ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Интермедия с карикатурными фашистами.
Интермедия выхода персонажей. Первая сцена.
Дивертисмент с полонезом, тортом и мороженым.
Интермедия «Два Конрада». Сцена вторая.
Здесь пойдет информация о Треблинке и других концлагерях.
Появляется Клоун. Цирковая интермедия.
Интермедия.?? Появляется Клоун с зонтиком в руках. За ним Млодек и Млада.
Дивертисмент с игрушками и мастерами клея. Сцена четвертая.
В. Коростылев.
Варшавский набат.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Учитель
Клоун
Оберштурмбанфюрер СС
1 солдат
2 солдат
Млодек
Млада
4 женщины
Карлик (оберштурмбанфюрер СС)
Куклы, игрушки, солдаты и дети.
ПРОЛОГ.
Актер. Вот я пришел к вам. Пришел и не знаю, как начать. Я не знаю, как мне к
вам обратится. Потому что меня слушают и взрослые и дети. И смотрят на меня. И ждут. А я понимаю, что все дети – будущие взрослые, а все взрослые – бывшие дети. Вроде бы одно и тоже. А на самом деле не одно и тоже. Если я скажу: «слушайте дети!» – дети навострят уши, а взрослые снисходительно улыбнутся и подумают: «Что ж, послушаем, что он скажет нашим детям». Взрослые уверены, что должны вмешиваться во все, что слушают и делают дети. На самом деле – взрослые ничего не понимают. Если им сказать: «Вот стоят гуськом пять стульев. Это – поезд, и на нем можно уехать куда угодно», взрослые ответят: «Поставь стулья на место, в доме должен быть порядок». Если я сейчас скажу: «Слушайте люди!» - взрослые поморщатся: «Ну, зачем так высокопарно! Как будто мы сами не знаем, что мы – люди?!» А дети навострят уши. Во-первых, дети подумают, что попали на взрослое представление. А, во-вторых дети считают, что они тоже люди! Они слышат, как взрослые говорят: «Дети нас утомляют! Надо все время опускаться до их понятий. Наклоняться. Сгибаться. Сжиматься…» Но мы, взрослые, не от этого устаем. А, от того что надо подниматься до детских чувств. Подниматься. Становиться на цыпочки. Тянуться…Чтобы не обидеть. Теперь я знаю, как начать. Вот я пришел к вам и говорю: «Слушайте дети! Слушайте очень печальную историю. Я могу рассказать историю повеселее, но тогда это была бы совсем другая история. А я рассказываю именно эту, печальную. Разве люди должны всегда хохотать, ходить на голове, прыгать и веселиться? Иногда люди садятся и думают. О себе. О жизни. О других людях. И тогда, случается, на ум приходят печальные истории…. А сейчас, у вас на глазах, я превращусь в старого учителя в старой Варшаве. Взрослые скажут: «Этого учителя давно нет на свете, а человек на сцене станет им притворяться час или два». Это не правда! Слушайте дети! Мы-то с вами знаем, что стулья, стоящие друг за другом – это поезд и на нем можно уехать куда угодно! А я, самый настоящий учитель из старой Варшавы. У нас сейчас 1942 год. Наш город теперь не наш. Его захватили фашисты. И сейчас произойдет печальная история. И самое печальное в ней то, что она случилась на самом деле.
Интермедия с карикатурными фашистами.
Карлик. Молчать! Добрый день, герр учитель. Позвольте
представится, я оберштурмбанфюрер СС Конрад Вольф?!. Почему вы мне не отвечаете, как это принято между культурными и интеллигентными людьми?
Актер. Добрый день, господин оберштурмбанфюрер, чем могу служить?
Карлик. О-о-о-о! Слюжить! Какое прекрасное слово! Как приятно, что
вы его знаете! Да, вы нам можете отлично послюжить!
Актер. Нет, так об этом нельзя!..
Все было взаправду, все было не где-то.
Я сегодня посмел оглянуться назад,
Чтобы встретить взгляд Варшавского гетто.
Приютского дома Януша Корчака
Детские глаза.
На чужих площадях убивали не нас,
Но хочу достучаться, добиться, дозваться,
Чтоб раскрыли 14000 глаз
Дети, расстрелянные в Крагуеваце!
Люди, не бойтесь прошлого!
Готовы ли вы к необычному рейсу?
Нервы – сюда! Сердце – сюда!
Проше пани! Панове, Проше!
1 Женщина. «Варшавский набат».
2 Женщина. Трагедийное представление с песнями и танцами.
3 Женщина. Время действия – вторая мировая война.
4 Женщина. Место действия – наша совесть.
Интермедия выхода персонажей. Первая сцена.
Млодек. Прости, я тебе, кажется, на ногу наступил.
Млада. «Кажется!» Медведь…А еще кем бы ты хотел быть?
Млодек. Орлом.
Млада. Это, чтобы выше всех?
Млодек. Просто интересно полетать.
Млада. Можно было бы слетать в лес на экскурсию.
Млодек. Ага. Над городом мы летим парами, а за городом – в разные стороны!
Млада. Да-а, в разные, ты бы все равно, за мной увязался.
Млодек. Очень надо!
Млада. А кругом – ночь, звезды. И луна.
Млодек. Днем лучше, больше увидишь.
Млада. Нет, ночью все таинственно и всегда немножко страшно, даже если не
бомбят… и серенады поют ночью.
Млодек. Это кому же ты собираешься петь серенады?
Млада. Не я, а ты.
Млодек. Я? Я не могу петь серенады, у меня по пению двойка.
Млада. Это не важно. Я бы вышла на балкон, а ты уже внизу…
Млодек. Почему это внизу, да еще пою? Я бы тоже залез на балкон.
Млада. Нет, так ничего не получится.
Млодек. А что должно получиться?
Млада. Ты стоишь внизу…не спорь…я выхожу на балкон и, как будто не знаю,
что ты внизу. И говорю…
Быстрей, огнем подкованные кони,
К палаткам Феба мчитесь! Ваш возница,
Как Фаэтон, на запад гонит вас
И ускоряет ход туманной ночи.
Раскинь скорей свою завесу, ночь.
Ночь, добрая и строгая матрона,
Овей ланит бушующую кровь
Своим плащом. Приди и научи…
Млодек. Каких…ланит? Чего…научи?
Млада. Не знаю, дальше оборвано.
Млодек. Что оборвано?
Млада. Про Джульетту. После бомбежки я нашла на улице полкнижки. Даже
меньше.
Млодек. Мура какая-нибудь. (Слышен взрыв, где-то рядом. Млада охает и
падает на пол.) Вставай, простудишься.
Млада. Об Иренке тоже так заботишься?
Млодек. Я с ней ни разу не дежурил.
Млада. Давай играть в короля Матиуша Первого.
Млодек. Давай. Я буду королевской собакой!
Млада. Ничего не собакой. Ты будешь сам Матиуш-1.
Млодек. Это не интересно. Лучше я буду стражником у ворот. «Эй, ты, отойди
от решетки. Детям прачки нечего делать во дворце!»
Млада. Какой прачки? Какой прачки!.. Я заморская принцесса и приехала в
гости к королю.
Млодек. Ну, тогда проходи.
Млада. А ты вовсе не стражник, ты сам король!
Млодек. Да не буду я королем! Им ничего нельзя!
Млада. Совсем наоборот, ему все можно!
Млодек. Тогда я буду королевской собакой.
Млада. С Иренкой ты тоже также споришь?
Млодек. Ладно, буду королем. Эй, слушайте мой приказ! Всем девчонкам
королевства подарить по огромной кукле, а всем мальчишкам разрешить бесплатно кататься, кто на чем пожелает! Хоть десять раз в день!
Млада. Что, и Иренке большую? Ей можно куклу и поменьше.
Млодек. Всем – одинаковые! Я – Матиуш Справедливый!
Млада. Ну, Млодек!
Млодек. Ладно, ей поменьше, хотя это не справедливо.
Млада. Бал уже в самом разгаре и мы натанцевались до упаду. Фу-у, как
жарко! Где мой веер? Ваше Величество, не стойте как чурбан, дайте мне веер!
Млодек. Ах, веер! Вот, изваляйте! (Обмахивает её пятерней)
Млада. Спасибо, это мой самый любимый веер. Можете сесть рядом. Мы
будем смотреть, как гости танцуют полонез. Какой у Вас прекрасный флейтист в оркестре! Слышите флейту?
Млодек. Это ты сама спела.
Млада. Нет, это флейта. Заткни уши…слышишь?.. (флейта, взрыв)
Млодек. Опять бомбят.
Млада. Нет, это настраиваются барабаны. Зажмурь глаза, крепко-крепко. И не
разожмуривай!
Млодек. Ладно.
Млада. Всем танцевать полонез! А мы с его величеством посмотрим…Млодек,
не подглядывай!
Млодек. Хорошо, не буду.
Дивертисмент с полонезом, тортом и мороженым.
Млада. Смотри, смотри, как смешно танцует этот турок! Он танцует не
полонез! Нет, ваше величество, вы только взгляните! Все держат в руках по огромному куску торта! Это полонез с тортом. И все предлагают нам попробовать какой он вкусный! Нет-нет, спасибо, мы не хотим. Торт очень жирный, на нем слишком много крема. Уж не думаете ли вы что мы вообще ничего не ели? Мы сегодня уже ели жареного цыпленка, кнедлики и бефстроганов с картофельным пюре на сливочном масле. И картошка была совсем не мороженая. Смотри, Млодек, теперь все танцуют полонез с мороженным!
Млодек. Интересно, оно сливочное или клубничное? Может, возьмем
попробовать?
Млада. Ах, ваше величество, неужели Вы не знаете, что от мороженного
бывает?
Млодек. Ангина… И холодно становится в животе. Правда, это очень приятно,
но ладно, не будем, раз ангина.
Млада. И в нем тоже очень много масла и крема. Вы должны объявить выговор
вашим поварам! Танцуйте, танцуйте! Это просто изумительно – полонез с тортом и мороженным! Чудеса, не правда ли, ваше величество! (Танцоры исчезают. Млада открывает глаза.) Млодек, слышишь?.. Бомбежка закончилась.
Млодек. А все-таки зря мы не взяли мороженное. Торт тоже могли бы
попробовать. Хоть по маленькому кусочку.
Млада. Так ведь ничего не было на самом деле.
Млодек (открывая глаза). Это, конечно, верно.
Млада. Млодек, хорошо бы уехать туда, где вообще нет неба.
Млодек. Это еще зачем?
Млада. Если нет неба – негде летать самолетам, и нет бомбежек.
Млодек. Есть танки, они по земле ползают.
Млада. Да…правда…давай еще поиграем?
Млодек. Во что?
Млада. Давай играть в человечность.
Млодек. А почему играть? Учитель говорил, что вообще надо быть
человечным. Всем и всегда.
Млада. Нет, это игра. Человек всегда себя любит больше, чем другого. Даже
самого близкого. Вот когда умирает самый близкий человек, кричат: «Как же я без тебя?!» «Я»! Давай играть в человечность, хорошая игра, честное слово.
Млодек. Ладно, а как?
Млада. Вот если бы у тебя были конфеты, ты отдал мне все до единой? Даже