ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 0
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Кемерово 2002
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Кемерово 2002
2
ББК 008 (075) УДК 71.0. я73
Культурология: Учеб. пособие / Сост.: Г.В. Борисова, Д.Н. Белянин, Н.П. Гаврилова, Л.Н. Евдокимова, В.Л. Правда, В.А. Осипов; Гос. учреждение Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2002. – с. 128.
ISBN 5-89070-287-4
Написано по дисциплине «Культурология» в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов всех специальностей». Рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено для студентов технических специальностей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения Кузбасский государственный технический университет.
ББК 008(075) УДК 71.0. я73
© Коллектив составителей, 2002 © Государственное учреждение Кузбасский государственный технический университет, 2002
ISBN 5-89070-287-4
3
Предисловие
Предлагаемое учебное пособие представляет собой коллективный труд преподавателей кафедры отечественной истории, читающих лекции по культурологии на всех факультетах Кузбасского государственного технического университета.
Данное пособие соответствует новому государственному стандарту по культурологии. Особое внимание в нем уделяется категориальному аппарату культурологии и проблеме типологии культур. В действующем стандарте по культурологии вводится немало новых сложных понятий, которые не получили еще должной разработки в изданных к настоящему времени пособиях и учебниках по культурологии. Авторы сочли нужным остановиться на этих важных моментах.
Авторы также посчитали целесообразным посвятить отдельную главу школам и направлениям в культурологии, предложив вниманию читателей наиболее авторитетные подходы к анализу культуры. Они группируются в основном по линейному и циклическому принципам. Рассматриваются также и психоаналитические концепции культуры.
Проблема типологии культур увязывается с цивилизационным подходом, в рамках которого рассматриваются наиболее значительные культуры: древневосточные (месопотамская, египетская), китайская, индийская, античная, арабо-мусульманская, европейская. Завершает работу глава о современной культуре и тенденциях ее развития.
Составители:
Главы I, II, III – к.и.н., доцент, В.Л. Правда, к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова.
Глава IV - к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова,
к.и.н., доцент Н.П. Гаврилова, старший преподаватель Г.В. Борисова. Главы V, VI – к.и.н., доцент Н.П. Гаврилова.
Глава VII – к.и.н., доцент В.Л. Правда, преподаватель Д.Н. Беля-
нин.
Глава VIII – к.и.н., доцент В.Л. Правда, старший преподаватель В.А. Осипов.
Редакторы:
К.и.н., доцент В.Л. Правда, к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова, О.А. Салтымакова.
4
Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.
Леонардо да Винчи
Глава 1
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.Становление культурологии как науки и её предмет. Классическая
ипостклассическая модели культуры.
2.Структура и состав современного культурологического знания.
1.1.Становление культурологии как науки и её предмет. Классическая и постклассическая модели культуры
Термин «культурология» появился в 1949 году. Его ввёл в науку американский учёный Лесли Уайт. Однако зарождение культурологии и формирование её предмета началось гораздо раньше, еще в конце ХIХ
-начале ХХ века. Этому способствовало несколько причин:
1.Классическая модель культуры сменилась постклассической.
2.В ряде частных гуманитарных наук были накоплены новые знания, требующие обобщения и междисциплинарного синтеза.
3.К этому времени изменились характер и проблематика философского знания, центральной проблемой философии стала проблема общества и культуры.
4.Появились новые гуманитарные дисциплины, поставляющие в изобилии новые данные.
Обратимся к первой причине. Классическая модель культуры основывается на следующих принципах:
1. Рационализм.
Рационализм признаёт разум основой познания, утверждает, что человеческий разум может давать объективные знания о мире. Сам мир представляется разумно устроенным, а поведение человека − подчиняющимся разумным основаниям. Развитие культуры в рамках такой
5
модели мыслилось как гармонически устроенный, упорядоченный процесс.
2. Прогрессизм, монизм.
Прогрессизм рассматривает культурно-историческое развитие как движение от менее совершенных этапов к более совершенным. Считается, что цивилизации проходят одни и те же ступени поступательного развития. В рамках такого подхода культуры многих народов лишаются самостоятельного бытия, абсолютной ценности и рассматриваются лишь как ступени поступательного развития. Так, марксистская теория распределяет историю человеческой культуры по пяти ступеням или формациям: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Прогрессистские концепции, как правило, сочетались с принципом монизма, т.е. выделением какого-либо одного главного фактора или причины общественных изменений, например, развитие производительных сил в марксизме или распространение знаний в просветительских концепциях.
3.Признание общей цели и смысла культурно-исторического раз-
вития. Классические концепции выстраивают картину однолинейно направленного развития, движущегося к универсальной цели: абсолютному самопознанию мирового духа, коммунизму, всеобщему благоденствию, универсальной цивилизации и т.д.
4.Поиск всеобщих законов развития.
Упорядоченность культурно-исторического процесса предполагает инвариантность развития, наличие закономерных, устойчивых связей – законов.
В конце Х1Х века в работах ряда учёных начинается критика классической модели культуры и утверждение новой, неклассической или постклассической, модели культуры. Стали подвергаться критике как несостоятельные идея прогресса, однолинейной направленности развития, рационализм. В результате классическая модель культуры была оттеснена и утвердилась неклассическая модель, составляющими которой были следующие принципы:
1. Цивилизационный подход к культуре.
Согласно этому подходу история человеческой культуры не представляет собой однолинейно направленного развития. В реальной истории мы имеем дело с отдельными человеческими сообществами, каждое из которых по-своему уникально. Такие сообщества называются «культурами» или «цивилизациями».
6
2. Разрыв с рационализмом.
Реальная европейская действительность развеяла иллюзию о разумно устроенной и упорядоченной общественной жизни, о гармоничности человека. Стали признавать, что человеческая воля, страсти и инстинкты сильнее разума. Причину культурно-исторических изменений стали искать в подсознательном, досознательном и бессознательном.
Одновременно возрастал скептицизм относительно познавательных способностей разума.
Поскольку культурно-исторический процесс подчиняется иррациональному и мы имеем дело с уникальными явлениями, познать их с помощью рациональных методов стало проблематичным. Чтобы познать прошлое, надо не просто описать его в логических схемах, но «вчувствоваться», попытаться проникнуть, «вжиться».
Кроме того, из нашего отношения с прошлым неустраним субъективизм. Мы смотрим на культуру ушедших эпох через призму своих ценностей, и из этой ситуации невозможно выйти.
3. Плюрализм в понимании причин культурно-исторических изменений.
Плюрализм предполагает многофакторность, признание множественности равноправных причин социокультурной динамики, т.е. изменений в обществе и культуре.
Какое же отношение имеет всё это к зарождению культурологии? Осознание уникальности каждого периода и каждого культурного сообщества стало началом культурологии. Была признана ценность любой культуры: и самой примитивной, и самой древней. Понимание истории как совокупности индивидуальных, уникальных событий открывало путь к культурологическому описанию разных народов. Культуры отдельных народов не встраивались в общемировые схемы и не рассматривались как ступень однолинейного развития, но каждая из них
обретала смысл в себе самой.
Обратимся к другим обстоятельствам, обусловившим рождение культурологии: это, прежде всего, накопление новых научных знаний в рамках гуманитарных наук, выходящих за рамки предмета их исследования.
Поясним, что имеется в виду. Филолог Фридрих Ницше, изучая античную литературу, открыл «дионисийское» и «аполлоническое» начала в культуре. Такое открытие выходит за рамки чистой филологии и касается типологии культур в целом.
7
Психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд открыл бессознательное в человеке. На основе этого открытия он предложил новую структуру человеческого сознания и дал свою психоаналитическую интерпретацию истории и культуры. Эти новые выводы, конечно, уже выходят за рамки собственно психологии. Такие избыточные для более частных гуманитарных дисциплин знания, по большей части философского характера, касались именно анализа человеческой культуры в целом.
Кроме того, как уже говорилось, к концу ХIХ века меняется сама проблематика философии. На задний план отходят вопросы онтологии (строения мира), гносеологии (познания). Главными становятся проблемы общества, культуры, человека. Философия этого времени всё больше приобретает черты философии культуры, что также послужило выделению культурологии в самостоятельную отрасль знания со своим особым предметом – культурой.
Наконец, этому же способствовало и появление ряда новых частных гуманитарных наук, предметом изучения которых были различные стороны социокультурного развития. К таким наукам относятся этнография, антропология, социокультурная антропология и т. д.
Словом, нужна была наука, которая выступала бы в качестве высшего синтеза гуманитарного знания. Такой наукой стала культурология. По отношению к другим наукам она является интегрирующей, осуществляющей необходимый междисциплинарный синтез.
1.2. Структура и состав современного культурологического знания
Культурологию можно рассматривать как интегрирующую гуманитарную науку, существующую на стыке многих гуманитарных дисциплин: философии культуры, истории культуры, психологии, этнографии, антропологии, социологии. Она претендует на синтез гуманитарного знания. Чтобы глубже понять, каков предмет культурологии, и выявить ее специфику, следует рассмотреть её в соотношении с другими родственными ей науками.
Культурология и философия культуры
Ближайшей «родственницей» культурологии является философия культуры. Чётких границ между культурологией и философией культуры пока не существует. И культурология, и философия культуры исследуют не отдельные аспекты культуры, а культуру в целостности, как сложное многогранное явление. Тем не менее, некоторые отличия суще-
8
ствуют. Во-первых, культурология включает в себя ряд конкретных дисциплин, дающих ей эмпирический материал о жизни той или иной культуры. Во-вторых, культурология отличается от философии культуры особенной, свойственной только ей проблематикой. Так, проблема типологии культур является чисто культурологической и не рассматривается в философии культуры. И, в-третьих, культурология имеет свои специфические понятия, которые отличают её от философии культуры.
Культурология и история культуры
Культурология изучает общие законы культуры, её типологию. История культуры рассматривает проявление закономерностей в культуре определённого народа, на конкретном этапе её развития. Культурология по отношению к истории культуры выступает как методология, которая помогает преодолеть эмпиризм, т.е. облечь конкретные факты в «одежды концепций».
Культурология и социальная и культурная антропология
В составе современного культурологического знания особо следует выделить две таких дисциплины, как социальная антропология и культурная антропология. Они привнесли много новых знаний в культурологию, поставили ряд культурологических проблем и дали им решения. Антропология – это наука о человеке (антропос – человек). Человек – существо «трёхстороннее»: 1 – биологическое или природное, 2 – социальное, т.е. включённое в существующие социальные отношения, не способное существовать вне этих связей, 3 – культурное, несущее в себе определённые культурные традиции, менталитет. В соответствии с этим антропология распадается на классическую (биологическую или естественнонаучную) антропологию, социальную антропологию и культурную антропологию.
Классическая (естественнонаучная) антропология изучает становление человека как вида Homo sapiens, выделение его из природы, изменение его биологических характеристик. Причём, как замечено антропологами, эти биологические изменения происходят вплоть до сегодняшнего дня. К ним относятся, например, акселерация (укрупнение вида и ускорение роста и полового созревания подростков), грацилизация (утончение костей).
Социальная антропология изучает взаимоотношения человека и общества, функционирование социальных институтов, жизнь человека в социуме. Социальная антропология зародилась в ХIХ – нач. ХХ века в Британии. Основателем её является А. Рэдклиф-Браун, а крупнейшим
9
представителем - Б.К. Малиновский. Последний занимался проблемой взаимодействия культур в области социальных отношений.
Культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Эта дисциплина интересуется больше духовными образованиями: развитием культуры, механизмами её передачи от поколения к поколению. Культурная антропология сложилась в Америке. Её основоположником был Ф. Боас.
Ф. Боас ставил и решал проблему контактов между культурами и результатов этих контактов. Его школой были введены в культурологию такие понятия, как аккультурация (взаимодействия культур), инкультурация (процесс вхождения индивида в культуру).
Внастоящее время идёт сближение социальной и культурной антропологии под именем социокультурной антропологии.
Всовременной западной науке культурология выступает под именем социокультурной антропологии.
Вопросы
1.Разъясните принципы классической и неклассической модели культуры.
2.Какими факторами было обусловлено становление культурологии как самостоятельной дисциплины?
3.Каково соотношение культурологии и философии культуры?
4.Каково значение социокультурной антропологии в системе культурологического знания?