Файл: В.Л. Правда Анализ произведений искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

строение в ходе анализа цветового строя картины. Цвет

тонов художник строит то-

 

 

достигает своей выразительности тогда, когда он орга-

нальную перспективу.

 

 

 

низован и его интенсивности соответствует интенсив-

 

 

 

 

 

 

ность чувств человека.

 

 

 

 

 

 

1

2

 

 

3

 

 

 

6.Техника мазка

Характер мазка может внести дополнительную вы-

Мазки могут быть тол-

 

 

разительность, добавит живописи художественные эф-

стые, непрозрачные – пас-

 

 

фекты. Художник может маскировать, заглаживать

тозные и жидкие – лессиро-

 

 

“кладку” мазка, а может, напротив, обнажать, наклады-

вочные.

Работа пастозными

 

 

вая краску отдельными цветовыми сгусточками, бо-

мазками делает фактуру жи-

 

 

роздками. Анализ техники мазка позволяет выявить до-

вописного полотна

более

 

 

полнительную экспрессию живописного образа.

живой, рельефной.

 

 

7.Раскрытие

За анализом тех или иных выразительных элементов

Раскрывая общий

замы-

 

общего замысла

живописи не должно потеряться самое главное, на что

сел, мы

ставим

последнюю

 

художника

направляется аналитический пафос:

раскрытие замысла

точку в

анализе

образного

 

 

художника. Понимание настроения,

побудившего его

строя картины.

 

 

 

 

взяться за кисть.

 

 

 

 

 

 

8. Стиль

Развитие европейской живописи протекало, как пра-

 

 

 

 

 

 

вило, в рамках того или иного стиля или направления.

 

 

 

 

 

 

Смена стилей свидетельствовала о смене художествен-

 

 

 

 

 

 

ных принципов, критериев, вкусов. Наиболее ярко в ев-

 

 

 

 

 

 

ропейской живописи проявлялись такие стили, как

 

 

 

 

 

 

классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. Закон-

 

 

 

 

 

 

ченность анализу придаст оценка картины с точки зре-

 

 

 

 

 

 

ния стиля.

 

 

 

 

 

 


Анализ скульптуры

Составные

Содержание анализа

Примечание

анализа

 

 

 

 

1

2

 

3

 

1. Определение

Задача определения вида скульптуры (круглая

Рельеф

– скульптура на

вида скульпту-

скульптура-статуя, бюст, скульптурная группа: рель-

плоскости. Статуя, бюст,

ры

еф – барельеф, горельеф) не является сколько-нибудь

скульптурная группа – разно-

 

сложной. Однако тот или иной вид скульптуры тре-

видности

круглой

скульпту-

 

бует разного подхода. Анализ статуи будет отличать-

ры.

 

 

 

ся от анализа бюста, скульптурной группы и т.д.

 

 

 

Статуя

При анализе статуи прежде всего оценивается

Статуя

мало

насыщена

 

выразительность пластики, ее смысловая и эмоцио-

сюжетным содержанием, по-

 

нальная насыщенность. Важным элементом вырази-

этому должны обратить на

 

тельности является постамент, оценивается гармо-

себя внимание любые детали:

 

ничность его сочетания со статуей. Одежда может

что держит, на что опирается

 

подчеркивать монументальность образа или дина-

статуя и т.д.

 

 

мичность его пластики. Следует сосредоточиться

 

 

 

 

также на лице статуи (см. бюст).

 

 

 

 

 

 

 

 


1

2

3

Бюст

Приемы анализа бюста тяготеют к методам ана-

 

 

лиза портрета вообще, т.е. направлены на выявление

 

 

внутренней психологии характера, выраженной в

 

 

пластике лица, мимике. Должны обратить на себя

 

 

внимание обобщенная или остро индивидуальная ха-

 

 

рактеристика образа, характер моделировки черт ли-

 

 

ца: четкой, подробной, слабой или мягкой, его про-

 

 

работки.

 

 

 

 

Скульптурная

Оценка выразительности скульптурной группы

Примеров удачной скульп-

группа

связана с анализом цельности пластического образа,

турной группы довольно ма-

 

составленного из нескольких фигур. Если невозмож-

ло, но к ним, несомненно,

 

но отделить одну фигуру от другой без нарушения

можно отнести “Рабочего и

 

пластического единства – значит перед нами пример

колхозницу” Мухиной, “Пье-

 

удачно выполненной скульптурной группы. При

ту” Микеланджело.

 

этом нередко каждый из персонажей скульптурной

 

 

группы “играет свою партию”, по-своему выражая

 

 

чувства и переживая ситуацию.

 

Рельеф

Рельеф часто сюжетен, он предполагает рассказ

Нередко в виде рельефа мо-

 

на определенную тему. Он многофигурен. Анализ его

жет быть выполнен и портрет.

 

предполагает характеристику отдельных персонажей,

Приемы анализа такого рель-

 

выраженную в позах, жестах. Рельеф, выполненный в

ефа тяготеют к бюсту.

 

монументальном стиле, конечно, более насыщен

 

 

идеями и символами, чем сюжетом.

 

 

 

 



1

2

 

3

 

2. Пластика

Замысел скульптора раскрывается именно через

Даже

если

скульптура

 

пластику, движение скульптурного образа. Нужно

подчеркнуто статична, пла-

 

понять характер движения, переданного в образе, оп-

стические

идеи

выражаются

 

ределить, какой именно момент движения предста-

во внутренней напряженности

 

вил скульптор (движение, которое оправдывается ка-

или расслабленности тела,

 

ким-либо действием, - тематическое; движение –

выражении лица.

 

 

устремленность, зарождающееся движение, подав-

 

 

 

 

ленное, преходящее и т.д.). Замысел скульптора мог

 

 

 

 

предполагать выражение красоты, мощи, порыва,

 

 

 

 

грациозности в движении.

 

 

 

 

 

 

 

3. Материал

При анализе этой стороны скульптурного произ-

Материалами

скульптуры

 

ведения раскрывается умение скульптора чувство-

являются камень, бронза,

 

вать материал, выбирать его для того или иного об-

глина, гипс, материал.

 

раза. Мастерство скульптора может проявляться и в

 

 

 

 

выявлении неожиданных, новых пластических воз-

 

 

 

 

можностей в материалах: мягкости в твердых поро-

 

 

 

 

дах, динамики, грации – в косных. Так, архаические

 

 

 

 

скульпторы извлекали из мраморной скульптуры

 

 

 

 

острые грани, а Фиций поверхность мрамора пре-

 

 

 

 

вращал в мягкий туман.