ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
АЛИНА (подождав). На этом твое выступление закончилось?
РИТА. Да, я почти всё сказала.
АЛИНА. А главное - сделала.
РИТА. Это ты верно подчеркнула.
АЛИНА (после паузы, вздохнув). Мама мне многое о тебе рассказывала.
РИТА. Ну и видок у тебя. Почему люди всегда принимают этот особенный вид перед тем, как сказать тебе какую-нибудь гадость?
АЛИНА. Я не собираюсь говорить тебе гадости, Рита. И я не хочу лезть не в свое дело, но мама рассказала мне о твоей связи с этим человеком.
РИТА. Так почему тогда лезешь?
АЛИНА. Меня беспокоит очень многое из того, что происходит в твоей жизни.
РИТА. Какая забота.
АЛИНА. То, что я слышала, - это правда?
РИТА. Я сейчас засну от скуки.
АЛИНА. Ответь на мой вопрос.
РИТА. Я не знаю, что именно ты слышала, но предположим, что это правда, если тебе так будет легче.
АЛИНА. Мама сказала, что он женат.
РИТА. И что?
АЛИНА. Как «и что»?
РИТА. Ну что, что? Что с того, что он женат?
АЛИНА. Как?!
РИТА. Я сама несу ответственность за свою жизнь.
АЛИНА. Пока ты живешь здесь, с мамой, ты должна перестать портить ей жизнь!
РИТА. Не надо сюда вплетать маму.
АЛИНА. Она беспокоится о тебе. К тому же, сейчас… Сейчас ей меньше всего нужны эти волнения! А ты… Рита, посмотри на меня. Не прячь лицо. Рита!... Скажи мне, ну скажи, разве ты не понимаешь, насколько это безнравственно с твоей стороны?
РИТА. Что?
АЛИНА. Быть с ним, когда он женат! Подумай о том, в каком положении ты находишься – перед его женой, перед нами, которые знают…
РИТА. Это звучит так комично с твоей стороны.
АЛИНА. Почему?
РИТА. Потому что я не хочу обсуждать свои проблемы с человеком, в нравственность которого не верю я.
АЛИНА. Предположим, я этого не услышала.
РИТА. Ты хочешь обрисовать рамки для моей жизни, так?
АЛИНА. Почему ты всё превращаешь в балаган?
РИТА. Потому что не хочу, чтобы ты чертила вокруг меня границы.
АЛИНА. Рита, ограничения – они должны быть!
РИТА. Невозможно жизнь выстроить в схему!
АЛИНА. А ты пробовала?
РИТА. Да, пробовала, понятно?
АЛИНА (после долгой продолжительной паузы). Рита, послушай, я твоя сестра. Я хочу помочь тебе. Я хочу, чтобы у тебя всё было хорошо. Прислушайся к голосу разума. Это единственный путь, который ты можешь выбрать для себя в жизни. Я понимаю, тебе было тяжело. Но прошло уже два года с тех пор, как Саша погиб. Жизнь идет дальше. Нужно двигаться. Ты уже взрослый человек.
РИТА. Так почему ты тогда продолжаешь меня учить, как ребенка?
АЛИНА (после паузы). Ему уже сорок?
РИТА. Тридцать семь.
АЛИНА. И ты спишь с ним?
РИТА. Да.
АЛИНА. Отлично.
РИТА. Еще мы разговариваем и выглядим как Ванесса Паради с этим профессором в «Белой свадьбе».
АЛИНА. Так, значит, все-таки спишь.
РИТА. Ну да, да, а что? У тебя есть еще какие-то вопросы?
АЛИНА. Ты, конечно, считаешь, что он любит тебя?
РИТА. Я, конечно, считаю, что у него отличные мысли по поводу Набокова.
АЛИНА. Конечно, он своей жизнью реализует «Лолиту».
РИТА. Только мне уже не тринадцать.
АЛИНА. И что же он говорит тебе про свою жену? Конечно же, он с ней расстанется, только не может сейчас сказать ей об этом, ведь она так много для него значит…
РИТА. Ты говоришь со знанием дела.
АЛИНА. А что он говорит?
РИТА. Говорит, что его жена не любит Набокова.
АЛИНА. Вот оно что. А ты, конечно, считаешь, что кое-что понимаешь в Набокове.
РИТА. Куда уж мне.
АЛИНА. Но все равно больше, чем его жена.
РИТА. Чуть-чуть.
АЛИНА. А! То есть чуть-чуть.
РИТА. Да, именно так я и сказала.
АЛИНА. И ты считаешь, что это причина, чтобы он не любил свою жену?
РИТА. Ты всё слышала.
АЛИНА. А своему ребенку он что говорит о Набокове?
РИТА. Боюсь, его ребенку еще слишком рано знать что-то о Набокове.
АЛИНА. Вот как!
РИТА. Именно так.
АЛИНА. Хм.
РИТА. Не «хымкай».
АЛИНА. А что же мне делать?
РИТА. Расскажи лучше о своей блестящей столичной жизни.
АЛИНА (после паузы). Рита, я хочу сказать тебе, что тот путь, по которому ты идешь в жизни…
РИТА. Самое скучное в мире – это нравоучения. Они все похожи, как одно.
АЛИНА (продолжает). Тот путь, по которому ты идешь в жизни, который ты выбрала для себя, Рита, - это путь, который ведет в бездну.
РИТА. Да что ты?
АЛИНА. Когда-нибудь ты заплывешь туда, где уже не будет дна.
РИТА. Что-то мне это напоминает. Дай-ка вспомнить. Ах, да! «Пропасть, в которую ты летишь, Холден, это ужасная пропасть. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он просто падает, падает без конца».
АЛИНА. Я не понимаю, о чем ты, но ты совершенно зря смеешься, Рита.
РИТА. Послушай, есть несколько вещей, которые тебе нужно знать. Во-первых, если ты так хочешь знать, мы познакомились на трамвайной остановке, когда я попросила прикурить у него и сигарету. Мне очень понравилось, как он умел держать сигарету в руках – так красиво и аристократично. Это мне напомнило… В общем, я не люблю его, но мне нравится, как он курит, и то, что он преподает историю литературы старшим курсам в университете. Это как-то разбавляет мою жизнь ощущением непринужденности. Во-вторых, я сама сумею разобраться со своей жизнью и мне совершенно не нужны твои советы, поэтому рекомендую приберечь пыл для того, кого ты когда-нибудь сумеешь наставить на путь истинный. Только боюсь, это буду не я. И, в-третьих, мне ужасно не нравится твой свитер. От такого свитера я бы избавилась незамедлительно. Если этого недостаточно, я расширю список вещей, о которых мне нужно будет поставить тебя в известность.
АЛИНА (через паузу). А что не так с моим свитером?
РИТА. Не модно уже носить такие свитера.
АЛИНА. По-моему, вполне нормальный свитер.
РИТА. Если ты сейчас затянешь волынку о своем свитере на пять часов, то я застрелюсь. Давай я лучше спою для тебя что-нибудь.
АЛИНА (со вздохом). У меня нет никаких ключей к тебе.
РИТА начинает петь, всё громче и громче.
АЛИНА. Рита, перестань. Рита!! Хватит! Сейчас не время для песен! Рита! Ты так разбудишь маму!
РИТА некоторое время еще поет, потом замолкает.
АЛИНА (после паузы). Знаешь, как мы это характеризуем? Экзистенциальный вакуум. Переживание бездны. Вот о чем я думаю, когда смотрю на тебя.
РИТА. Мне диагнозы уже поставили, спасибо за беспокойство.
АЛИНА. Никогда не думала, что у тебя будет столь беспорядочная половая жизнь.
РИТА. Целый один мужчина за два года? О да. Как уж здесь упорядочить.
АЛИНА. Вакуум.
РИТА. То есть ты все-таки продолжаешь намекать на то, что со мной что-то не в порядке?
АЛИНА. Видимо, все-таки не в порядке.
РИТА. Ты просто не знаешь мои сны. Если бы ты знала мои сны, ты бы поняла, какой прекрасной жизнью я живу.
АЛИНА. Какие сны?
РИТА. Сны мои жизни. Всё то, почему я существую. Это хорошие сны. Они – представляешь – абсолютно нормальны. Я могу рассказать тебе один из них.
АЛИНА. Я не хочу слушать никакие сны. Это очередная профанация с твоей стороны.
РИТА. Вот ты когда-нибудь слышала, как ветер играет вереском в поле?
АЛИНА. Что?
РИТА. Если бы ты слышала, ты бы никогда не смогла этого забыть. Вчера мне снилось, как я иду по канату босыми ногами прямо над огромным вересковым полем. На мне было надето свободное белое платье, и, когда я взмахивала головой, то видела солнце, которое уже готовилось к закату. Невдалеке были птицы, может быть, даже вороны. Я знаю, видеть зеленый вереск во сне – это к надежде, а вороны в Восточной культуре означают изоляцию. Но к чему снится канат?
АЛИНА. Я устала от тебя.
РИТА. Нужно обязательно поискать в соннике.
АЛИНА. Боже. Только не говори, что веришь в сонники.
РИТА. А ты во что веришь?
АЛИНА. В спасительную силу разума.
РИТА. Как это скучно.
АЛИНА. Это – нормально.
РИТА. Скучно, скучно, скучно.
АЛИНА. Ну когда ты уже повзрослеешь?.. Тебе необходимо, потому что врачи сказали… Я хотела тебе сказать это раньше, но…
РИТА (вскрикивает). Боже мой, я кое-что придумала!
АЛИНА. Что?!
РИТА. Сейчас всё узнаешь.
АЛИНА. Ты меня пугаешь…
РИТА. Сиди так! Не двигайся! Я хочу тебя нарисовать. Я сейчас сбегаю за карандашом.
АЛИНА. О нет. Только не это.
Рита уходит, из комнаты, возвращается через некоторое время. Алина тем временем вздыхает, нервничает.
РИТА. Еле нашла. Хоть какой-нибудь лист бумаги. Не двигайся. Мне показалось, я смогу сейчас захватить мгновение.
АЛИНА. Рита, я очень тебя прошу. Не надо. Пожалуйста.
РИТА. Помнишь, лет в пять я нарисовала какой-то глупый цветок, а папа сказал, что это гениально? Да… В этом был весь папа. По-моему, он был лучше многих. Ему очень шла военная форма. Когда я думаю о нем, мне начинает казаться, что он смог бы когда-нибудь стать генералом.
АЛИНА. Он не стал.
РИТА. Но мне это тоже снилось… Мне всегда легко было видеть сны. Как и рисовать. Это, знаешь, - как будто ты танцуешь…
АЛИНА. Зачем ты додумываешь жизни за живых людей?
РИТА. Теперь я редко рисую. Вот даже рука отвыкла. Веду по бумаге – и чувствую: не то. Чем старше становишься, тем осознаннее подходишь к творчеству, а чем осознаннее – тем страшнее, что можно потерять непосредственность... Голова ужасно болит. Что-то рисунок не идет. Что смотришь на меня? Поверни голову обратно. Я же сказала, не двигайся. Идиотский рисунок. (Резкими движениями перечеркивает лист). Тупая жизнь.
АЛИНА. Зачем ты это сделала?
РИТА. Какая тебе разница?
АЛИНА. Нет, зачем ты это сделала?
РИТА. У меня затрудненная коммуникация с этим карандашом, ясно?
АЛИНА. Да, мама во всем права была.
РИТА. Ты не хочешь радио включить?
АЛИНА. Ты слушаешь радио?
РИТА. Да, иногда. Это отвлекает от разных мыслей.
АЛИНА. Включи.
РИТА. Приходится следить за новостями. (Включает радио). Но там только политика, митинги и массовые беспорядки, а это так скучно. Вот помнишь, мы в детстве с тобой всегда радио слушали или кассеты, которые папа домой приносил?
АЛИНА. Да. Наш старый добрый музыкальный центр.
РИТА. Тогда он новейшим был. Только с фабрики. Еще папа всегда кучу конфет домой покупал, самых новых, - ну, которые тогда только выходили, которые знамением капитализма были, помнишь? А когда мы подумали, что его убили где-то, я тогда сразу конфеты перестала есть. До сих пор не люблю ничего приторного… Ну что за песни они крутят? (Бьет по радиоприемнику). Гоняют попсу с утра до ночи. Слушать тошно. Какая жизнь, такое и кино.
АЛИНА (через паузу). А потом оказалось, что он просто ушел от нас.
РИТА. Да, папа просто ушел.
АЛИНА. А ты повторяешь сейчас этот его путь.
РИТА. Только я подумала, что ты стала человеком, как все вернулось обратно.