Файл: М.Д. Скурский Обоснование потребностей, видов, объемов грунтовых строительных материалов, их поисков и разведки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра геологии

Обоснование потребностей, видов, объемов грунтовых строительных материалов, их поисков и разведки

Методические указания к практической работе № 4 по курсу “Инженерно-геологическое обеспечение дорожных работ“

для студентов специальности 291000 “Автомобильные дороги и аэродромы” всех форм обучения

Составители М.Д. Скурский А.А. Журавель

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 21.04.03

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 291000 Протокол № 8 от 29.04.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

1

Практическая работа № 4

Обосновать потребность, виды, объемы природных грунтовых строительных материалов для сооружения (реконструкции, ремонта) автомобильной дороги, мостового перехода. Предусмотреть на конкретных объектах поиски, разведку с подсчетом запасов месторождений природного минерального строительного сырья. Оценить возможность использования промышленных отходов в качестве дорожных строительных материалов, определить их потребное количество и виды аналитических исследований.

Аудиторные занятия – 3 часа Самостоятельная работа студента – 3 часа

Грунты, используемые в практике возведения земляного полотна автомобильных дорог, подразделяют в соответствии с принятой строительными нормами номенклатурой на скальные, получаемые посредством разрушения скальных пород и залегающие в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей, песчаные и глинистые [13].

Необходимые виды природных грунтовых строительных материалов определите по степени сложности инженерно-геологических условий дорожных работ.

Потребные объемы грунтов для дорожных работ установите исходя из положений проектной линии дороги и продольного профиля земли, площадей насыпей и выемок на поперечных профилях [3, 21], формы и размеров поперечного профиля земляного полотна, его конструкции.

Формы и размеры поперечного профиля земляного полотна определите на основании нормативных документов, указанных в учебном пособии [13], имеющемся на кафедре автомобильных дорог.

Разработку конструкции земляного полотна осуществите на основе требований, предъявляемых рельефом местности, почвенногрунтовыми, геологическими и климатическими условиями территории дороги, проектируемого типа дорожных одежд.

Основные параметры земляного полотна автомобильных дорог приведены в [18, 27, 28].


2

При подготовке резерва грунтов для строительства, ремонта, реконструкции дороги учтите, что грунты, применяемые для уширения ранее отсыпанной насыпи, должны быть однородными с грунтом старой насыпи или (при неоднородности) обладать лучшими дренирующими качествами [24].

При определении объемов (запасов) резерва различных природных строительных материалов исходите дифференцированно из потребностей в каждом виде грунта на вашем фрагменте дороги, мостовом переходе и не только для отсыпки земляного полотна, но и необходимости в грунте для укрепления откосов каналов, крепления земляных откосов, замены в основании автодорог грунтов с низкой несущей способностью, также для устройства искусственных оснований на акватории водоемов, болотах, многолетнемерзлых грунтах, льдах и т.д.

Для постройки насыпей учтите использование грунтов из разрабатываемых для строительства дороги выемок и лишь частично из специально закладываемых грунтовых карьеров. Для увеличения объема грунта, получаемого из выемок, на некоторых из них предусмотрите расширение для построения в последующем в этих местах площадок отдыха, комплексов линейных дорожных зданий и предприятий обслуживания.

Изучите и изложите возможность использования имеющихся, предварительно оцененных или разведанных, месторождений местных природных строительных материалов в притрассовой зоне. Если таковые имеются, охарактеризуйте вид минерального сырья, разведанные запасы, физико-механические свойства грунтов, возможность их применения для решения конкретных задач строительства, реконструкции, ремонта автодороги, мостового перехода и прежде всего для отсыпки земляного полотна.

Поиски и разведку месторождений природных строительных материалов (месторождений грунта) предусматривайте в следующих случаях, когда отсыпка земляного полотна по тем или иным причинам не может быть выполнена из грунтов притрассовых резервов:

а) при прохождении трассы в пределах населенных пунктов; б) при прохождении трассы по угодьям с особо ценными культу-

рами (сады, пахотные земли и т.д.); в) при прохождении трассы по болотам и заболоченным местам, а

также на участках с близким залеганием подземных вод; г) в случаях непригодности грунтов выемок и притрассовых резер-

вов для возведения земляного полотна (грунты с повышенной влажно-

3

стью, иловатые грунты и т.д.). Вместе с тем и в этих условиях изучите возможность применения местных грунтов и предусмотрите мероприятия для улучшения их свойств и защиты от действия неблагоприятных климатических и иных факторов [4, 16, 36]. Следует, по возможности, при условии рентабельности предусмотреть улучшение строительных свойств грунтов их обогащением или посредством технической мелиорации, т.е. укрепления согласно [6], а также [16, 36].

На участках, где отсыпка земляного полотна не обеспечивается грунтами из кюветов, выемок и резервов, размещаемых в полосе отвода, либо когда грунты придорожной полосы совершенно непригодны для возведения земляного полотна, предусмотрите поиски и разведку сосредоточенных резервов (месторождений природного минерального сырья как природных строительных материалов).

Изыскания природных естественных грунтовых строительных материалов предусмотрите в соответствии с требованиями [34] с учетом [6, 7, 8, 29, 30, 31] и других нормативных документов, поименованных в [34]. Ими следует руководствоваться при назначении вами тех или иных грунтов для оснований и отсыпки земляного полотна дороги.

Выбор вида (видов) грунтовых строительных материалов необходимо осуществлять с учетом их физико-механических и воднофизических свойств, назначения и конструкции проектируемого сооружения, условий работы земляного сооружения, времени и способа производства строительных работ.

Рекомендуется проводить изыскания грунтовых строительных материалов в радиусе до 3-5 км от проектируемого объекта согласно [34]. Изыскания их для строительства земляного полотна дорог допускается выполнять в прилегающей полосе шириной до 10 км от оси трассы.

Поисковые работы вдоль автомобильной дороги ранее предусматривались в полосе шириной до 2 км для определения мест заложения карьеров грунтов [17]. Вместе с тем поиски месторождений дорожностроительных материалов осуществляют в полосе шириной: до 10 км – песка или песчано-гравийной смеси и до 40 км – камня.

Пригодность грунтов для различных целей дорожного строительства (насыпей, основания) и в различных инженерно-геологических условиях определите с учетом [6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 31, 32].

Оцените строительные свойства различных видов строительных грунтов, намеченных к разведке, по их основным физикомеханическим характеристикам, перечень которых приведен в [9, 24,


4

табл.1], то есть оцените пригодность грунтов притрассовой полосы для дорожных работ на основе указанных выше нормативно-методических документов и литературных источников.

Учтите, что для возведения земляного полотна не допускается применять: глинистые грунты, находящиеся в текучем состоянии, обладающие низкой прочностью; лессы, лессовые и лессовидные – разновидность глинистых и пылеватых грунтов с повышенной пористостью, превышающей 40 % ; мергели, сланцевые глины, торф.

Подробные рекомендации по грунтам, пригодным и непригодным для земляного полотна, приведены в следующих источниках: [12, 16, 17, 38].

Качество грунтов, предлагаемых вами к разведке месторождений для оснований сооружений и земляного полотна, должно удовлетворять нормативным документам по физико-механическим свойствам [24, 27]. Свойства грунтов месторождений, предназначенных вами к разведке, сопоставьте с таковыми по нормативным документам, а также используйте для этого классификацию крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов по их дорожно-строительным свойствам [2].

Вопросы разведки месторождений дорожных строительных материалов (природных и техногенных) студентами должны решаться в соответствии с инструкциями по применению и классификации запасов к месторождениям. Их перечень приведен [34, прил. <<В >>].

Эти же данные [34, прил. <<И>>] возьмите за основу при назначении видов лабораторных определений состава, состояния и свойств грунтовых строительных материалов по различным их видам.

В состав изысканий (в т.ч. поисков и разведки) грунтовых строительных материалов включите необходимые виды работ с разъяснением их содержания согласно [34, п. 5.1-5.18]. При этом учитывайте также и излагайте особенности состава изысканий различных стадий и периодов строительства автомобильных дорог, мостовых переходов [34, разделы 6-9].

По каждому разведуемому месторождению (участку) грунтовых строительных материалов, каждому их виду обоснуйте и изложите комплекс геологоразведочных работ, в том числе методику поисков и разведки, объемы поисковых и разведочных работ, физикомеханических испытаний [9], принципы подсчета запасов грунтов. Используйте для разрешения этих задач также [14, 16, 17, 22, 26, 30].

По объектам разведки грунтов изложите методы и виды физикомеханических испытаний и количество проб согласно [34] с учетом [7,

5

8, 9, 12, 19, 20, 23, 28], а также Программе инженерных изысканий ..., 1972, с. 15; отчету “Бахтинское месторождение строительного камня для производства щебня”; Техническому отчету реконструкции автодороги Томск-Мариинск на участке строительства СтаропокровкаКолыон, 2002.

Во всех случаях разведки дорожно-строительных материалов предусмотрите в составе работ, кроме уже указанных, замеры уровней подземных вод в пределах месторождения, намеченного вами к разведке, изучение мерзлотности, трещиноватости (для скальных грунтов), характера слоистости, изучение условий залегания пород. Эти особенности могут оказывать то или иное влияние на разработку месторождения и качество добываемого материала.

Для месторождений, предлагаемых к разведке предусмотрите топографическую съемку участка с сечением горизонталей через один метр; проходку шурфов и скважин для установления качества строительного грунта и выяснения возможной глубины разработки. При однородных грунтах и простых геологических условиях выработки предусмотрите по сети 50 × 50 м и 100 × 50 м. При всех условиях количество выработок не должно быть менее пяти в контуре исследуемого месторождения. Их глубину предусмотрите в зависимости от требуемого объема грунта и условий его разработки (близость грунтовых вод и др.). Подсчет запасов минерального сырья как строительного материала осуществляется умножением площади разведанного тела (полезного ископаемого) на его мощность и объемный вес [16, 17].

Примерами содержания и изложения материалов по разведке месторождений природных строительных материалов могут быть следующие отчеты по инженерно-геологическому обеспечению дорожных работ:

1.Отчет “Бахтинское месторождение строительного камня для производства щебня”. Оперативный подсчет запасов, 2001 г. (фонды кафедры геологии).

2.Технический отчет по инженерным изысканиям по ремонту дорожной одежды автомобильной дороги “Томск-Мариинск”, том 11 Инженерно-геологические изыскания (фонды кафедры геологии).

3.Программа инженерных изысканий..., 1972 г. (фонды кафедры геологии).

Охарактеризуйте количественно и качественно согласно [34] с учетом [8, 9] рекомендуемые вами к применению близрасположенные


6

искусственные строительные материалы класса техногенных грунтов (скальных, дисперсных и мерзлых) [5]. В частности, отходы производства: отвалы вскрышных пород угольных разрезов, шахт, горелых пород угольных месторождений, шлаков и зол уноса электростанций, хвостов обогатительных фабрик, шлаков металлургических заводов и т.д. Они могут и должны в благоприятных условиях предусматриваться к использованию для отсыпки земляного полотна [8, 9, 12, 15, 35, 37].

Изложите конкретные рекомендации по использованию грунтов в земляном полотне по примеру проекта автомобильной дороги О.М. Скубеевой (фонды кафедры геологии).

При этом руководствуйтесь применительно к вашим условиям [7, 8, 29, 30].

7

Список рекомендуемой литературы

1.Автомобильные дороги. Примеры проектирования. – М.: Транс-

порт, 1983. – 303 с.

2.Афиногенов О.П. Механика грунтов в практике дорожного строительства: Учеб. пособие / О.П. Афиногенов, А.А. Журавель, В.Ф. Карманов. – Кемерово, 1983. – 83 с.

3.Бабков В.Ф. Проектирование дорог. Ч.1 / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – М.: Транспорт, 1987. – 242 с.

4.Бабков В.Ф. Основы грунтоведения и механики грунтов: Учеб. пособие / В.Ф. Бабков, В.М. Безрук. – М.: Высш. шк., 1986. – 239 с.

5.ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация. – М.: Госстандарт Рос-

сии, 1995. – 75 с.

6.ГОСТ 23558-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. – М.: Госстандарт, 1994. – 50 с.

7.ГОСТ 25607-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. – М.: Госстандарт, 1995. – 20 с.

8.ГОСТ 3344-83. Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. – М.: Госстандарт СССР, 1983. – 17 с.

9.ГОСТ 82.69.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний. – М.: Межгосударственный стан-

дарт, 1997. – 98 с.

10.Гурьев Т.В. Листы основного содержания (ЛОС) по теме “Земляное полотно автомобильных дорог” / Т.А. Гурьев, Е.В. Архангельский. – Архангельск, 1995. – 33 с.

11.Далматов Б.И. Проектирование фундаментов зданий и промышленных сооружений: Учеб. пособие. – М.: Недра, 1986 – 250 с.

12.Дорожно-строительные материалы: Учеб. для автомобильнодорожных институтов / И.М. Грушко, И.В. Королев, И.М. Борщ, Г.М. Мищенко. – М.: Транспорт, 1983. – 383 с.

13.Журавель А.А. Проектирование земляного полотна в сложных условиях / А.А. Журавель, В.Е. Науменко, О.П. Афиногенов. – Кеме-

рово, 1978. – 42 с.

14.Инструкция по поискам и разведке месторождений дорожностроительных материалов при изысканиях автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1957. – 37 с.


8

15.Кочеткова Р.Г. Техногенные грунты и их применение в дорожном строительстве // Автомобильные дороги: Научно-технический информационный сборник. – М., 2002, вып.6. – 32 с.

16.Кудрявцев М.Н. Изыскания и проектирование автодорог / М.Н. Кудрявцев, В.Е. Каганович. – М.: Транспорт, 1980. – 296 с.

17.Лавриненко Л.Л. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1991. – 296 с.

18.Леонович И.И. Механика земляного полотна / И.И. Леонович, Н.В. Вырко. – Минск: Наука и техника, 1975. – 232 с.

19.Мазуров Г.П. Физико-механические свойства мерзлых грунтов.

Л.: Стройиздат, 1975. – 213 с.

20.Месторождения полезных ископаемых. – М.: МГУ, 2001. –

570 с.

21.Мюллер Г. Основы трассирования и разбивка автомобильных и железных дорог. – М.: Транспорт, 1990. – 239 с.

22.Ольховатенко В.Е. Основы инженерной геологии и механики грунтов: Учеб. пособие / В.Е. Ольховский, Н.С. Рязанов. – Томск: Том-

ский ун-т, 1997. – 245 с.

23.Попова З.А. Исследование грунтов для дорожного строительства: Лабораторные и практические работы. – М.: Транспорт, 1985. – 165 с.

24.Практическое руководство по техническому лабораторному контролю качества возведения земляного полотна автомобильных дорог. – М.: Минтранспорт, 1978. – 75 с.

25.Программа инженерных изысканий. Объект: Автодорога 38 км автодороги. – Кемерово: КузбассТИСИЗ, 1972. – 20 с.

26.Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженерадорожника. – М.: Транспорт, 1989. – 437 с.

27.СН-449-72. Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог. – М.: Стройиздат, 1973.- 86 с.

28.СНиП 11-д.5-72. Ч. 2. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1973. – 110 с.

29.СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. – М.: Минстрой России, 1997. – 43 с.

30.СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. – М.: Стройиздат, 1986. – 72 с.

31.СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. – М.: Минстрой Рос-

сии, 1996. – 112 с.