Файл: И.А. Чуднов История государственного и муниципального управления в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации
Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Рабочая программа, методические указания и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 061000
"Государственное и муниципальное управление"
Составитель И.А. Чуднов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 14 ноября 2000 г.
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № 1от 16 ноября 2000 г.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "История государственного и муниципального управления в России"
"История государственного и муниципального управления в России" является одной из дисциплин гуманитарного цикла, входящей в учебный план подготовки специалистов по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление". Изучение курса предполагает наличие у студентов базовых знаний по истории России, основам права, экономике.
История управления изучает, анализирует и обобщает:
а) становление и развитие форм государства, органов высшего и местного управления и самоуправления;
б) тенденции и закономерности формирования и функционирования государственного аппарата;
в) степень влияния отдельных факторов (политических, личных и др.) на стиль, методы, эффективность государственного управления.
г) опыт государственно-политических реформ.
Цель изучения дисциплины - формирование у студентов базы теоретических знаний, позволяющих на основе исторического опыта анализировать достижения и просчеты прошлого, приобретать навыки эффективного, адекватного требованиям сегодняшнего дня управления.
Задачи изучения дисциплины. В результате освоения настоящего курса студент должен:
а) иметь научное представление об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития Российского государства и его органов власти; б) знать основные исторические типы и формы государства, особенно-
сти государственного строительства в России; в) понимать роль и место органов государственного и муниципального управления в политической системе общества;
г) знать основные факторы, определяющие развитие государства и органов управления, каналы их взаимодействия с экономикой, моралью, идеологией, религией; д) знать конституционное устройство России, субъектов федерации;
2
е) уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения (устно и письменно) по проблемам курса, свободно оперируя терминами и понятиями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение Государство: атрибуты, функции, признаки. Теории происхожде-
ния государства и аппарата управления. Управление в монархических, республиканских, унитарных и федеративных государствах. Принципы, методы и системы управления в демократических и авторитарных государствах. Общие закономерности функционирования бюрократии.
1. Государственное управление Киевской Руси Становление порядка управления в Древнерусском государстве.
Общественный строй. Правовые нормы раннефеодальных отношений. Возникновение публичной власти. Государственный строй Киевской Руси. Сюзеренитет-вассалитет. Княжеский стол. Преемственность власти. Княжеская администрация. Народное вече. Десятинная и дворцововотчинная системы управления. Местное самоуправление. Вервь. Вопросы управления в "Русской правде".
2. Государство и управление в период феодальной раздробленности Руси
Великое и удельные княжества. Снемы. Институты и иерархия раннефеодальной монархии. Политическая система Новгорода и Пскова. Вече и князь. Местное управление.
Государственный строй и управление Золотой Орды. Изменения в политическом строе Руси в годы иноземного господства.
Система управления Московского княжества 13-15 вв. Государственная политика московских князей. Иван Калита.
3. Централизация власти и управления. Государственный строй со- словно-представительной монархии
Объединение земель. Общественный и сословный строй Московского государства. Иван III. Вопросы управления в Судебниках 1497 и 1550 гг. Государственное управление. Царь. Боярская Дума. Система приказов. Земские Соборы. Местное управление.
3
Политические реформы середины 16 в. Избранная Рада. Иван IV Грозный. Опричнина.
Государственное управление периода Смуты. Б.Ф. Годунов. В.И.Шуйский. Самозванство. Боярские коллегиальные органы.
Политическая структура России при первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г. Статус царя. Государственная служба в России в XVXVII вв.
4. Реформы государственного управления первой половины
18 века Утверждение абсолютной монархии в России. Реорганизация цен-
трального и местного аппаратов управления. Статус императора. Сенат. Коллегии. Усиление государственного контроля. Фискальные органы. Реорганизация государственной службы. Табель о рангах (1722 г.). Регламентация церковной жизни. Синод.
Высшее и местное управление в эпоху дворцовых переворотов. Верховный Тайный Совет. Бюрократизация управления. Фаворитизм.
Государственно-правовые основы управления. Указ о единонаследии (1714 г.). Административное право. Генеральный регламент (1720г). Регламенты коллегий.
5. Государственный строй России второй половины 18 века "Просвещенный абсолютизм". Влияние Просвещения на россий-
скую власть. Реорганизация государственного управления. Реформы Сената и коллегий. Сословная политика Екатерины II. Городская реформа. Губернское управление.
Государственно-правовые акты. Уложенная комиссия 1767 г. Наказ Екатерины II. Жалованная грамота городам (1785 г.). Учреждение для управления губерний (1775 г.). Жалованная грамота дворянству
(1785 г.).
Высшее и местное управление при Павле I. Акт о престолонасле-
дии (1797 г.).
6. Государственное управление в России в первой половине 19 ве-
ка
Реформа аппарата управления империей. Государственный Совет. Министерства. Деятельность М.М. Сперанского. Управление Польшей, Финляндией, окраинами. Государственная деятельность А.А.Аракчеева.
4
Проекты политических преобразований декабристов. Политическая реакция при Николае I. Система политической и государственной безопасности. Императорская канцелярия. Усиление репрессивных органов.
Иерархия государственной службы в России. Чиновничество. Губернское и местное управление. "Полное собрание законов Российской империи".
7. Политические преобразования в России во второй половине 19
века
Политические предпосылки реформаторского курса Александра II. Система управления во второй половине 19 века. Государственный Совет. Сенат. Совет (Комитет) министров. Формирование всесословного самоуправления. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы. Земства в истории России. Реорганизация военного управления. "Контрреформы" Александра III. Государственная служба в России.
8. Государственный строй России в начале 20 века Кризис абсолютизма. Революция 1905 г., ее политические итоги.
Манифест 17 октября 1905 г. Формирование конституционной монархии в России. Программы государственных преобразований в документах политических партий. Российский парламентаризм. Полномочия и статус Государственной Думы. Деятельность 1–4 Думы. Взаимодействие ветвей власти. Монарх и парламент. Деятельность П.А. Столыпина.
Государственное и военное управление в годы первой мировой войны. Политический кризис 1917 г. Февральская революция. Свержение монархии. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет. Декларация 3 марта 1917 г. Временное правительство. Реформа центрального и местного управления. Политическая система республиканской России. Государственное совещание. Июльский кризис. Деятельность А.Ф. Керенского. Политическое противостояние и кризис властных структур.
9. Система управления советского государства Октябрь 1917 г. Второй съезд Советов. Учредительное собрание.
Органы власти советской республики. Съезды Советов. ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Первые преобразования и декреты большеви-
5
ков. Военное и государственное управление в годы гражданской войны. Конституция 1918 г. Создание репрессивных органов.
Государственная система РСФСР. Органы хозяйственного и отраслевого управления. Образование СССР. Органы управления союзного государства. Конституция 1924 г. Политическая система СССР 30-х годов. Партийно-бюрократическая диктатура. Государственная деятельность И.В.Сталина. Конституция СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.). Верховный Совет. Система союзных органов власти и отраслевого управления. Государственное и военное управление в годы Великой Отечественной войны.
Реорганизация госаппарата после войны. Министерства. Государственная служба. Номенклатура. Реорганизация ведомственного и территориального управления народным хозяйством в 1950–1960-е гг. Конституция 1977 г. КПСС в системе государственного управления. Политические реформы в годы перестройки. Съезды народных депутатов. Президент СССР. Кризис власти. ГКЧП.
10. Государственное управление в Российской Федерации Распад СССР. Органы власти, территориального и ведомственного
управления России. Конституционный кризис 1993 г. Новая конституция (1993 г.). Президент, Федеральное Собрание, Верховный Суд. Конституционный Суд РФ. Институт представителей Президента РФ в федеральных округах. Формирование Государственного совета. Государственная служба в РФ.
Управление субъектов федерации. Местное самоуправление. Актуальные проблемы реформирования государственного и местного управления в России.
ОСНОВНОЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
1. Сборники документов и хрестоматии 1. История России. Документы и материалы/Сост. В.В. Курехин,
И.М. Черноброд. – Кемерово: КузГТУ, 1998.
2.Политическая история России: Хрестоматия для вузов.–М., 1996.
3.Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост.: Ю.П. Титов.–М., 1997.
4.Сборник документов и материалов по истории государственного управления в России XVII-XIX вв. - Новосибирск, 2000.
6
2. Учебники и учебные пособия 1. Быстренко В.И. История государственного управления и само-
управления в России: Учеб. пособие для вузов.–М., Новосибирск: ИНФРА-М, 1997.
2.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.,1983.
3.Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. для юридических вузов и факультетов. – М., 1999.
4.История государства и права России: Учеб. /Под ред. Ю.П. Титова.
– М.: Проспект, 1997.
5.История государственного управления в России: Учеб. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
6.История отечественного государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: БЕК, 1996.
7.История государственного управления России: Учеб. / Под ред. В.Г. Игнатова.- Ростов н/Д,1999.
8.Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. 1917-
1991 гг.–М., 1996.
9.Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР: Учеб. пособие.– М., 1962.
10. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917 гг. Т.1.- СПб., 1998.
Примечание к разделам 1 и 2.
В тематике контрольных работ полное название сборников документов и учебников не указывается. Вместо них стоят слова "Хрестоматия" и "Учебник", соответственно. Студент подбирает их, исходя из общего списка литературы и наличия в библиотеках.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв.–М.: Наука,
1991.
2.Государственный аппарат. Историко-правовое исследование. - Свердловск, 1975.
3.Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России 17 в. и ее роль в формировании абсолютизма. – М.: Наука, 1987.
7
4.Сукиасян Н.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. –
М., 1996.
5.Коржихина Т.П. История российской государственности. /Т.П. Коржихина, А.С. Сенин. – М.: Интерпакс, 1995.
6.Коржихина Т.П. Советская номенклатура: становление, механизм действия /Т.П. Коржихина, Ю.Ю. Фигатнер. // Вопросы истории. –
1993. - №7.
7.Наше Отечество. Опыт политической истории. Ч. 1, 2.- М., 1991.
8.Павлова И.В. Сталинизм: становление механизма власти. – Новосибирск, 1993.
9.Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория и практи-
ка. – М., 1995.
10. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в
XIV-XVII вв. – М.: Наука, 1968.
11. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в 18 в. – М., 1974. 12. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственного ап-
парата. – М.: Политиздат, 1980.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В соответствии с учебным планом и рабочей программой основное внимание при изучении "Истории государственного и муниципального управления в России" отводится самостоятельной работе. Прежде чем приступить к ней студент должен посетить установочную лекцию, на которой он знакомится с преподавателем, целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми к контрольным работам и зачету, литературой. Установочная лекция имеет характер консультации, на которой необходимо выяснить все, что необходимо для дальнейшей самостоятельной работы.
Заочное изучение предполагает несколько этапов 1. Знакомство с учебной программой, литературой, тематикой кон-
трольных работ, вопросами экзамена (зачета).
2.Написание контрольной работы, которая должна показать умение студента реферировать политические и исторические тексты, анализировать источники, грамотно излагать свою точку зрения.
8
3.Изучение курса по учебной литературе в масштабах рабочей программы. Ориентиром для самостоятельной работы служат контрольные вопросы и термины, помещенные ниже.
4.Посещение лекций и консультаций в период сессии.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Требования к оформлению Контрольная работа выполняется в объеме ученической тетради
(12-18 л. в клетку) или 12-15 л. машинописного текста через 2 интервала или 10-12 л., выполненных средствами Microsoft Word, интервал 1,5, шрифт 14.
Страницы работы нумеруются. Обязательно наличие полей (не менее 2 см) для замечаний рецензента.
На обложке (титульном листе) указываются фамилия, имя, отчество, шифр студенческого билета, номер работы, домашний адрес студента.
На первой странице крупно выделяется тема работы, ниже помещается план. Каждый раздел в тексте начинается с красной строки и выделяется подзаголовком. Номер раздела должен соответствовать номеру раздела в плане. Встречающиеся в тексте работы цитаты, цифровые данные должны быть снабжены сносками.
Как правильно сделать подстрочную ссылку в тексте: а) на книгу:
Верт Н. История Советского государства 1990-1991.–М., 1992.–С.81. История государственного управления в России. –М., 1997. – С.56. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 45. – С.24.
б) на журнальную статью:
Фурман Д. Феномен Горбачева //Свободная мысль. – 1995. - №11. –
С.45.
в) на газетную публикацию:
Гайдар Е. Новый курс // Известия. – 1994. – 10 февр.
г) при записи подряд ссылок на одно и то же издание во второй и последующей ссылках приводят слово "Там же".
9
История государства и права. Хронология. – М., 1996 . – С.95. Там же. – С.44.
Там же. – С.101.
д) при повторной ссылке далее в тексте (не подряд) на ту же книгу: Верт Н. – С.26.
История государственного управления … - С.77.
Ленин В.И. – Т. 24. – С.78.
е) если цитата приводится не дословно, то кавычки не ставятся, а сноска оформляется так:
См. Верт Н. История Советского государства 1990-1991. – М., 1992.
– С.6.
ж) если цитата дается не по первоисточнику, то оформляется так: Цит. по … и далее как в пункте а).
Контрольная работа завершается списком использованной литературы, которая располагается в алфавитном порядке.
1. История государства и права России: Учеб. / Под ред. Ю.П. Титова. –
М.: Проспект, 1998. – 542 с.
2.История России. Документы и материалы / Сост.: В.В.Курехин, И.М.Черноброд. – Кемерово: КузГТУ, 1998. – 308 с.
3.Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. – М.: Юридическая литература, 1974. – 233 с.
Всписок вносят только те работы, которые использовались при написании контрольной, независимо от того, цитируются они в тексте или нет.
Выбор темы и написание контрольных работ Темы распределяются по номерам в соответствии с первой буквой
фамилии студента. Если к буквам предложено несколько тем, студент может выбрать одну по желанию.
А,П,Ю |
- темы 1, 5 |
Д,У,Ш |
- темы 4, 10 |
Л,М |
- темы 2, |
7 |
|
Б,Р,Я |
- темы 2, 6 |
Е,Ф,Ч |
- темы 3, 9 |
Э,Н |
- темы 6, |
10 |
|
В,С,Х |
- темы 3, 7 |
Ж,О,Ц |
- темы 1, |
8 |
|
|
|
Г,Т,Щ |
- темы 4, 8 |
З,И,К |
- темы 2, |
10 |
|
|
|
Подготовку к выполнению работы целесообразно начинать с внимательного изучения вопросов плана, расшифровки содержащихся в