Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17

В свою очередь, сглаживание культурных различий, т.е. культурный универсализм, понижает уровень полей эмоциональной общности и способствует его распаду на отдельные группы, ячейки. Это может привести к кризису (если не компенсируется напряжением поля в области идеологии или религии). В мировой истории тому пример – кризис древнеримского общества и подъем средневековой феодальной цивилизации.

Общество. Говоря о соотношении понятий «культура» и «общество», следует подчеркнуть, что в некоторых дисциплинах, например в социологии и антропологии, предпочитают использовать слово «общество», а не «культура». Таким образом, эти слова также могут быть синонимами.

Можно заметить, что в современной отечественной науке предпочитают использовать слово «культура», а не «общество», так как во времена засилья марксистской социологии употребление слова «общество» было слишком навязчивым.

2.2. Ценности: культурная ценность, норма, обычай, традиция

Ценности – это то, что обладает особым человеческим, социальным и культурным значением.

Культурная ценность принимается большинством, независимо от социального положения, возраста, пола. Культурные ценности различных сообществ определяются, как правило, религией и заметно отличаются друг от друга. Например, язычество обычно предписывает человеческие жертвоприношения, и они практикуются в языческих культурах, особенно на ранних этапах их развития, а монотеистические религии их запрещают.

В современный период сложились общечеловеческие ценности, основанные на принципе гуманизма. К ним относится право на жизнь, свободу, на самобытное существование, свободное развитие, а также почитание старших, любовь к детям, честность, трудолюбие и т. д.

Ведущие ценностные ориентации представляют собой ядро культуры, которое выступает как основополагающий принцип культуры и выражается в этике, религии, философии, искусстве, науке, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ментальности и образе жизни этноса. Специфика ядра той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценности.

18

Культуры поддерживают непрерывность своего существования за счет трансформации своих ценностей. При этом в материальных ценностях может быть воплощено духовное начало.

Культурная ценность - это также совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей определенного сообщества. Например, Джордано Бруно и Галилео Галилей: один за свои убеждения пошел на костер, другой отрекся, ограничившись шепотком: «И все-таки она вертится». Другой пример: советские генералы, попавшие в фашистский плен, – А.А. Власов и Д.М. Карбышев. Один стал сотрудничать с нацистами, возглавив РОА, другой превратился в ледяную статую на лагерном плацу, но не стал предателем.

Ценности имеют иерархическую структуру и являются специфическими для каждой отдельной социальной группы. Каждая культура вырабатывает определенные защитные механизмы, которые позволяют как сохранить ее ценности, так и обеспечить стабильность. Это связано с тем, что ценности относительны, изменчивы, амбивалентны (способны вызывать двойственные, противоположные чувства: симпатии – антипатии и т.д.), очень подвижны. Если изменение ценностей не поспевает за изменением социальной ситуации и ценности не могут компенсировать изменяющиеся условия существования, то развиваются процессы дестабилизации культуры (например, Россия в 20-е гг. и в конце

80-90-х гг. ХХ в.).

Защитные механизмы, позволяющие преодолеть эту дестабилизацию культуры, различны:

1. Это может быть сознательное регулирование ценностных иерар-

хий, т.е. выделение по степени значимости для данного общества. Так, в одном случае приоритетное значение может иметь коллективизм и самоограничение, в другом – индивидуальная свобода и независимость, свобода личного выбора. Однако следует заметить, что свобода выбора в западной культурной традиции сопряжена с ответственностью за этот выбор, которая не перекладывается на чьи-либо плечи, например государства, а также ограничена суверенной свободой другого человека. Как говорят американцы: «Ваша свобода размахивать кулаками кончается в сантиметре от моего носа» или: «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Российской же ментальности свойственна трактовка свободы как ничем не ограниченной воли: «Что хочу, то и ворочу».


19

Сознательное регулирование ценностных иерархий обычно сопряжено с насаждением и распространением доминантных ценностей (национальная идея, государственные интересы, идеалы нации, идея мировой пролетарской революции). Это позволяет выработать у большинства населения механические навыки ориентации в мире, стереотипы поведения, оценок, наиболее простые способы решения сложных мировоззренческих проблем.

Приведем ряд примеров. В 30-е гг. ХХ века в Германии насаждается идея превосходства арийской расы и, как следствие, ликвидации неполноценных «недочеловеков» – славян, евреев, цыган. В «Поднятой целине» М. Шолохова, показывающей жизнь 20-30-х гг. в СССР, есть потрясающий по своей откровенности диалог между Андреем Разметновым и Макаром Нагульновым. В ответ на выраженную Разметновым жалость к раскулачиваемым: «Гад, – выдохнул [Нагульнов] звенящим шепотом, стиснув кулаки. – Как служишь революции? Жа – ле – ешь? Да я… тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу!».1 Именно в 30-е гг. сталинское руководство, оказавшись перед лицом вопиющих экономических просчетов, « переводит стрелку», начиная охоту на «врагов народа» и «вредителей». Одурманенные пропагандой, убаюканные киносказками люди в массе своей принимали на веру – «просто так не сажают» – самые бредовые обвинения в адрес вчерашних кумиров – героев гражданской войны, знаменитых ученых. Вспомним кинофильм «Утомленные солнцем» Н. Михалкова: сами сотрудники НКВД искренне верят, что несчастный шофер, «подхалтуривающий» перевозкой мебели, – участник заговора с целью освобождения арестованного комбрига, бывшего героя гражданской войны.

И в Германии, и в СССР цель была достигнута: общество сплотилось вокруг вождей, народ мобилизовался вокруг навязанных идеалов ради поставленной цели – мирового господства, «тысячелетнего Рейха»

имировой пролетарской революции, всемирного коммунизма.

2.Стабилизировать культуру можно жесткой регламентацией ценностей, существующих на различных социальных уровнях в различ-

ных социальных сферах. Такая регламентация сопряжена с выработкой системы запретов на те или иные ценности для тех или иных социальных групп. Так, столкнувшись с социокультурным кризисом во 2-й половине ХIХ века – революционным народничеством и террором, когда

1 Шолохов М. Поднятая целина. – М., 1980.



20

народовольцы организовали настоящую охоту на императора, правительство предпринимает контрреформы, в том числе и в сфере образования, которое являлось несомненной ценностью. Среди прочего принимается так называемый «закон о кухаркиных детях», запрещающий получение образования детям низших сословий. Таким образом надеялись оградить низы от революционной «заразы», рассадником которой считались университеты.

3.Можно стабилизировать культуру целенаправленным распространением значимых ценностей среди наибольшего числа людей. В

30-е гг. ХХ века в Германии, СССР; в 90-е гг. ХХ - нач. ХХI веков в России с целью создания рыночной экономики начинают активно насаждаться с помощью СМИ ценности, в основу которых положен индивидуализм, карьеризм, жажда обогащения, личного преуспевания, а лучшее время в телепрограммах отводится таким шоу как «Алчность», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?», «Последний герой»

ит.д.

4.Дестабилизация может быть преодолена выработкой новых цен-

ностных иерархий. Этот процесс связан с активизацией элитных слоев культуры. Однако выработка новых иерархий ценностей требует достаточно продолжительного времени и не может привести к быстрой стабилизации, поэтому в кризисных ситуациях заимствуются уже готовые ценности чужой культуры. Это ускоряет стабилизационный процесс, но часто ведет к углублению социально-ценностных конфликтов внутри общества (90–е гг. ХХ века в России).

Процесс развития ценностей на чуждой им основе, то есть ценностей модернизации на базе традиционализма или, наоборот, ценностей традиционализма на базе модернизации, называется социокультурной инверсией. Покажем это на примерах. В России 2-й половины ХIХ века правительство усиленно насаждает капитализм, не меняя ничего в со- циально-политическом строе, и через несколько десятилетий страна взрывается революцией. Во время революции Аятоллы Хомейни в Иране и движения Талибан в Афганистане во внешне модернизированных странах вновь обретают силу ценности исламского фундаментализма, причем в экстремальных формах.

Характер заимствования чужих культурных ценностей может быть различен:

1.Ассимиляция: предполагает механическое усвоение новых ценностей, их поглощение, растворение и приспособление к уже суще-


21

ствующей ценностной иерархии. Так, необеспеченность внешнеполитических интересов России (как показали итоги Крымской войны) вынудила царское правительство перейти к социальноэкономическим реформам 60–70-х гг. ХIХ в. Однако технические

исоциальные новации (например, бурное развитие железных дорог или введение суда присяжных) без радикальных политических

икультурных изменений оставались в целом чужеродными для России. В частности, это проявлялось в отвинчивании гаек с железнодорожных путей на грузила или в суде «по совести», а не по закону – когда суд присяжных оправдает Веру Засулич за попытку убийства. Через несколько десятилетий это выльется в катастрофу 1917 г., когда в критический для родины час кадеты – мыслящая элита России – окажутся бессильны изменить установки массового сознания. Россия отторгнет либеральные ценности Запада.

2.Аккультурация: связана с отношением к чужим ценностям как более развитым и весомым, чем свои собственные.

3.Адаптация: предполагает критическое отношение к ценностям чужой культуры, их творческую переработку, осознанный отбор, обогащение национальными смыслами, творческое развитие и приспособление для решения проблем собственной культуры. Такой подход продемонстрировала Япония, а за ней и другие «азиатские тигры», отобрав на Западе действительно ценное, взвесив и отлив его в национальные формы, они сумели не только догнать своих учителей американцев, но по целому ряду показателей даже превзойти их. Когда вы смотрите фильмы «Тристар пикчерс» или «Коламбия пикчерс», то, возможно, и не подозреваете, что эти киногиганты принадлежат японской фирме «Сони».

Обычно при доминировании одного типа усвоения ценностей при-

сутствуют и элементы других типов. Главное при этом, чтобы заимствованные ценности не входили в противоречие с устоявшимися ценностными ориентациями, национальными смыслами данной культуры, иначе может произойти еще большая дестабилизация, разрушение ценностного ядра культуры и, как следствие, потеря ею самобытности, ее саморазрушение.

22

Таким образом, развитие культуры, ее стабильность связаны с выработкой, воспроизводством, тиражированием, сохранением и изменением ценностей.1

Обладая весьма гибким воздействием на человека и общество, ценности оказывают определенное влияние на нормы, ритуалы, которые способствуют духовной регуляции в коллективе. Совокупность норм и ценностей образует внутреннюю структуру социокультурных институтов (брак, семья), при помощи которых общество задает человеку правила деятельности и общения.

Норма – это общепризнанное правило или образец и оценка поведения, действия, т.е. показатель необходимого уровня поведения, отношения к другим людям; соответственно существуют общекультурные нормы и нормы национальной культуры.

Нормы формируют приемлемые для общества стандарты поведения, и поэтому каждый социокультурный институт имеет механизмы контроля за деятельностью человека. Это, прежде всего, система негативных и позитивных санкций, при помощи которых от человека добиваются необходимых реакций (к таким санкциям можно отнести и «контрольные точки» в деканате).

Итак, норму можно определить как параметр деятельности. Она устанавливает границы применения тех или иных правил, требований, т.е. нормы предопределяют как ожидания, так и поступки человека. Зная и соблюдая нормы, вы можете прогнозировать развитие событий в определенных ситуациях, избегать неловких положений. Например, в оперном театре вы будете вести себя иначе, чем на дружеской вечеринке или на концерте поп-звезды.

Нормы упорядочивают отношения между личностью, группой и обществом. Они принудительны и связаны с сохранением устойчивых социокультурных связей. Нормы исторически изменчивы и зависят от характерных особенностей определенных сфер культуры в процессе исторического развития, а также от социокультурного потенциала общества.

В ходе развития общества жесткость, непререкаемая обязательность норм традиционного общества, традиционных культур постепенно уступает место поливариативности норм цивилизационного общества. С усложнением общества нормы все больше дифференцируются и

1 По материалам: Пономарева Г.М. Основы культурологии / Г.М. Пономарева, Л.З. Немировская, Г.И. Тюляева. - М.,1998.