ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии//О России и русской философской культуре.- М., 1990, Сухов А.Д. Социально-философские воззрения евразийцев. – ж.Философия и общество, 1998, № 1.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм.//Трубецкой Е.Н. Избранное.- М., 1998.

Франк С.Л. Русское мировоззрение,- СПб., 1996. Цимбаев Н.И. Славянофильство...- М., 1986.

Т

Тема № 18 Философская антропология

ВАРИАНТ "А" Что есть человек?

1.Место антропологических проблем в философском знании. 2.Проблема определения человеческой природы,ее сущностных черт. 3.О соотношении природного и человеческого в человеке.

4.Проблема генетической предопределенности человеческой судьбы.

Литература

Гуревич П. Философская антропология: опыт систематики.-ж.В.Ф.,1995,№8. Соколов С. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность ? -ж.Человек, 1996, № 5.

Гуревич П. Человек как объект социально-философского анализа. - ж.Ф.Н., 1989, № 11.

Рикер П. Чел-к как предмет философии.- ж.В.Ф.,1989,1 №2.

Лакс Дж. О множественности челов. природы. - ж.В.Ф.,1992, № 10.

Карцева Г. Чел-к как предмет комплексного исследования.-ж.В.Ф.1988,№7. Казначеев В. Феномен чел-ка: комплекс социоприродных..-ж.В.Ф..1988,№7. Майер Э. Чел-к как биологический .вид- ж.Природа,1973,№12,1974,№2. Григорьян Б. Философия о сущности человека. - М.,1973.

Губин В. Проблема человека в современной философии. - М.,1990. Какабадзе 3. Проблема человеческого бытия. - Тбилиси,1985. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М..1995.

Это человек. - М.,1995.

Рудин С. Человек ?! - СПб.1996.

ВАРИАНТ "Б" Философские проблемы антропогенеза

1.Время, место и динамика становления человечества из животного мира. 2.Анатомические, физиологические, психические изменения, сопровождающие появление вида "человека разумного". Семейство гоминид и человек.

3.Факторы

антропогенеза:

а/развитие социальных начал в поведении:

регулирование

половых

отношений, возрастание

роли

взаимопомощи,

складывание властного регулирования и норм поведения; б/становление

интеллекта: абстрагирующих способностей, целеполагания, моделирования,

предвидения;

в/изменение

характера

жизнеобеспечивающих

форм

активности:

охоты,

/"интеллектуальный

охотник"/,

деятельности

по

изготовлению

орудий;

г/появление и совершенствование

языка, других

символических форм.

Литература

Алексеев В.П. Становление человечества. - М.,1984.

Беляев Д.К. О некоторых факторах эволюции гоминид.-ж.В.Ф.,1982,№ 8. Гроувс К. Происхождение современного человека, -ж.Человек.1996,№3. Джохансон Д..Иди М. Люси.Истоки человеческого рода. - M.,1984.

Ладыгина-Котс И. Предпосылки человеческого мышления. - М.,1969. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. - М.,1981.


Мещеряковы. Введение в человекознание. - М.,1994.

Панов Е.Н. На острие социальной эволюции: "Я"-"МЫ"-"ОНИ". –ж.Человек, 1998, № 2,3.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М.,1973. Проблемы антропогенеза.- М.,1983.

Уайт Э.,Браун Д. Первые люди. - М.,1978.

Лузгин В. Становление самосознания в процессе антропогенеза.-Казань,1989 Хан B.C. Структура практики и способ мышления эпохи первобытнородовой общины, - ж.Вестник МГУ, сер.7, 1993, № 1.

Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. – ж.Человек, 1998, № 1.

ВАРИАНТ "В". Перспективы человеческого рода

1.Человечество как доминирующий вид на планете: история освоения и завоеваний природы.

2.Индустриальная цивилизация и природа.Экологический кризис.Урбанизация. Рассогласование биогеокрутоворота.

3.Другие глобальные проблемы:

а/перенаселенность, проблема жизненного простраства; б/неконтролируемость технологического и экономического развития; в/оскудение эмоционального тонуса человечества; г/разрыв с традицией, "манипулируемые массы".

Литература

Буровский А.М. Люди ли мы? /о соотношении "естественного" и "искусственного" в современном человеке/. - ж.Обществ. науки и соврем. 1996. № 4. Лесков Л. Возможна ли эволюция хомо сапиенс?- ж.Общ. науки и ...1994,№ 6. Диденко В. Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть.- М.,1996. Гершензон С.,Бужиевская Т. Евгеника: 100 лет спустя.-ж.Человек,1996,№1. Нейфах А. Мы все еще кроманьонцы. Кроманьонцы в цивилизованном мире. - ж.Человек, 1996, №№ 3-4.

Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. - М.,1996. Соколов А.В. Миф о природном равенстве способностей:история. социальные корни и теоретические основания. - ж.Вестник МГУ,сер.7,1991.№ 7.

Денисов С.Ф.,Денисова Л.В. Человеческое и животное в человеке.-Омск,1995 Урсул А. Космические перспективы автотрофности челов-ва.-ж.ОНС,1995,№2. Хаймун С. Да здраствует космоссветлое будущее всего человечества!- ж.Человек. 1996, № 2.

Васин В. 11 заповедь: отчаянная попытка просветить современного варвара. -

М.,1994.

Карпинская Г.С. и др. Философия природы: коэволюционыая стратегия.-

М.,1995.

Печчеи А. Человеческие качества. - М.,1984.

Реймерс Н. Надежды на выживание человечества. - М.,1992. Цивилизация на перепутье. - М.,1992.

Лоренц К. Восемь смертных грехов челов-ва. - ж.В.Ф.,1993, № 3.

Кутырев В. Три парадигмы взаимодействия.-ж.Философ, и социол. мысль, 1991, № 7.

Салин Ю. Фундаментальные ценности чел-ка.- ж.Общ. науки и ...1995,№ 4. Василенко Л.И. Отношение к природе: "традиция управления" и "традиция сотрудничества". - ж.В.Ф.,1987, № 7.

Ермолаева В. Космнзм и экологическая этика. - ж.Общ. науки и ...1995, № 4.

Общая литература к теме № 18

Очерки социальной антропологии. - СПб,1995.

Барулин В. Социально-философская антропология. - М.,1994.

Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика). –Кемерово, 1999, ч.3, разд. 6, §§ 1-2.


Макаров Е. Проблема чел-ка в истории философской мысли. - М.,1986. Мещеряковы Введение в человекознание. - М.,1994.

Моисеев Н.H. Мир человека. -М.,1993.

Симонов П. Междисциплинарная концепция человека. - М.,1989.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию: Учебное пособие. - М.,1994.

Окояская Н.Б. Философская антропология: концепции и проблемы. -ж.Вестник МГУ, сер.7, 1992, № 5.

У

Тема № 19 Смысл жизни как философская проблема

1.Антропологические истоки проблемы смысла жизни.

2. Постановки проблемы смысла жизни в истории философии и культуры 3.Смысл жизни и основные ценности: личностное и общечеловеческое

Литература

Августин А. Исповедь. – любое издание.

Джиоев О.М. О некоторых типичных постановках проблемы смысла жизни в истории философии. - ж.Вопросы философии, 1981,№ 6.

Карпов М.М. Смысл жизни человека. - Ростов-на-Дону. 1994. Красиков В.И. Явь беспокойства. – Кемерово, 1998, гл. 3.

Марк Аврелий. Размышления. (Наедине с собой). – любое издание. Марциновский В. Смысл жизни Сборник статей. - Новосибирск, 1996. Соина С.С. Толстой о смысле жизни. - ж.Вопросы философии,1985, № 11. Толстой Л.Н. Исповедь. – любое издание.

Трубников Н. О смысле жизни и смерти. - М.,1996.

Франк С.Л. Смысл жизни. - ж. Вопросы философии, 1990, № 6.

Шерданов В.Н. Смысл жизни как философски-этическая проблема- ж.Философские науки, 1985, № 2.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Ф

Тема № 20 Тема смерти в духовном опыте человечества

ВАРИАНТ "А" Осмысления смерти

1.Основные установки на отношение к смерти коллективного сознания в истории человечества.

2.Субъективность, ограниченная смертью.

Литература

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.,1992.

Воробьев С. Смерть: конец или начало ? – ж. Человек, 1991, № 2. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

Давыдов Ю.Н. Миф о "танатосе", Или диалектика субстантивированного "нет" // Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. – М., 1987.

Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство чел...-ж.Ф.Н., 1990, № 5. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма.- М.,1991. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. - М., 1993.

Курцман Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть. – М., 1987. Лаврин А.П. 1001 смерть. - М.,1991.

Рязанцев С. Философия смерти. - Спб, 1994.

Руднев В. Культура и смерть – ж.Даугава, 1991. № 3 / 4. Сабиров В.Ш Этический анализ жизни и смерти. – М., 1987.

Семенова С. Человек и мещанин. Отношение к смерти у М.Горького// Семенова С. Преодоление трагедии. – М., 1989. – С.285-298.


Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.,1995.

Трубников Н.П. Проблема смерти, времени и цели жизни...-ж.Ф.Н.,1990,№2. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение... //Избр. произв. - М., 1992. Федотова М. Образ смерти в западноевроп. культуре. – ж.Человек, 1991, № 5. Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре. – СПб, 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

ВАРИАНТ "Б" Самоубийство

1.Отношение к самоубийству в разных временах и культурах.

2.Метафизический

суицид (самоубийство

по

мировоззренческим

соображениям).

 

 

 

3.Проблемы эвтаназии.

 

 

 

Литература

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.,1994. Красиков В.И. Явь беспокойства. – Кемерово, 1998, гл.4.

На границе жизни и смерти. – М., 1989.

Самоубийство и эвтаназия (сводный реферат) - Реферативный журнал Общественные науки за рубежом, сер. 3, философия, 1991, № 5. Хэмфри Д. Когда суицид рационален. - журнал Человек, 1992, № 6. Фут Ф. Эвтаназия. - журнал Философские науки, 1990, № 6.

Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: За и против // О человеческом в человеке. – М., 1991.

Х

Тема № 21 Смыслы идеи бессмертия

1.Антропологическая мотивированность идеи бессмертия.

2.Религиозно-философские

версии

бессмерт: реинкарнация,

трансцендентное состояние,

 

 

3. Бессмертие как цель геронтологии и ювенологии.

4.Экзистенциалистская интерпретация идеи бессмертия.

Литература

Красиков В. И. Явь беспокойства. – Кемерово, 1998, гл.6.

Купревич В.Ф. Бессмертие - сказка ? – ж. Наука и религия, 1965, № 9. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. - М., 1984.

Линник Ю. Бессмертие: Новая иммортология. – Петрозаводск, 1990.

Минеев В., Нефедов В.П. От смерти к жизни. Идеи русского космизма и проблема нового понимания смерти и бессмертия. Эссе. Красноярск, 1989. Новгородцев П.И. Анализ главнейших теорий бессмертия // Начала, 1993, № 1. Панцхава И.Д. Смертность и бессмертие человека. – ж. Ф.Н., 1963, № 6. Панцхава И.Д. О смертности и бессмертии человека. - М., 1965.

Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. - М., 1967. Переселение душ: Сборник. - М., 1994.

Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с антропологической точки зрения // Сочинения в 2 томах, т. 1. – М., 1995.

Ц

Тема № 22 Смыслы идеи судьбы

1. Исторические образы судьбы: а\ мифологема судьбы (рок); б\ религиозный образ судьбы (промысел Божий); в\ рационализация идей судьбы и случая в

теоретическом естествознании: классический детерминизм и современный


научный “индетерминизм” (синергетика); г\ ренессанс идеи судьбы в художественной культуре и философии Х1Х - ХХ вв. (Ницше, Шпенглер).

3. Судьба как экзистенциальная проблема.

Литература

Аверинцев С.С. Судьба // Философская энциклопедия, т.5. - М., 1970. Вольтер. Задиг, или Судьба // Философские повести. - М., 1985.

Гайденко П.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. – ж. В. Ф., 1969, № 9.

Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск, 1990. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. - М., 1992, гл.2.

Зиммель Г. Проблема судьбы // Избранное. Т.2.Созерцание жизни. - М., 1996. Карев В.М. Судьба // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. - М., 1992. Кирилленко Г. Г. Жизненный путь и судьба. - М., 1992.

Клочков И.С. Дух. культура Вавилонии: человек, судьба, время. - М..1983. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988.

Красиков В.И. Явь беспокойства. – Кемерово, 1998, гл.11.

Лейбниц Г. О предопределённости // Сочинения в 4 томах. Т.1. - М., 1982. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Филос. произв. - М., 1986. Топоров В.Н. Эней - человек судьбы... - М., 1993.

Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986. Шпенглер О. Закат Европы.т.1. - М.,1993.

Цицерон. О судьбе // Философские трактаты. - М., 1985.

Ч

Тема № 23 Смыслы идеи свободы

1.Философские концепции свободы (античность, Новое время, Кант, марксизм, экзистенциализм, русская философия)

2.Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы.

Литература

Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода. - ж. В.Ф.,1992, № 8. Абрамов М.А. Неопределённость свободы. – ж. В. Ф., 1996. № 10.

Веллмер А. Модели свободы в современном мире // Социологос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып.1. Общество и сферы смысла. - М., 1991. Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное. Дух и история. - М., 1995. Гаджиев К. Размышления о свободе. – ж. В.Ф., 1993, № 2.

Грушин В.А. Возможность и перспективы свободы. – ж. В.Ф., 1988, № 6. Зиммель Г. Индивид и свобода // Избран. Т.2. Созерцание жизни. - М., 1996. Иванов В. О свободе... – ж. Ф.Н., 1990, № 11.

Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика). –Кемерово, 1999, ч.3, разд. 7, § 4.

Коган Л.В. Триединство свободы. –ж.В.Ф., 1997, № 5. Максимов А.М. Измерения свободы. - Екатеринбург, 1994. Штайнер Р. Философия свободы. - Ереван, 1993.

Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. – ж.В.Ф.,1994, № 1. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. - М., 1994.

О свободе. Антология западноевроп. классич. либеральной мысли. - М., 1995. Шопенгауэр А. О свободе воли //Свобода и нравственность. - М., 1992. Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода ... – ж.В.Ф., 1994, № 1.

Ш

Тема № 24 Смыслы добра и зла