —

71, 106, 279 Гете Иоганн Вольфганг — 59,

117, 120. 174, 244, 270-282,

287, 307, 357. 409, 477, 478 Гиз Франсуа — 175 Гиппель Теодор Готлиб — 45 Гиппократ - 36, 79, 80, 179,

197-199, 316, 393-400, 500,

512 Гобелен — 255 Гоголь Николай Васильевич —

526-536 Гольбейн Ганс Младший — 59 Гомер - 38, 82, 137, 140, 189,

203, 312-314, 392, 428, 497,

520 Гораций Флакк Квинт — 114,313,

456 Гордеев Е. М.- 154 Готшед Иоганн Кристоф — 43 Готъе из Метца — 381

Готъе Теофиль — 52

Гофман Эрнст Теодор Амадей —

45, 49, 56 Гребан Симон — 361 Гренгор Пьер — 475 Гриммельсгаузен Ганс Якоб

Кристоффель — 17, 472 Грин Роберт — 328 Гюго Виктор Мари — 5, 24, 51,

52, 61, 137, 139-142, 168,

203

^'Альберт Генрих — 127 Д'Амбуаз — 127 Д'Амерваль Элуа — 213 Данте Алигьери — 6, 66, 136, 137, 138, 140, 332, 410, 419, 430, 445, 446, 479, 512 Д'Ассуси Шарль — 120, 328 Дедекинд Фридрих — 75 Декарт Гене — 115 Деке Пьер — 151 Демокрит - 79, 80, 399, 452 Демосфен — 314 Деперье Бонавентура — 72. 74,

77, 257, 260 Дживелегов Алексей Карпо­вич — 153 Дидро Дени - 42, 132 Диккенс Чарльз — 61 Диоген - 81, 140, 189, 190, 192,

195, 197, 426 Дионисий Ареопагит — 443 Дитерих Альбрехт — 39, 63, 135,

224, 244, 522-523 Добролюбов Николай Александ­рович — 301 Доле Этьен - 296, 399, 401, 520 Достоевский Федор Михайло­вич - 91, 261 Древе Г.— 63

Дризен Отто - 294, 386, 433 Думерг Эмиль — 114 Д'Этаплъ Лефевр — 491 Д'Этисак Жофруа - 172, 486 Д'Этуаль Пьер — 72 Дю Белле (братья) — 85, 493,

495, 496 Дю Белле Жан - 175, 495, 496 Дю Белле Гильом — 493, 496 — 499

Дю Белле Иоахим — 76, 520 Дюпон Грациан — 264 Дюрер Альбрехт — 59

Бенина Елена Марковна — 154 Еврипид - 112, 136, 380

Жаль — 503

Жан-Поль (псевдоним Иоганна Пауля Фридриха Рихте­ра) - 45, 50, 51, 60


Жарри Альфред — 54

Жданов Иван Николаевич — 98

Женгене — 133—134

Жоанно Элуа — 127

Жубер Лоран - 80, 82, 350

Жуковский Василий Андрее-i вич — 161

Зороастр (Заратустра) — 81 Зенон (епископ) — 317 Золя Эмиль — 203 Золъгер Карл Вильгельм Фрид­рих — 134

Пеан IV (Грозный) - 297, 298

Иероним — 388

Ильвонен Ееро — 63, 97, 98

Иннокентий III — 430

Иоанн — 319

Иоанн Златоуст — 85

Иоанн Секунд — 77, 78

Иоахим из Фиоре (Флорский) —

65, 66 Иосиф II - 270 Исидор Севильский — 381

Кайзер Вольфганг — 55—58, 60 Кальвин Жан - 114, 296. 327.

387, 499, 505 Кальдерон де ла Барка Педро —

268 Кампанелла Томмазо — 404 Кардано Джероламо — 398, 404 Карл II Лысый — 319 Карл V - 127, 194, 256, 258, 493,

494, 496 Карл VII - 208 Карл VIII - 209 Карл IX - 329 Картье Жак - 440, 442, 499 Кастилъоне Бальдассарре — 267 Кеведо-и-Вильегас Франсиско —

17, 438, 530 Кейет - 426

Киприан - 85, 316, 318-319 Клеман Жампекен — 200

Климент VII — 256

Клингер Фридрих Максимили­ан — 45

Клузо Анри - 116, 144, 172

Кокийар — 456

Кокка — 256

Коллери Роже де — 209

Колонна Франческо — 260

Коместор Пьер — 431

Коперник Николай — 398

Корбейль Пьер — 90

Корнфорд Ф.-М.- 63

Корреджо (наст, имя Антонио Аллегри) — 278, 357

Кржевский Борис Аполлоно-вич - ИЗ, 153

Ксенофонт — 313, 316

Ктесиас Книдский — 381

Курциус Эрнст Роберт — 97

Кьеркегор Серен — 134

Лабрюйер Жан де — 121 — 124, 131, 161

Ланже (см. Гильом Дю Белле)

Латини Брюнетто — 381, 382

Лев XIII - 88

Ле Дюша - 124-125

Леманн Пауль - 63, 97-99, 317

Лемер Жан - 212, 426, 456. 491

Ле Моттё Пьер Антуан — 126, 127

Ленгленд Уильям — 376

Ленц Якоб — 45

Леонардо да Винчи — 59, 358

Лермонтов Михаил Юрьевич — 261, 473

Лессинг Готхольд Эфраим — 43

Лефран Абель - 143-149, 174, 190, 264, 296, 362, 401, 420, 422. 484, 489, 490

Ликург — 83

Лонжи Жан — 257, 260

Лот Жорж - 144, 145, 198, 398, 401, 441, 499

Лотарь II (сын Лотаря 1) — 88, 319

Лукиан - 81, 82, 106, 111, 179, 194, 230, 313, 344, 373, 379, 381, 428, 429, 440

Лукреций Тит Кар — 140

Любимов Николай Михайло­вич - 154, 158, 191