ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
На этом более высоком уровне деятельности культуры лучше сравнивать не с организмом, а с человеческой личностью, т.е. рассматривать например культуру Китая как некую обобщенную совокупную личность китайца со всеми личностными характеристиками. В науке давно применяют такие характеристики к отдельным культурам, когда говорят о национальном темпераменте, характере, идее, мировоззрении, ценностях и миссии данного народа, но осознания этого подхода как особого принципа познания культуры пока еще нет.
Национальный темперамент (по скорости нервных реакций):
Расстояние речевого контакта
Скорость речи
Мимика
Жесты
Понять можно по танцу, по музыке (вокал).
Национальный темперамент различается ещё в исторических событиях.
Национальный характер.
Стереотипы поведения.
Анекдоты тоже раскрывают национальны характер внешне.
Национальное мировосприятие.
Иван Буслаев первый крупный специалист по русскому языку.
19.11.12
Тезис
Как и отдельный человек культура основывается на неких ценностях. Ценности –это значимые понятия и одновременно ориентиры практической деятельности, определяющие что хорошо и что плохо в данной культуре.
Анализ ценностных различий предполагает 3 уровня углубления в проблему на первом из них, ценности рассматриваются по отдельности и только по названиям, а не по сущностям. При таком взгляде возникает иллюзия, что народы и культуры одинаковы. Но даже на этом поверхностном уровне у отдельных народов видны или свои уникальные ценности или отсутствие общепринятых.
Например: харакири
26.11.12
Тезис
Следующий уровень анализа ценностей предполагает выяснение смысла каждой из них в данной культуре, при этом обнаруживаются кардинальные различия в понимании казалось бы одних и тех же ценностей.
Свобода
Каин Хьюид «Понять Британию» для русских демократов. Смысл в том, что везде лучше, где нас нет. Англия –первая страна в мире, где впервые сформулированы права о свободе. Хартия о свободах. Работает 8 веков. Суды славятся неподкупностью ит.д. Вывод –Англия самая свободная страна в мире. Глава о отдыхе: в Англии нельзя утраивать пикники, вся Англия чья-то собственность. Нельзя собирать грибы, ягоды, охотиться, рыбачить –запрещено в 12в. Для Англичан не доступно 80% территории. Есть только политическая свобода.
В России есть другие свободы. Нет только политических. Русский народ всегда имеет возможность уходить от правительства. Обратная связь с политической не свободой. Маркиз Огюстин француз во времена Петра I в 19в. удивлялся, как он управляет Россией. Жесткие законы, но свободная страна.
Ключевский «Суровость или даже жестокость Российских законов смягчаются возможностью их не соблюдения.»
Любовь.
Первобытное общество: семейные отношения –правит женщина из технических соображений.
Древняя Греция
« Иллиада» -борьба за Елену, но никто не спрашивает ее, кого она выбирает. Она –добыча.
Классическая Др. Греция –вариант только эта женщина или только этот мужчина, но описаны в учебниках по психологии как патология, с описанием методов лечения.
Древний Рим
Господствует мужское начало, но женщина имеет много прав в политической сферы, может быть в нескольких ролях и всегда привязана к мужчине.
Похищение собинянок. Рим образовался из бандитской шайки. Никто не хотел отдавать в жены им своих дочерей. Собрали праздник в городе Собине, украли оттуда девушек. Собрались наконец воевать, но женщины решили что им не выгодно, начали уговаривать не сражаться, предложили устроить общую свадьбу. Вместо битвы собирается праздник. Теперь мужчины собрались обсуждать непокорное поведение женщин, решают их казнить.
Средние века.
Весь период господствует : женщина –сосуд греха, созданный для ублажения мужчин. Только в 11-12 в. вмешивается побочный фактор. Женщина мягче, мудрее, а на небе не было женщины. Народ стал поклоняться Деве Марии. До 90% икон начали появляться с Девой Марией. Женщина может быть не только слугой дьявола, но и Бога. Возникла возможность духовной любви к женщине. Франция 11в. трубадуры создали образ куртуазной любви, женщина как человек, духовное существо. Постепенно распространяется на другие страны. Образ приклоненной любви к женщине относится только к высшему свету. Любовь запрещена к крестьянкам, незамужним девушкам, женам. Любить получается можно только чужую жену. А она, почему-то, всегда жена начальника.
Ганс Сакс «Гамлет» средневековая легенда- мошенник, борется за наследство, Гамлет скачет в лес на охоту, а Офелию оставляют в другой лес, чтобы ее нашел Гамлет и изнасиловал.
Святость
Святой –человек, который по своим качествам приближен к Богу.
В Греции нет святости.
В Китае святость –исторические заслуги. Чиновники, художники, женщины.
В Индии святость –энергетика, мощная психическая. Ее можно воплотить в материальную. Один из смертных грехов –отказ женщине.
Тезис
Третий уровень анализа предполагает выявление системных связей между ценностями как вертикальных (рейтинги ценностей) так и горизонтальных (взаимосвязь ценностей). Здесь тоже обнаруживаются значительные различия.
В разных культурах разные рейтинги.
Любовь и смерть:
Россия –не связанны
Япония –вершина сильной любви приводит к смерти.
Таким образом, в современном мире преобладают ценностные различия между культурами, а понятие общечеловеческих ценностей или отражает отдаленный идеал будущего или является идеалогическим прекрытием для пропаганды только одних –европейских ценностей.
3.12.12
Истоки и сущность христианства.
Тезис 1
Идейные истоки христианства связаны с принятием тезисов более древних восточных религий и включением их в логику христианского учения с одновременным изменением их смысла.
Тезис направлен против критиков христианства.
Греческая религия Бог(соблазнить и породить детей, развлекались) сошел на землю и Христос
Зороастризм (индусская религия) разделила мир на добро и зло
Христианство основано на свободном выборе: вся земная жизнь –вступительный экзамен, сможешь ли ты противостоять воле Дьявола.
Тезис 2
Социальные истоки христианства связаны с кризисом, поразившим Римскую империю на рубеже нашей эры. Он имел разные формы, но единую сущность: разрушение старой традиции, умирание древних религий и поиск новой веры для жизни в цивилизации и сплочения народов империй.
Рим впервые создал вроде мировой цивилизации, но сам стал разлагаться. Необходимость в новой вере. Как следствие, порождение сект.
Ессеи –секта коммунистов.
Пророки –те же мысли, что и у Христа.
Тезис 3
Христианство, зародившись как ответвление от еврейской религии, 2000 лет враждовало с евреями. Для этого существуют как исторические, случайные причины, так и более глубокие. Исторические связаны с неприятием Христа в значительной части евреев и особенно с борьбой, которую начали против него еврейские священники (фарисеи –хотели спасти старую иудейскую религию, превратив ее в обряды).
Они установили жесткую слежку за всеми с доносами.
Тезис4
Более глубокие расхождения связаны с принципиальной новизной христианства в понимании таких принципиальных моментов как образ Бога, отношений Бога и человека и отношений между людьми т.е мораль .
Бог в еврейском Ветхом завете понимается как ревнивый и грозный Отец еврейского народа, его цель повиновение, его средство –наказание и угрозы, в Новом завете, Бог –это милосердный Отец каждого человека, Его цель –любовь людей к Богу и друг другу, а Его средство –убеждение и личный пример.
В Ветхом завете отношения строятся как четкий договор между Богом и еврейским народом. Евреи обязуются поклоняться ему и повиноваться, а Бог взамен всем евреям обещает земные блага: размножение, богатство, господство на земле.
В Новом завете Бог не заключает договора, но это отношение с каждым человеком. Бог делает первый шаг и своей жертвой временно освобождает от первородного греха вновь родившихся и человек свободен выбирать между добром и злом. Для избравших добро на земле испытания и страдания, но потом жизнь вечная рядом с Богом.
Еврейская мораль троится на 10 заповедях Моисея. Христос считает их лишь фундаментом христианской морали и его заповеди более духовны и гораздо более радикальны.
Христовы заповеди кажутся не реальными если их понимать в духе Моисея –как прямые запреты или декларации. Подлинный же их смысл в установлении идеалов, ориентиров бесконечного нравственного совершенствования человека и человечества. Оценивается не столько результат, сколько процесс движения к этим идеалам. Святых нет, но есть стремящиеся к святости, особенно если они идут этим путем без гордыни, смиренно и с молитвой.
17. 12.12
Глобальный кризис человечества и ситуация в мировой культуре.
Тезис1
После распада СССР возникла иллюзия (Ф.Фукуяма), что окончательно победил мир Запада во главе с США и что на вечные времена установилось не только военно-политическое, но и культурное превосходство Запада в мире. Но уже через несколько лет С. Хантингтон опроверг этот тезис, показав, что Запад не универсальная культур. Его принципы не пригодны для большинства народов и что 21в. будет веком воин цивилизаций, т.е. воин, основанных на различиях в культуре и прежде всего, это будет век борьбы Запада с остальным миром.
Этим он возродил древнюю идею о противоположности культур Запада и Востока, причем в узком смысле под Востоком понимается мир Ислама Индии, Китая и Японии, а в широком смысле –все человечество, кроме Запада. Т.е. культура европейского Запада начиная с эпохи Возрождения, ориентированная на индивидуализм, безрелигиозность и материальное богатство любой ценой –является исключением мировой культуры, но при этом она последние 400 лет получила статус мирового лидера и пока что является господствующей.
Киплинг «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и они не сойдутся никогда»
-
«Природа –не храм Божий, а человеческая мастерская» -путь к кризису, экологической катастрофе (Запад).
Природа –храм Божий, ей нужно подражать (Восток). Человек –гость в этом мире.
-
Все желания человека –все бессознательное – злое. Люди –звери, эгоисты, только разум заставляет человека быть человеком. Подавление желаний. (Запад)
Человек добр, доверять нужно сердцу, чувству. Сердце важнее, чем мозг. (Восток)
-
Люди злобные эгоисты. Демократия. Партии с борьбой за власть. Корысть движет обществом. (Запад)
Люди должны ощущать, что все родные по природе, как семья. Общество должно быть единым по принципу семьи и никакого эгоизма. (Восток)
-
Надо воздействовать силой, достигая цели, быстро, мощно. (Запад)
Действовать мягко, косвенно, не выказывая напрямую свои цели, но эффективно. (Восток)
Тезис 2
Уже с 18в. сами европейские ученые говорят о кризисе Европы, о тупиковом характере европейского пути развития.
-
Ж.Ж.Руссо 18в. основная идея –европейский прогресс бессмысленен, европеец проигрывает индейцам как человек по физически и моральным данным.
-
К.Маркс. Европейский прогресс правильный, но слишком жестокий. Чтобы разбогатеть, нужно грабить не только другие народы, но и собственных рабочих.
-
З.Фрейд. европейская культура подавляет инстинкты человеческие, поэтому народ Европы очень злой.
-
Г.Моркузе 20в. Основные идеи –современное европейское общество создало не отдельного индивида, а одномерного человека. Создание огромных городов, где нужно жить по правилам, нет возможности быть индивидуальностью.
Тезис 3
Таким образом, для современного мира характерны следующие кризисные черты:
А) Кризис западной культуры порождает внешний глобальный кризис человечества (Угроза военного уничтожения, экологический кризис, демографический, ит.д.) США потребляет около половины ресурсов Земли и загрязняет так же как и потребляет –в половину.
Б) Западная культура утрачивает право на лидерство, но при этом ожесточенно борется за его сохранение. Этому способствуют процессы глобализации, господство в интернете и СМИ, которые призваны, по мысли запада, вновь подчинить мир Западному культурному влиянию.
В) Новый ответ усиливается народным сопротивлением в виде национализма, усиление традиционных религий и терроризма.
Г) Следовательно, вместо нарастания мирового единства –усиливается вражда, военные конфликты и мир развивается по сценарию Хантингтона.
Д) Поскольку при этом человечеству предстоит радикальный выбор альтернатив и замена Западного варианта развития на какие-то варианты, использующие Восточную культуру, то появляется шанс у России, которая исторически объединяла в себе черты Запада и Востока.