Файл: А.В. Буянкин Компоновочные схемы автомобилей. Методические указания к практической работе по курсу Транспортные средства .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

чить нагрузку на передние колеса для полноприводных автомобилей, хорошая обзорность. К недостаткам можно отнести: большую высоту пола кабины и неудобный вход и выход, наличие кожуха над двигателем делает невозможным размещение в кабине трех человек, затрудненный доступ к двигателю через капот, расположенный внутри кабины, который не исключает возможности попадания в кабину отработавших газов. Поэтому, вместо применения капота, кабину иногда выполняют откидывающейся вперед, что приводит к усложнению приводов управлений и коммуникаций.

Компоновочная схема "передняя кабина" позволяет получить промежуточные значения базы и габаритной длины. Преимущества: хорошая обзорность, удобство входа и выхода (подножка расположена впереди колес), умеренная высота и ровный пол кабины; недостатки: необходимость подъема кабины для доступа к двигателю, воздействие на водителя больших вертикальных ускорений.

У автомобилей, выполненных по схемам 3 и 4, в груженом состоянии на передние колеса приходится 33 – 35 % массы, что благоприятно для движения по дорогам с твердым покрытием; в порожнем состоянии на задние колеса приходится менее 50 % массы, что совершенно недопустимо для движения по бездорожью. Такие компоновки приемлемы либо для полноприводных автомобилей, либо для автомобилей, предназначенных для движения по хорошим дорогам. Меньшая база и габаритная длина обеспечивают меньшую массу, высокую маневренность и минимальную потребную площадь для стоянки. Увеличение массы, приходящейся на передний мост позволяет повысить грузоподъемность, не выходя за пределы дорожных ограничений.

На рис. 3 представлено сравнение схем капотной и бескапотной компоновок грузовых автомобилей.

Рис. 4. Компоновочные схемы автобусов
Рис. 3. Сравнение капотной и бескапотной компоновок грузовых автомобилей

8

3.3. Компоновочные схемы автобусов

Автобусы, в зависимости от расположения двигателя, имеют следующие компоновочные схемы:

1) двигатель впереди (рис. 4, а, б) – представитель – ЛиАЗ–677;

2) двигатель под полом, в пределах колесной базы (рис. 4, в) – представитель –

"Икарус"–260; 3) двигатель сзади,

продольно или поперек, вертикально или горизонтально (рис. 4, г, д, е) – представитель – ЛиАЗ–

5256.

Для городского автобуса вагонного типа схема "двигатель впереди" обладает непреодолимыми недостатками и неперспективна. Недостатки: перегрузка переднего моста, неудобная компоновка места водителя и салона, шум и загазованность кабины, высокий уровень пола салона, невозможность размещения двери на переднем свесе. Для автобусов капотного типа (КАвЗ–685), используемых в сельской местности, такая компоновка оправдывает себя, так как при этом не перегружается передний мост. Широко распространена такая компоновка на автобусах малого класса универсального назначения, имеющих вагонную компоновку (ПАЗ–672). Преимуществом в этом случае является возможность унификации двигателя и трансмиссии с агрегатами базового грузового автомобиля.

Основными преимуществами схемы с расположением двигателя под полом внутри базы являются: ровность пола, возможность применения стандартного заднего моста, удовлетворительное распределение нагрузки по мостам; недостатки: необходимость применения оппозитного двигателя, высокий уровень пола (сумма дорожного просвета, высоты двигателя, просвета между двигателем и полом и толщины двига-


9

теля), для междугородних автобусов – уменьшение объема багажного отделения под полом.

Наиболее перспективной является схема с задним расположением двигателя. Преимущества: наилучшее распределение нагрузки по мостам, наименьший уровень пола в передней части салона, наименьшие загазованность и шум в салоне. Недостатки: нестандартный задний мост, необходимость подъема пола по заднему свесу над двигателем, затруднения в размещении двери на заднем свесе, длинные коммуникации, тяги и тросы управления, затрудненное охлаждение двигателя.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукин П. П., Гаспарянц Г. А., Родионов В. Ф. Конструирование и расчет автомобиля: Учеб. для студентов втузов, обучающихся по специальности "Автомобили и тракторы". – М.: Машиностроение,

1984. – 376 с.

2. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкции, элементы расчета: Учеб. для студентов вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". – М.: Машиностроение,

1989. – 304 с.


10

Составитель Алексей Владимирович Буянкин

КОМПОНОВОЧНЫЕ СХЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания к практической работе по курсу "Транспортные средства" для студентов направления 552100

"Эксплуатация транспортных средств"

и специальности 210100.03 "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

(дневной формы обучения)

Редактор Е. Л. Наркевич

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 26.10.99. Формат 60× 84/16 Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.–изд. л. 0,6. Тираж 100+50 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет.

650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.