Файл: А.Г. Пимонов Информационные системы в экономике (Часть I).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра вычислительной техники и информационных технологий
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
(ЧАСТЬ I)
Программа дисциплины, методические указания и контрольное задание для студентов экономических специальностей заочной формы обучения (ускоренная подготовка на базе среднего специального образования)
Составители А.Г. Пимонов И.В. Кандинская Ю.В. Бегаева В.Г. Левин
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 29 января 2003 г.
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060400 Протокол № 6 от 25 февраля 2003 г.
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2003
1
1.ПРОГРАММА
1.1.Цели и задачи курса
Цели курса. Формирование у студентов представлений об общих принципах построения, функционирования и развития информационных систем, о роли информационных систем и средств вычислительной техники в решении задач сбора, передачи, хранения и обработки экономической информации, а также овладение приёмами работы с современными программными средствами, обеспечивающими широкие возможности обработки не только экономической, но и любой другой информации.
Задачи курса. Обучение студентов основам проектирования автоматизированных информационных систем, базирующихся на современных технических и программных средствах. В рамках курса изучаются возможности технологии баз данных при разработке автоматизированных информационных систем в экономике, возможности реализации баз данных средствами табличных процессоров (электронных таблиц), назначение и основные возможности систем управления базами данных.
1.2.Содержание курса
Врезультате изучения дисциплины студент должен свободно ориентироваться во всех темах предлагаемого курса.
Введение
Предмет и задачи дисциплины «Информационные системы в экономике». Определение информационных систем, систем обработки данных, систем управления. Информационные системы и технологии. Понятие автоматизированных и автоматических систем и процессов.
Тема 1. Информационные ресурсы и виды информационных сис-
тем
Информационные ресурсы общества и предприятия. Виды и формы информационного обеспечения. Классификация информационных систем. Фактографические, документальные, документально-фактографические ин-
2
формационные системы. Системы обработки данных и автоматизированные информационные системы. Методология и технология разработки информационных систем. Жизненный цикл информационных систем. Принципы построения автоматизированных систем управления. Информационнопоисковые системы и информационно-поисковые языки. Информационные системы специального назначения. Поисковые системы Internet. Интегрированные информационные системы.
Тема 2. Основы технологии автоматизированных баз данных
Понятие автоматизированной базы данных (АБД). Система баз данных. Предметная область АБД. Этапы проектирования и создания АБД. Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Нормализация отношений. Первая, вторая и третья нормальные формы. Системы управления базами данных (СУБД). Функции СУБД. Язык структурированных запросов
SQL (Structured Query Language). Виды СУБД: реляционные, дедуктивные,
экспертные, расширяемые, объектно-ориентированные, семантические, универсальные реляционные. Архитектура СУБД: внешний, концептуальный, внутренний уровни. Архитектура клиент/сервер и распределённая обработка данных. Серверы баз данных. Администрирование базами данных. История и перспективы развития, обзор рынка СУБД. Примеры реляционных СУБД
(dBase, FoxPro, Paradox, Oracle, Access и т.д.).
Тема 3. Списки (базы данных) Excel
Определение списка (базы данных) как таблицы (отношения) Excel. Требования к структуре списка. Ограничения на заголовки списка. Именование списка. Записи-строки (кортежи), поля-столбцы (атрибуты или домены). Вычисляемые поля. Создание базы данных. Импорт-экспорт файлов баз данных FoxPro и таблиц Access. Редактирование (изменение, добавление, удаление записей) списков с помощью стандартной экранной формы. Сортировка списков. Использование стандартной формы для поиска данных. Анализ списков с помощью фильтров. Автофильтр. Использование символов шаблона. Расширенный (усиленный) фильтр. Диапазон условий (интервал критериев). Критерии с тремя и большим количеством условий. Тексто-
3
вые и вычисляемые критерии. Подведение итогов. Сводные таблицы. Функции рабочего листа для анализа списков.
Тема 4. Базы данных Access
Структура базы данных в Microsoft Access. Нормализация данных и определение связи между полученными в результате нормализации информационными объектами (реляционными таблицами). Типы связи информационных объектов (одно – однозначные (1:1), одно – многозначные (1:М), много – многозначные (M:N)). Создание новой базы данных в Microsoft Access. Режимы создания таблиц (режим таблицы, конструктор, мастер таблиц). Создание таблиц в режиме конструктора. Типы и свойства полей таблицы. Подстановка. Виды подстановки. Определение первичного ключа. Непосредственный ввод данных в таблицу. Схема данных в Access и создание взаимосвязи таблиц. Обеспечение целостности данных. Автоматизированная нормализация таблиц с помощью мастера анализа таблиц. Форма как один из основных инструментов для просмотра, корректировки и ввода данных. Виды форм (однотабличные и многотабличные) и способы их создания (конструктор, мастер форм, автоформы). Использование мастера форм для создания многотабличных форм с включением подчиненных и связанных форм и конструктора для доработки ранее созданных форм. Поиск, сортировка и отбор записей с помощью фильтра. Запросы. Назначение и виды запросов. Способы создания запросов. Вычисляемые поля и использование групповых операций. Разработка отчетов. Создание одно- и многотабличных отчетов с помощью мастера и их редактирование с помощью конструктора. Разработка, корректировка и включение подчиненного отчета в многотабличный отчет. Включение вычисляемых полей. Просмотр и печать отчетов.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ
Информационные технологии (ИТ) – это сочетание принципиально новых средств и методов (алгоритмов), обеспечивающих функции сбора, передачи, накопления, обработки и анализа информации в организационной
4
структуре с использованием всего многообразия средств вычислительной техники и связи. Любая система – это, прежде всего, средство достижения цели. Существуют различные точки зрения на определение информационных систем (ИС). ИС – это совокупность программных средств, с помощью которых осуществляются функции сбора, передачи, накопления, обработки и анализа информации с целью реализации управленческих функций. Создание ИС без использования ИТ немыслимо.
Информационная технология базируется на техническом, программном, информационном, методическом и организационном обеспечении (рис.1). В качестве критериев классификации ИТ можно использовать пользовательский интерфейс (совокупность способов взаимодействия с компьютером), реализованный в операционной системе, тип обрабатываемой информации. Существуют различные подходы и к классификации информационных систем. По сфере применения ИС классифицируются следующим образом:
1)ИС для научных исследований;
2)ИС автоматизированного проектирования;
3)ИС организационного управления (офисные ИС);
4)ИС управления технологическими процессами;
5)информационно–справочные системы.
По масштабу ИС можно разделить на следующие группы:
1)одиночные;
2)групповые;
3)корпоративные.
Среди групповых и корпоративных систем по способу организации различают следующие:
1)ИС на основе архитектуры файл–сервер;
2)ИС на основе архитектуры клиент–сервер;
3)ИС на основе многоуровневой архитектуры;
4)ИС на основе интернет/интранет технологий.
5
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ «БАЗЫ ДАННЫХ EXCEL»
Технология автоматизированных баз данных (АБД) – неотъемлемая составляющая любой ИТ (рис. 1), а собственно АБД входит в состав любой
Производство товаров, приобретение сырья, прием-увольнение сотрудников и т.п.
|
|
|
Промышленное |
||
Предметная область |
|||||
|
предприятие, |
||||
|
|||||
|
|
|
его подразделения, |
||
Функциональные процессы |
|||||
|
службы и т.п. |
||||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модели предметной |
|
|
|
||
области |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опорная |
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ |
|
|
База знаний |
|
|||||
|
технология |
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппаратные |
|
Системное |
|
БАЗА |
|
Пользовательский |
|
инструментальное |
|
|
|||
средства |
|
|
ДАННЫХ |
|
интерфейс |
|
|
ПО |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Информационнотехнологические процессы
Рис 1 Структура автоматизированной информационной технологии
ИС. Классическим определением автоматизированной базы данных является следующее. АБД по своей физической сущности есть не что иное, как совокупность взаимосвязанных файлов, содержащих структурированную информацию о той или иной предметной области деятельности человека. В зависимости от модели данных, используемой для хранения информации в базе, принято различать иерархические, сетевые и реляционные БД. Получившие наибольшее распространение реляционные базы данных представляют
6
собой совокупность таблиц, которые могут храниться в виде отдельных файлов. Таблицы естественны для Excel – программы, предназначенной для решения задач, информация (входная и выходная) для которых представима в табличном виде. Excel располагает встроенными средствами поиска, отбора и сортировки данных в таблицах. Поэтому при небольших объемах данных, когда нет необходимости в сложных запросах, требующих одновременной работы с несколькими таблицами, работать с базами в Excel просто, быстро и удобно. Базы данных в Excel принято называть списками.
3.1. Списки Excel как база данных
Списком Excel называется таблица, оформление которой отвечает следующим требованиям:
1)список состоит из строк, называемых записями;
2)столбцы списка, называемые полями, должны содержать однородную (однотипную) информацию;
3)верхняя строка списка, называемая заголовком, должна содержать метки (имена) соответствующих полей, и ее формат (шрифт, цвет фона и т.п.) должен отличаться от формата записей;
4)внутри списка не должно быть пустых строк и столбцов, которыми список отделяется от остальной части рабочего листа;
5)не рекомендуется на рабочем листе располагать еще что-либо, кроме списка, но если что-то и присутствует, то должно быть расположено либо выше, либо ниже списка, и рабочий лист рекомендуется именовать названием списка.
Вобщем случае база данных может состоять из нескольких списков, количество которых сверху ограничено только здравым смыслом и опытом разработчика.
3.2. Создание списков
Первый, наиболее важный шаг при создании базы данных – это разработка хорошо продуманной структуры (организации хранения данных), ко-
7
торая и определяет возможности будущей обработки информации. Структура списка определяется структурой одинаково организованных записей, его составляющих. Под структурой записи принято понимать совокупность ее полей (их имена, типы, назначение). Пусть, например, мы хотим создать список, содержащий информацию о студентах, обучающихся в Междуреченском филиале ГУ КузГТУ. Структура такого списка может быть достаточно простой (табл. 1).
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
|
Структура списка студентов |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
№ |
Имя поля |
Тип поля |
Назначение |
Комментарий |
|
||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ФАМИЛИЯ |
Текстовое |
Эти |
поля |
Строки состоят из букв кирил- |
||
2 |
ИМЯ |
Текстовое |
предназначе- |
лицы без ведущих и хвостовых |
|||
3 |
ОТЧЕСТВО |
Текстовое |
ны для |
хра- |
пробелов, первый символ – про- |
||
|
|
|
нения Ф.И.О. |
писная буква |
|
|
|
|
ГРУППА |
|
студента |
|
|
|
|
4 |
Текстовое |
Название |
Пятисимвольная строка: первые |
||||
|
|
|
группы |
|
два символа – специальность, |
||
|
|
|
|
|
третий – форма обучения, по- |
||
|
СТУДЕН- |
|
|
|
следние два – год поступления |
||
5 |
Числовое |
Номер |
сту- |
Шестизначное |
число: |
первая |
|
|
ЧЕСКИЙ |
|
денческого |
цифра – номер филиала, две |
|||
|
|
|
билета |
|
следующих – год поступления, |
||
|
|
|
|
|
три последних – собственно но- |
||
|
ПОЛ |
|
|
|
мер |
|
|
6 |
Текстовое |
Пол студента |
Односимвольная |
строка: |
буквы |
||
|
ДАТА РОЖ- |
|
|
|
«м» или «ж» |
|
|
7 |
Дата |
Дата рожде- |
Например «23.11.59» |
|
|||
|
ДЕНИЯ |
|
ния студента |
|
|
|
|
8 |
ВОЗРАСТ |
Вычис- |
Возраст в го- |
Вычисляется по формуле: |
|
||
|
|
ляемое |
дах |
|
(текущая дата–дата рожде- |
||
|
|
|
|
|
ния)/365, т.е. =(СЕГОДНЯ()– |
||
|
|
|
|
|
G2)/365 |
|
|
В ячейках списка чаще всего хранятся константы соответствующих основных типов: числовые, текстовые, даты и времени. Кроме того, допустимо использование так называемых вычисляемых полей, содержащих формулы. В нашем примере (рис. 2) это возраст. В качестве вычисляемого поля
8
Рис .2. Список студентов Междуреченского филиала ГУ КузГТУ
могут выступать в зависимости от предметной области, например, стоимость партии товара, время до истечения срока годности продукта, стоимость услуги в у.е. и т.п. При формировании вычисляемых полей необходимо придерживаться двух основных правил:
1)ссылки на ячейки внутри списка, а это поля одной и той же записи, должны быть относительными;
2)ссылки на ячейки вне списка должны быть абсолютными.
Заполняется информацией список, как правило, вручную. Кроме того, основные действия со списком позволяет выполнять стандартная экранная форма (рис. 3), которая активизируется с помощью пункта меню Данные/Форма. К основным действиям по обработке списков относятся сле-
9
дующие: добавление, удаление, редактирование, просмотр и поиск записей. При работе со списком перед обращением к команде меню Данные в обяза-
|
тельном порядке необходимо активизиро- |
|
|
|
вать любую ячейку внутри списка. В этом |
|
случае Excel автоматически распознает |
|
интервал списка. Таблицы баз данных Ac- |
|
cess на рабочие листы Excel можно пере- |
|
нести и через буфер обмена. Вместе с тем |
|
Excel имеет специальные достаточно раз- |
|
витые возможности экспорта и импорта |
|
файлов баз данных, созданных другими |
Рис. 3. Стандартная экранная |
|
форма |
средствами. Доступ к этим возможностям |
реализуется с помощью команд меню Файл/Сохранить как (Открыть), либо Данные/Внешние данные. При этом драйверы Microsoft Office позволяют получать сведения из следующих источников данных:
1)Microsoft SQL Server OLAP Services (поставщик данных OLAP);
2)Microsoft Access;
3)dBASE;
4)Microsoft FoxPro;
5)Oracle;
6)Paradox;
7)SQL Server;
8)текстовые файлы баз данных.
Внешние данные могут быть получены из баз данных с помощью Microsoft Visual Basic, Web-запросов и Microsoft Query. Чаще всего настройку источников данных для Excel осуществляют посредством Microsoft Query – инструмента, предназначенного для установления подключения к внешним базам данных и создания запросов для извлечения данных. Microsoft Query входит в состав дополнительных компонентов Microsoft Office.