Файл: Т.А. Горчакова Политика доходов и расходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра финансов и кредита

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения специальности 061000

“Государственное и муниципальное управление”

Составители Т.А. Горчакова Л.Н. Горчакова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 01.10.02

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 2 от 08.10.02

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

КЕМЕРОВО 2003

1

1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ “ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ”

Цель преподавания дисциплины – раскрытие теоретических основ формирования доходов и основных расходов физических лиц, обучение практическим методам регулирования различных видов доходов и расходов.

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными задачами являются:

ознакомление с разнообразием видов доходов и расходов физических лиц, особенностями их формирования у различных слоев населения;

усвоение теоретических основ регулирования доходов и расходов на различных уровнях (государственном, отраслевом, региональном, фирменном);

изучение методов измерения и анализа доходов и расходов, выработка и закрепление навыков анализа в области доходов и расходов;

изучение системы социальной защиты населения в РФ, путей ее совершенствования;

ознакомление с зарубежным опытом в изучаемой области;

изучение различных вариантов прогноза повышения уровня доходов (уровня жизни) в России, влияющих на них факторов и перспектив развития политики доходов и расходов.

3.ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОГО КУРСА

философия (основные категории, законы, методы диалектического материализма, рассмотрение явлений во взаимосвязи и развитии, единство части и целого, единство и борьба противоположностей, метод анализа и синтеза и др.);

экономическая теория.


2

4. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

Тема 1. Уровень жизни (2 часа)

Понятие уровня жизни. Концепции уровня жизни. Классификация показателей уровня жизни. Показатели качества жизни. Социальные показатели. Интегральные (синтетические, обобщающие) показатели.

Вопросы для проверки:

1.Что следует понимать под уровнем жизни? В чем состоит сущность концепции качества жизни и ее принципиальное отличие от других концепций?

2.Назовите важнейшие классификации показателей уровня жизни. Охарактеризуйте экономические и социальные показатели. Какова роль интегральных показателей для оценки уровня жизни?

3.Какова роль факторов в повышении уровня жизни? Какие классификации факторов динамики уровня жизни вы знаете? Дайте характеристику отдельных групп факторов. Каково ваше мнение относительно управления этими факторами в России?

4.Как вы оцениваете состояние уровня жизни в России, в развивающихся странах? В чем вы видите основные проблемы повышения уровня жизни?

5.По какому варианту целесообразно осуществлять повышение уровня жизни в России? Обоснуйте свою точку зрения.

На занятии анализируется статистический материал, отражающий состояние и динамику уровня жизни в РФ и в Кемеровской области.

Тема 2. Доходы населения (2 часа)

Понятие доходов. Виды доходов. Бюджет семьи. Сущность и виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина. Дифференциация доходов. Измерение доходов.

Вопросы для проверки:

1. Что следует понимать под доходами и каковы их разновидно-

сти?

2. Назовите важнейшие виды источников дохода.

3

3.За пять лет номинальная заработная плата увеличилась с 540 до 850 деноминированных рублей. Индексы цен (число раз к предыдущему году) составили: 3,2; 26,9; 9,8; 3,5; 2,2. Как изменилась реальная заработная плата? Исчислите среднегодовой темп повышения (снижения) реальной заработной платы.

4.В чем состоит разница между доходами рэкетира и швеи, не зарегистрированной в налоговой инспекции?

5.Каково назначение потребительских бюджетов? Чем отличается социальный минимум от физиологического?

6.Назовите безденежные виды доходов. Какова их роль в повышении благосостояния народа.

7.Каковы основные факторы, определяющие неравенство в доходах (заработной плате) в России?

8.Как определяется уровень дифференциации доходов? Какова ее тенденция?

На занятиях производится расчет стоимости продовольственного набора в соответствии с методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демогра- фических групп населения. Проводится горизонтальный и вертикальный анализ стоимости продовольственного набора и анализируется его динамика.

Тема 3. Государственное регулирование доходов населения

(2 часа)

Объекты государственного регулирования доходов (ГРД). Цели и задачи ГРД. Минимальная заработная плата. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере. Регулирование оплаты труда государственных служащих. Районное регулирование заработной платы. Регулирование занятости. Регулирование налогов. Отраслевое регулирование доходов. Территориальное регулирование доходов.

Вопросы для проверки:

1. Какие цели может преследовать политика доходов в странах с развитой рыночной экономикой:

пополнение доходов бюджета;

противодействие инфляции;

повышение конкурентоспособности национальной продук-

ции;


4

смягчение неравенства в доходах?

2.Чем объясняется многоуровневый уровень регулирования доходов в России? На каком уровне лучше всего осуществляется регулирование заработной платы? Ваши доказательства.

3.Почему на Западе отказались от индексации доходов?

4.Какую роль играет социальное партнерство в регулировании доходов? Какова активность социальных партнеров в России?

5.Почему в России размер заработной платы низкий? Ее роль в воспроизводстве рабочей силы.

6.Можно ли в рыночной экономике исключить извлечение нетрудовых доходов, обеспечить господство распределения по труду с помощью государственной политики?

7.Приведите примеры, в каких случаях целесообразнее использовать экономические, а в каких – административные методы регулирования доходов.

8.Имеет ли государство возможность повысить стипендии и почему? Какова Ваша точка зрения?

9.Каково значение политики доходов в соотношениях экономической эффективности и социальной справедливости?

Заслушивание рефератов по государственному регулированию доходов в зарубежных странах.

Тема 4. Регулирование доходов на предприятиях (3 часа)

Понятие фирменной политики доходов. Цель и задачи регулирования оплаты труда. Функции заработной платы. Отечественный опыт. Зарубежный опыт.

Вопросы для проверки:

1.Определите понятие внутрифирменной политики доходов. Каковы ее цели и задачи?

2.Какова экономическая сущность заработной платы и как определяется ее уровень в условиях рыночной экономики?

3.Назовите важнейшие функции заработной платы. Их связь с основными элементами организации заработной платы.

4.Охарактеризуйте механизм организации заработной платы на предприятии. Каковы особенности регулирования оплаты труда в организациях бюджетной сферы?

5

5.Каково содержание и значение коллективных договоров на предприятии?

6.Назовите элементы организации заработной платы или тарифной системы, с помощью которых решаются задачи оплаты труда:

по количеству труда;

по качеству труда;

с учетом различий по условиям и интенсивности труда;

различий по квалификации и сложности работ;

по месту расположения предприятия;

по результатам труда.

7.Каковы особенности современных систем заработной платы? Что следует понимать под гибкой оплатой труда? Какие системы относятся к гибкой оплате труда? Раскройте сущность оплаты за квалификацию. Какая система оплаты труда наиболее интересна вам и почему?

8.Раскройте сущность бестарифной системы, ее связь с результативностью фирмы.

9.Из чего формируется доход работников предприятия? Какое место в нем занимают социальные выплаты и дивиденды? Могут ли получать дивиденды работники государственных предприятий?

10.Назовите важнейшие методы образования фонда заработной платы. Как определяется этот фонд в условиях рыночной экономики?

11.Раскройте содержание понятия “издержки на рабочую силу”. Каковы их структура и связь с функционированием фирмы?

12.Попытайтесь составить схему взаимосвязи отдельных задач, функций заработной платы с элементами организации заработной платы, ее структурой. Каковы факторы внутрифирменной дифференциации заработной платы?

Разработка Положения об оплате труда и социальных выплатах по предприятиям различных отраслей с учетом специфики этих производств, а также рекомендуемых для них форм и систем заработной платы. Расчет процента премии за экономию материалов.

Тема 5. Налогообложение доходов физических лиц на примере НДФЛ (2 часа)

Начисление НДФЛ работодателем. Декларирование доходов. Расчет доплаты, возврата НДФЛ с учетом социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.


6

Вопросы для проверки:

1.Перечень необлагаемых доходов.

2.Определение доходов, подлежащих налогообложению.

3.Перечислите виды вычетов и охарактеризуйте их.

4.Расчет облагаемого дохода работодателем и при декларирова-

нии.

5. Начисление налога за налоговый период.

Тема 6. Самообеспечение населения как форма трудовой активности и источник доходов населения (2 часа)

Сущность самообеспечения населения. Виды самозанятости и ее масштабы. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости. Развитие малого бизнеса в России. Опыт развития малого бизнеса за рубежом.

Вопросы для проверки:

1.Определите понятие самообеспечения и самозанятости населения. Каковы причины их развития в России?

2.Поясните сущность отдельных видов самозанятости. Дайте характеристику предпринимательства как особого вида самозанятости.

3.Каковы особенности формирования доходов в условиях самозанятости?

4.Перечислите этапы развития бизнеса в России. Каковы условия, необходимые для развития малого бизнеса? Какие причины ведут

кбанкротству малого предприятия?

5.Каковы особенности формирования программ содействия самостоятельной занятости за рубежом?

Работа с законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, с гл. 26-2 НК РФ “Упрощенная система налогообложения” и с гл. 26-3 НК РФ “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.

Тема 7. Социальная защита населения (3 часа)

Сущность социальной защиты, ее виды. Механизм и объекты социальной защиты. Организационная структура системы социальной защиты. Понятие бедности. Масштабы и формы бедности. Основные направления борьбы с бедностью. Государственная политика в борьбе

7

с бедностью. Роль территориальных и местных органов в социальной защите. Роль предприятий и организаций в социальной защите.

Вопросы для проверки:

1.Какова сущность социальной защиты, ее значение в социальной политике в целом? Виды социальной защиты, ее подсистемы и механизм действия.

2.Понятие бедности и ее причины. Критерии, масштабы бедности в России. Формы бедности.

3.Пути преодоления бедности, роль государства, территориальных органов и предприятий в реализации программ социальной защиты.

4.Основные направления совершенствования социальной

защиты.

5.Как организована социальная защита населения в зарубежных странах.

Определение размера различных выплат семьям с детьми (при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, от полутора до трех лет, ежемесячного пособия на ребенка). Расчет размера пособия по различным видам нетрудоспособности. Начисление пособия по безработице. Определение права на субсидию по жилищно-ком- мунальным услугам, исчисление ее размера.

Тема 8. Пенсионное обеспечение в России (2 часа)

Развитие пенсионного обеспечения в России. Источники средств пенсионного обеспечения. Проблемы действующего пенсионного обеспечения. Особенности пенсионного обеспечения за рубежом. Реформы пенсионных систем за рубежом.

Вопросы для проверки:

1.Назовите основные законы, регулирующие пенсионную систему России в разные периоды. Почему возникла необходимость реформы пенсионной системы?

2.Каковы основные принципы организации и функции пенсионного обеспечения? Дайте характеристику основных видов пенсий (право на пенсию, возраст выхода на пенсию, размер пенсии). Опишите ситуацию, сложившуюся с размером пенсий в настоящее время.


8

3.Дайте характеристику современной системы пенсионного обеспечения.

4.Каковы основные направления реформирования пенсионного обеспечения в России? Какие шаги, связанные с реформой, уже сделаны?

5.Какие проблемы стоят перед пенсионными системами зарубежных стран? Дайте краткую характеристику пенсионных систем за рубежом. Назовите концепцию реформирования систем пенсионного обеспечения за рубежом.

5.СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При изучении данной дисциплины студент изучает самостоятельно следующие вопросы по темам:

1.Уровень жизни населения:

оценка состояния и прогнозирование уровня жизни;

индикаторы уровня жизни в России;

оптимистический вариант прогноза уровня жизни населения России.

2.Доходы населения:

факторы динамики доходов;

методические рекомендации по определению потребительской корзины в РФ и Закон Кемеровской области по определению потребительской корзины.

3.Государственное регулирование доходов населения:

опыт регулирования доходов в развитых капиталистических странах;

антиинфляционная политика.

4.Регулирование доходов на предприятиях:

достоинства и недостатки различных форм и систем заработной платы;

роль Закона РФ о коллективном договоре в формировании доходов исходя из основного содержания данного закона.

5.Косвенное регулирование доходов физических лиц:

налогообложение доходов населения в зарубежных странах.

6.Самообеспечение населения как форма трудовой активности и источник доходов населения:

роль малого бизнеса в самообеспечении в РФ и за рубежом.

9

7.Социальная защита населения:

система обязательного медицинского страхования в РФ и за рубежом;

единый социальный налог как источник финансирования социальной защиты населения.

8.Пенсионное обеспечение в России:

пенсии по инвалидности и по потере кормильца;

доплаты к пенсиям;

введение персонифицированного учета – начальный этап пенсионной реформы в РФ.

6.ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

1.Для шведской модели концепции уровня жизни первостепенное значение имеет:

1)здоровье людей;

2)труд и условия труда;

3)потребление продуктов питания;

4)права человека.

2.К общим показателям уровня жизни не относится:

1)национальный доход на душу населения;

2)фонд потребления на душу населения;

3)социальное обеспечение.

3.Минимальная сумма средств, необходимая для поддержания жизнедеятельности, – это:

1)семейный бюджет;

2)прожиточный минимум;

3)социально-физиологический минимум.

4.Косвенное регулирование доходов физических лиц – это:

1)установление МРОТ;

2)налогообложение доходов;

3)определение суммы удержаний.

5.Достоинством сдельной оплаты труда является:

1)ограниченность области применения;

2)стимулирование роста производства.

6.Определяющим фактором при установлении процента премии является:

1)наличие чистой прибыли;