Файл: «Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Расчет заработной платы»».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
Введение
Последние десятилетия в области программирования характеризуются резким ростом количества создаваемых информационных систем организационного управления. Практически в каждой организации функционирует (или создается) такая система (или её элементы).
Важнейшей структурной частью информационных систем являются базы данных, создаваемые и функционирующие на основе использования специализированных программных систем – систем управления базами данных. Все это обусловливает большую потребность в квалифицированных кадрах, способных как создавать информационные системы на основе систем управления базами данных, так и обслуживать соответствующие информационные системы и базы данных.
За последние годы в мире произошли значительные перемены, которые не могли не затронуть области информатики и вычислительной техники. Еще несколько лет назад работа с базами данных и электронными таблицами была уделом профессиональных программистов. Сами системы не были предназначены для широкого пользования. С появлением огромного числа банков, акционерных обществ и частных компаний ситуация резко изменилась.
В настоящее время обработка и хранение информации не является чисто умозрительной задачей. Потеря информации или ее несвоевременное получение могут обернуться потерей денег. Именно этими обстоятельствами можно объяснить столь бурный рост компьютерной техники и стремительное развитие электронных таблиц и систем управления базами данных (СУБД). Для оперативного, гибкого и эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных форм собственности широко внедряются системы автоматизированного управления, ядром которых являются базы данных (БД). При большом объеме информации и сложности производимых с ней операций проблема эффективности средств организации хранения, доступа и обработки данных приобретает особое значение.
Данная разработка предположительно поможет сократить трудовые затраты и вместе с тем повысить надёжность, скорость и оперативность выполнения бизнес-процессов организации по расчёту заработной платы.
При разработке дипломного проекта, необходимо решить следующие задачи:
- Описать предметную область автоматизации.
- Выбрать бизнес-процессы, определить их недостатки и предложить пути решения.
- Описать используемые средства разработки
- Разработать БД приложения.
- Разработать логическую структуру программного модуля приложения.
- Разработать интерфейс приложения.
- Провести тестирование проекта.
В качестве объекта разработки должны выступать автоматизируемые бизнес-процессы по расчёту заработной платы.
Средствами разработки программного продукта является интегрированная среда разработки Delphi 7 Studio, MS Access.
В качестве информационных источников будут использоваться нормативно-правовые акты, учебная литература, справочная литература и интернет.
1. Аналитическая часть
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
В рамках автоматизации предприятия руководством организации было поручено реализовать автоматизацию бизнес-процесса «Расчёт заработной платы».
Для данного процесса характерны следующие характеристики:
Входные информационные потоки задачи:
- Информация о сотрудниках.
- Информация о кол-ве отработанных часов.
- Информация о тарифных ставах.
- Информация об удержаниях.
Выходные информационные потоки:
- Ведомость по заработной плате (ЗП).
Границы рассматриваемой задачи: выполнение бизнес-процессов, начиная с ввода исходных данных и заканчивая формированием ведомости по зарплате.
Задача связана с задачей учёта рабочего времени, задачей управления персоналом, задачей управления предприятием.
Данная задача является задачей средней важности, поскольку в целом не влияет на доходность предприятия, однако важна для организации общей системы управления предприятием.
Основные определения и понятия, свойственные рассматриваемой области:
- Начисления - процедура прибавления рассчитанной каким либо образом денежной суммы.
- Удержания - это неперечисление (невыдача) части заработной платы, причитающейся работнику, в обеспечение требований к этому работнику либо со стороны работодателя, либо со стороны третьих лиц, осуществляемое в случаях, размерах и порядке, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
Основные исполнители:
- Табельщик – осуществляет ввод информации об отработанных часах работников предприятия
- Бухгалтер – осуществляет расчёт заработной платы и формирует зарплатную ведомость.
Результат выполнения процесса – сформированный документ для выдачи заработной платы (зарплатная ведомость).
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
Существующая технология данной функции в настоящий момент представлена на предприятии в ручном режиме. Процесс выполнения функции управления приставлен на рис. 1.2 и декомпозиция на рис. 1.3 в формате диаграммы IDEF0.
Рис. 1.2. Бизнес-процесс «Расчёт заработной платы».
Рис. 1.2. Бизнес-процесс «Расчёт заработной платы» (Декомпозиция).
На текущий момент все уровни бизнес-процесса относящиеся к учёту и анализу продаж выполняются в ручном режиме.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Рассматриваемый бизнес-процесс предполагает ввод исходных данных в виде нормативно справочной информации и входной информации об фактически отработанных работником часах. В результате выполнения бизнес-процесса должен сформироваться документ «Зарплатная ведомость»
Порядок документооборота изображён на рис. 1.3
Табельщик |
Бухгалтер |
|
Ввод нормативной информации для расчёта (информация о сотрудниках, тарифные ставки и т.д.) |
Нормативно-справочная информация Информация об отработанных часах Расчёт заработной платы Зарплатная ведомость |
|
Ввод информации об отработанных часах |
||
Расчёт заработной платы |
||
Формирование ведомости |
Рис. 1.3 Схема документооборота.
Данный способ имеет следующие недостатки:
- Нежелательное многократное преобразование информации.
- Большие временные затраты на выполнение операций.
- Большие затраты человеческого труда на выполнение операции.
- Часто возникающие ошибки, вследствие человеческого фактора.
- Отсутствие автоматического контроля над выполнением операций.
- Необходимость наличия специальных навыков у исполнителей данного бизнес-процесса.
На текущий момент данный процесс выполняется недостаточно эффективно вследствие описанных выше недостатков. Необходимо рассмотреть возможность устранения выявленных недостатков данного бизнес процесса путём применения прогрессивных технологий обработки информации.
Использование автоматизированного способа реализации данных процессов, предположительно, даст выигрыш по времени в 6—10 раз, а так же снижение количества ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора. Следовательно, использование вычислительной техники, для решения данных задач обосновано, так как принесёт положительные результаты.
Автоматизация данного бизнес-процесса позволит добиться следующего положительного эффекта:
- Улучшение качества ведения учёта.
- Снижение вероятности возникновения ошибок в результате влияния человеческого фактора или банальной невнимательности.
- Повышение скорости работы сотрудников.
- Улучшение качества хранения информации, возможность её быстрого поиска.
- Снижение нагрузки на сотрудников компании.
- Ускорение и упрощение создания различной отчётной документации.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Решения по информационному обеспечению принимаются с учётом возможности внедрения автоматизированного бизнес-процесса без изменения смежных и зависимых процессов и без необходимости глобальных изменений в составе и качестве его исполнителей.
Входная и информация будет формироваться в электронном виде путём ввода информации в табличные формы. В качестве входной информации будут представлены:
- Ведомость отработанных часов.
- Справочник сотрудников.
Выходная информация будет формироваться в табличном виде с возможностью организации экспорта в формат документа табличного процессора Excel с возможностью последующей её обработки или подготовки к печати.
- Зарплатная ведомость.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Выбор СУБД для реализации задачи производился по следующим критериям:
- Возможность использования системы в локальной сети предприятия.
- Возможность одновременной работы не менее 10 пользователей.
- Транспортабельность базы данных.
- Низкая требовательность к системным ресурсам
- Наличие интегрированных визуальных средств проектирования и обслуживания.
- Наличие встроенных систем контроля целостности данных, триггеров, систем безопасности.
- Наличие интегрированного языка программирования и манипулирования данными.
- Низкая стоимость системы
- Наличие документации
- Поддержка и обновления
- Простота внедрения.
Среди кандидатов на использование в качестве СУБД проекта были рассмотрены следующие системы:
- Microsoft Access;
- Borland dBase;
- Borland Paradox;
- Microsoft Visual FoxPro;
- Microsoft SQL Server;
- Oracle;
- My SQL;
- PostgeSQL.
Сравнительный анализ выбранных СУБД.
Сравним представленные СУБД по основным критериям (см. таблицу 1.1), предъявленным разработчиком. В каждой графе будет проставляться «2», если система полностью удовлетворяет требованию, «1» если система частично удовлетворяет требуемому критерию, «0» - если требование не удовлетворяется.
Таблица 1.1
Сравнение характеристик СУБД
Microsoft Access |
Borland dBase |
Borland Paradox |
Microsoft Visual FoxPro |
Microsoft SQL Server |
Oracle |
My SQL |
PostgeSQL |
|
Возможность использования системы в локальной сети предприятия |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Продолжение таблицы 1.1
Возможность одновременной работы не менее 10 пользователей |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Транспортабельность базы данных |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Низкая требовательность к системным ресурсам |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
Наличие интегрированных визуальных средств проектирования и обслуживания |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Наличие встроенных систем контроля целостности данных, триггеров, систем безопасности |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Наличие интегрированного языка программирования и манипулирования данными |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Низкая стоимость системы |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
Продолжение таблицы 1.1
Наличие структурированной документации и учебных пособий |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Техническая поддержка разработчиков и обновления системы |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Простота внедрения |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
Итого |
15 |
8 |
8 |
11 |
18 |
13 |
15 |
16 |