Файл: С.А. Рябов Шпиндельные узлы станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.06.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Z2 - количество подшипников, стоящих в задней опоре. (Выбирается в зависимости от выбранной конструктивной схемы, табл. 1).

P2 (Fr2) - ожидаемая нагрузка на заднюю опору. (Рассчитывается по формуле Fr2 = Pal ).

t8 (d2) - внутренний диаметр подшипника, стоящего в передней опоре. (Рассчитывается на четвёртом этапе проектирования).

Задаётся только при М2 = 3182100,

М2 = 36100, М2 = 46100.

t9 (D2) - наружный диаметр подшипника, стоящего в передней опоре. (Выбирается из характеристик подшипника, приведённых в ГОСТ

7634 - 75 и ГОСТ 831 - 75).

t10 (b2) - ширина подшипника, стоящего в передней опоре. (Выбирается из характеристик подшипника приведённых в ГОСТ

7634 - 75 и ГОСТ 831 - 75).

Задаётся только при М1 = 36100,

M1 = 46100.

t11 (dш2) - диаметр шариков подшипника, стоящего в передней опоре. (Выбирается по ГОСТ 3722 - 81).

Задаётся только при М1 = 3182100.

t12 (δr02) - радиальная податливость подшипника с нулевым зазоромнатягом, стоящего в передней опоре. (Определяется по графику рис. 2).

t13 (Kδ1) - коэффициент радиальной податливости подшипника, стоящего в передней опоре. (Определяется по графику рис. 3).

Задаётся только при M1 = 36100,

M1 = 46100.

t14 (Kr2) - коэффициент осевой податливости подшипника, стоящего в передней опоре. (Определяется по графикам рис. 5).

Таблица 2 Конические подшипники типа 2007100

407400

 

Вну

Жёст

п/п

тренний

кость опоры

диаметр

"Cr" (кг/мм)

 

подшипника

 

 

40

200

 

45

250

 

50

300

 

55

350

 

60

400

 

65

450

 

70

500

 

75

550

 

80

600

 

85

650

 

90

700

 

95

775

 

10

850

 

11

100

 

12

110

 

13

120

 

14

140

 

15

160

 

16

170

 

17

180

 

18

200

 

19

220

 

20

240

 

22

280

 

24

300

 

25

330

Таблица 3 Игольчатые радиальные подшипники типа

Внутр

Жёстк

енний диаметр

ость опоры

п

подшипника

"Cr" (кг/мм)

/п

d.мм

 

1

40

480

2

45

520

3

50

570

4

55

620

5

60

680

6

65

750

7

70

800

8

75

880

9

80

960

1

85

100

1

90

110

1

95

115

1

100

125

1

110

145

1

120

160

1

130

180

1

140

200

1

150

220

1

160

240

2

170

260

2

180

280

2

190

300

2

200

320

2

220

360

2

240

410

2

250

440

Если в опору устанавливаются два одинаковых подшипника, то для расчёта берётся удвоенная жёсткость "Cr".


Общие исходные данные

t15(a) - Вылет передней консоли. (Определён на четвёртом этапе проектирования).

t16(dк) - Диаметр передней консоли. (Определён на четвёртом этапе проектирования).

t17(dм) - Диаметр шпинделя между опорами. (Определён на четвёртом этапе проектирования).

t18з) - Коэффициент защемления. (Выбирается в зависимости от выбранной конструктивной схемы табл. 1).

t192 ) - Коэффициент контактной жёсткости посадочной

поверхности. (Выбирают из диапазона 0,005 0,025 мм3/кгс,10-1 мм3/н).

t20(E) - Модуль упругости. (Е=22000 кг/мм2. Хранится в памяти ЭВМ).

Результаты расчёта

C1(Cr1) - жёсткость передней опоры. C2(Cr2) - жёсткость задней опоры.

l1(lопт) - оптимальное межопорное расстояние, полученное в результате расчёта.

l2(lскор) - скорректированное по условию l2≥ t15, оптимальное межопорное расстояние, мм.

J(y) - радиальная жёсткость шпиндельного узла, кгс/мм.

2.1.2.Задание и исходные данные.

При разработке следует придерживаться последовательности проектирования шпиндельного узла (рис. 1).

Первый этап: По заданным техническим требованиям и необходимым режимам резания выбираются исходные параметры.

Второй этап: Выбирается тип опор в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проектируемому шпиндельному узлу.

Третий этап: По табл.1 выбирают одну из схем на подшипниках качения из соображений оптимальности сочетания быстроходности и жёсткости.

Четвёртый этап: По выбранной схеме из табл.1 и предельному значению параметра d n определяется максимально возможный диаметр

шпинделя в передней опоре:

 

dmax = (d n)табл/nmax ,

(1)

где nmax – наибольшая или расчётная частота вращения шпинделя. Диаметр шпинделя следует выбирать максимально возможным, тем самым существенно увеличивается жёсткость шпиндельного узла и передаваемая им мощность.

Далее определяются остальные основные параметры шпиндельного узла: диаметр шеек шпинделя, находящийся внутри области допустимых значений. Но при этом следует учитывать, что с ростом диаметра шпинделя увеличивается не только жесткость, но и температура его подшипников. Кроме диаметров шеек шпинделя необходимо также определить межопорное расстояние l и вылет шпинделя ?. Для современных шпиндельных узлов рекомендуются следующие соотношения; l/d = 4 5 и α/d ≤ 1 1,5 , l/α ≥ 2,5 ,где d - средний диаметр шпинделя без учета фланца. Указанные соотношения размеров обычно обеспечивают нужную точность вращения шпинделя.

Пятый этап: На этом этапе прорисовывается эскизная компоновка по данным, полученным выше.

Шестой этап: На данном этапе расчёты выполняются с применением ЭВМ по программе, приведённой ниже.

Для проведения расчёта необходимо подготовить данные в соответствии с пунктом 2.1 настоящего пособия. В соответствии с таблицей необходимо заполнить исходные данные в "Бланк исходных данных для расчёта на ЭВМ" (табл.4.). При этом необходимо учитывать размерность граф табл.4. Если какая-либо величина в данном варианте расчёта не задаётся, то в соответствующей клеточке ставится "О".

При расчёте схемы с подшипниками типа 3182100 необходимо перед составлением таблицы вычислить по формулам и выбрать по графикам

вручную Fr1; Fr2; e/δr0; Kδ. (формулы: Fr1

=

P(a + l)

;Fr2

=

Pa

; (e / δro) -

 

l

 

 

l

 

 

величина относительного зазора-натяга, где e - преднатяг.).

При расчёте схемы узла с подшипниками 36100, 46100 перед составлением таблицы необходимо вычислить и выбрать по графикам:Pa/Co; КF; Fr/Co; Кг; dm. (формулы: Fa = (2 3) d и Fr / С0,

где Fr -радиальная нагрузка на опору.).

При расчёте схемы узла с подшипниками типа 2007100 или 407400


радиальная жёсткость подшипника выбирается из табл. 2 или 3 (Выбор производит ЭВМ).

Типы подшипников в табл. 4 заносятся с простановкой нулей вместо последних двух цифр, указывающих размер подшипника, так как размеры подшипников заносятся в табл. 4 отдельными индексами.

Седьмой этап: Заключительная проработка шпиндельного узла, выбор системы смазки, способа постановки подшипников в корпус и др. конструктивные и монтажные параметры.

Бланк исходных данных для расчёта на ЭВМ

Таблица 4

 

 

 

Тип подшипника

/ M1(тип)

d2

/ t8(мм)

 

Кол-во в пер. оп.

/ Z1(шт)

D2

/ t9(мм)

 

Fr1

/ P1(кг)

b2

/ t10(мм)

 

d1

/ t1(мм)

Dш2

/ t11(мм)

 

D1

/ t2(мм)

δr02

/ t12(мм)

 

b1

/ t3(мм)

Kδ2

/ t13(б. разм)

 

dш1

/ t4(мм)

Kr2

/ t14(б. разм)

 

δr01

/ t5(мм)

a

/ t15(мм)

 

Kδ1

/ t6(б. разм) …

/ t16(мм)

 

Kr1

/

t7(б. разм) ...

/ t17(мм)

 

Тип подшипника

/

M2(тип)

ε3

/ t18(б. разм)

 

Кол-во в задн. оп.

/

Z2(шт)

K2

/ t19(мм/кгс)

 

Fr2

/ P2(кг)

 

 

 

 

2.2. АЛГОРИТМ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАСЧЁТА ШПИНДЕЛЬНОГО УЗЛА НА ЭВМ

2.2.1. Краткое описание программы обработки данных на ЭВМ.

Блок-схема алгоритма расчёта приведена на рис.6.


ЗАПУСК ПРОГРАММЫ

ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

ВЫЧИСЛЕНИЕ ЖЁСТКОСТИ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ C1

ВЫЧИСЛЕНИЕ ЖЁСТКОСТИ ЗАДНЕЙ ОПОРЫ С2

ПЕЧАТЬ C1,C2

ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МЕЖОПОРНОГО РАССТОЯНИЯ l1, СКОРРЕКТИРОВАННОГО МЕЖ-

ОПОРНОГО РАССТОЯНИЯ l2 И РАДИАЛЬНОЙ ЖЁСТКОСТИ ШПИНДЕЛЬНОГО УЗЛА у (см. рис. 14)

ПЕЧАТЬ l1, l2, y

КОНЕЦ ПРОГРАММЫ.

Рис. 6. Общая блок-схема алгоритма автоматизированного расчёта шпиндельного узла

Рабочая программа расчёта приведена на рис. 7. Программа составлена на языке "BASIC", который обеспечивает хорошую наглядность и достаточно прост по своей структуре.

Программа осуществляет последовательное вычисление:

радиальной жёсткости передней опоры C1 (Cr1), задней опоры С2 (Сг2) и вывод их значений;

податливостей передней и задней опор, m1(K1) и m22);

оптимального межопорного расстояния l1(lопт) и вывод его значения;

коррекцию lопт и вывод значения l2(lскор);

радиальной жёсткости шпиндельного узла у (j).

Для лучшего понимания поясним некоторые моменты программы. Вычисление радиальной жёсткости передней опоры C1 и задней опоры С2 организуется по разветвлённому процессу, т.к. величины, входящие в формулу радиальной жёсткости опор , вычисляются по различающимся формулам, а иногда C1 и C2 задаются из табл. 2 и 3 -это зависит от типа подшипника. ЭВМ анализирует тип и количество подшипников в данной опоре и производит вычисление радиальной жёсткости по соответствующей подпрограмме. Вычисление l1(lопт) сводится к нахождению действительного корня уравнения l3 - А l - В= =0. Коррекция lопт производится по принципу, l = 2,5·α. Β?числение радиальной жёсткости шпиндельного узла у ( j ) производится подстановкой lскор и предварительно вычисленных остальных величин

– S7(I1), S8(I2), S5(FK), S9(FK), S6(G), m1(K1), m2(K2) в уравнение (2):

j =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

+

l(1−

ε 3 )

 

a(1−

ε 3 ) +

l

2

 

 

a 2

+

a

+

a2

(1− ε

3 ) .

(2)

 

 

a2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

K1

 

 

 

 

+

K2 (1−

ε 3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I2

I1

 

 

l

 

 

GFK

GFM l

 

 

 

 

 

 

3E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l

 

 

 

 

 

 

Весь процесс расчёта одного варианта на ЭВМ с учётом ввода исходных данных и вывода результата занимает порядка 1-1,5 минуты.

2.2.2. Руководство по работе с программой.

Программа обработки данных работает в диалоговом режиме. То есть ЭВМ последовательно запрашивает данные, необходимые для произведения расчёта в соответствии с бланком исходных данных


(табл. 4), заполненным заблаговременно. В случае, если какие-либо данные не нужны при расчете (в бланке исходных данных (табл. 4) стоит прочерк), ЭВМ не запрашивает их. После ввода всех необходимых исходных данных на экран ЭВМ выводятся результаты расчётов в следующем виде:

« Вывод результата расчётов:

(с1) Жёсткость передней опоры равна: ...

(с2) Жёсткость задней опоры равна: ...

(11) Оптимальное межопорное расстояние, полученное в результате расчёта: …

(12) Скорректированное оптимальное межопорное расстояние: ... (y) Радиальная жёсткость шпиндельного узла: ...»

Полученные данные расчёта заносятся в «Бланк результатов вычисления на ЭВМ», представленный в табл. 5.

Таблица 5

Бланк результатов вычисления на ЭВМ

Жёсткость передней опоры: ...

Жёсткость задней опоры: ...

Оптимальное межопорное расстояние: ...

Скорректированное оптимальное межопорное расстояние: …

Радиальная жёсткость шпиндельного узла: …

PRINT " ПРОГРАММА РАСЧЁТА ШПИНДЕЛЬНОГО УЗЛА" CLS : pi = 3.141592654#: t20 = 22000

PRINT "Расчёт шпиндельного узла" PRINT "Введите исходные общие данные "

INPUT "(t15)Вылет передней консоли = "; t15 INPUT "(t16)Диаметр передней консоли = "; t16

INPUT "(t17)Диаметр шпинделя между опорами ="; t17 INPUT "(t18)Коэффициент защемления ="; tl8

INPUT "(t19)Коэф. контактной жёсткости посадочной поверхности

="; t19 GOTO 15

5 PRINT "Теперь введите дополнительные данные :"

INPUT "(t1)Внутренний диаметр подшипника, стоящего в передней опоре ="; t1

INPUT "(t2)Наружный диаметр подшипника, стоящего в передней опоре ="; t2

INPUT "(t3)Ширина подшипника, стоящего в передней опоре ="; t3 GOTO 25

10 PRINT "Теперь введите дополнительные данные :"

INPUT "(t8)Внутренний диаметр подшипника, стоящего в задней опоре ="; t8

INPUT "(t9)Наружный диаметр подшипника, стоящего в задней опоре

="; t9

INPUT "(t10)Ширина подшипника, стоящего в задней опоре ="; t10 GOTO 57

15 PRINT : PRINT "Исходные данные для вычисления жёсткости передней опоры :"

INPUT "(р1)Введите ожидаемую нагрузку на переднюю опору:"; р1

PRINT : PRINT "1.3182100" PRINT "2. 36100"

PRINT "3.46100" PRINT "4. 2007100" PRINT "5. 4074000"

20 INPUT "(m1)Выберите тип подшипника, стоящего в передней опоре

(1-5):"; ml

IF ml > 5 OR ml < 1 THEN GOTO 20

Рис. 7. Рабочая программа расчёта шпиндельного узла