Файл: А.В. Буянкин Автотранспортные средства. Методические указания к практическим занятиям для студентов направления 552100.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6

5.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

6.Тормозные приводы и их схемы, преимущества и недостатки.

7.Преимущества и недостатки диагональной схемы привода тормозной системы.

8.Что называют тормозными свойствами автомобиля? Какое влияние оказывают тормозные свойства на среднюю скорость движения, на безопасность движения?

9.Почему снижение усилия на тормозной педали повышает безопасность движения?

10.Как влияют силы сопротивления движению на процесс торможения?

11.Оценочные показатели эффективности рабочей и запасной тормозных систем.

12.Оценочные показатели стояночной и вспомогательной тормозных систем.

13.Какие типы испытаний рабочей тормозной системы вы знаете? Их отличия.

14.Почему экстренное торможение с отсоединенным двигателем более эффективно, чем с неотсоединенным?

15.В каких случаях целесообразно использовать торможение с неотсоединенным двигателем?

16.Почему КПД трансмиссии в тормозном режиме ниже, чем в тя-

говом?

17.Изобразите зависимость коэффициентов сцепления от коэффициента скольжения.

18.Объясните причины возникновения блокировки колес.

19.Обеспечивает ли блокировка колес максимальный эффект торможения и почему?

20.К каким последствиям приведет неравенство тормозных сил на колесах одного моста?

21.От чего зависит теоретически необходимое распределение тормозных сил по колесам?

22.Обеспечивается ли оптимальное распределение тормозных сил

уавтомобилей, оборудованных тормозной системой с постоянным коэффициентом распределения тормозных сил? В каком случае?

23.Изобразите идеальную и реальную (без регулятора тормозных сил (РТС) и антиблокировочной системы (АБС)) характеристики тормозных сил.


7

24.Принцип работы РТС. Уменьшается ли тормозной путь при установке в привод РТС и почему?

25.Чем определяется наклон и расположение регуляторных прямых на графике характеристики тормозных сил?

26.Объясните принцип работы АБС.

27.Оценочные параметры рабочей и запасной тормозных систем автопоезда.

28.Какие случаи возможны в зависимости от соотношения удельных тормозных сил прицепа и тягача?

29.Перечислите условия дорожных испытаний новых автомобилей

иавтомобилей, находящихся в эксплуатации.

30.Перечислите условия стендовых испытаний новых автомобилей и автомобилей, находящихся в эксплуатации.

31.Чем объясняется отклонение теоретических значений параметров торможения от действительных?

Лабораторная работа №2

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЗНЫХ СВОЙСТВ

Методические указания

 

 

 

 

2.1. Определение остановочного пути.

 

 

 

 

 

 

 

Остановочный путь S0, м, определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V2

 

S

o

= V

p

+ τ

c

+ 0,5 τ

н

) +

 

 

0

,

(2.1)

 

 

 

 

0

 

 

 

 

2

ϕ

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где τ р – время реакции водителя, с; τ с – время запаздывания срабатывания тормозного привода, с; τ н – время нарастания замедления, с; V0 – начальная скорость торможения, м/с.

Время реакции водителя – τ р=0,2 – 1,5 с [2]. В расчетах принимают

τ р=0,8 с.

Время запаздывания срабатывания [2]:

для дисковых тормозных механизмов с гидравлическим приво-

дом – τ с=0,05 – 0,07 с;

для барабанных тормозных механизмов с гидравлическим при-

водом – τ с=0,15 – 0,20 с;

для барабанных тормозных механизмов с пневматическим при-

водом – τ с=0,2 – 0,4 с.


8

Время нарастания замедления [2]:

для легковых автомобилей – τ н= 0,05 – 0,2 с;

для грузовых автомобилей с гидравлическим тормозным приво-

дом – τ н= 0,05 – 0,4 с;

для грузовых автомобилей с пневматическим тормозным приво-

дом – τ н= 0,15 – 1,5 с;

для автобусов – τ н= 0,05 – 0,4 с.

2.2. Определение установившегося замедления.

Установившееся замедление jτ уст, м/с2, рассчитывают по формуле

jτ ycт = g ϕ .

(2.2)

В таблице 2.1 [2] приведены нормативные значения начальной скорости торможения и установившегося замедления для испытаний типа нуль новых АТС. Нормативные значения установившегося замедления при испытаниях типа Ι составляют 0,8; при испытаниях типа ΙΙ - 0,75 приведенных значений.

Таблица 2.1 – Нормативные значения для испытаний новых АТС

Категория

М1

М2

М3

N1

N2

N3

Начальная скорость торможения, км/ч

80

60

60

70

50

40

Установившееся замедление, м/с2,

 

 

 

 

 

 

не менее:

 

 

 

 

 

 

для рабочей тормозной системы

7

6

6

5,5

для запасной тормозной системы

2,9

2,5

2,5

2,2

В эксплуатации начальная скорость торможения – V0=40 км/ч для всех категорий АТС, а нормированные значения установившегося замедления для автомобиля полной массы уменьшены на 25%.

Необходимо рассчитать и зависимость остановочного пути, и установившегося замедления в функции от начальной скорости торможения и коэффициента сцепления. Начальную скорость принимать от 10 км/ч до нормированного значения в зависимости от категории АТС. Расчет проводят для категории М1 при ϕ =0,2; 0,4; 0,6; 0,8; для осталь-

ных категорий – при ϕ =0,1; 0,2; 0,4; 0,6.

Результаты расчетов сводят в таблицу 2.2.


9

Таблица 2.2 – Остановочный путь и установившееся замедление

ϕ

 

 

 

V0, км/ч

 

 

 

10

20

30

40

50

60

70

80

 

0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

0,6

 

 

 

 

 

 

 

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным таблицы 2.2 строят графическую зависимость остановочного пути и установившегося замедления в функции от начальной скорости торможения и коэффициента сцепления.

На графике отметить величины остановочного пути и установившегося замедления при V0=40 км/ч и сравнить с нормативными.

2.3. Определение нормативных значений тормозного пути. Нормативные значения тормозного пути можно определить по

формуле

 

V2

 

 

Sт = A V0 +

0

,

(2.3)

26 j τ ycт

 

 

 

где А – некоторый коэффициент [2]; V0 – начальная скорость торможения, км/ч.

для категории М1 – А=0,1 (0,11);

для категорий М2, М3 и N – А=0,15 (0,19);

для грузовых автопоездов – А=0,18 (0,24).

(Значения в скобках – для автомобилей, находящихся в эксплуатации).

S0, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S0 (ϕ 3)

jτ уст,

 

jτ уст(ϕ 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м/с2

 

jτ уст(ϕ 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S0 (ϕ 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

jτ уст(ϕ 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S0 (ϕ 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

40

V0 норм.

V0, км/ч

 

Рисунок 2.1 – Зависимость остановочного пути и замедления от начальной скорости торможения и коэффициента сцепления