Файл: А.В. Буянкин Транспортные средства. Часть 1. Двигатель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

через повышающую зубчатую передачу?

49.Назначение резиновых сухарей в приводе всережимного регулятора.

50.Каким образом можно повысить приспосабливаемость дизеля? Работа корректора.

51.Почему в крышке топливного бака дизеля нет клапанов?

3.7. ОБЩАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ. ИСТОЧНИКИ ТОКА

Данная тема является одной из самых сложных и объемных, поэтому требует особенно тщательного изучения. Отдельные элементы системы рассматриваются с увязкой их к общей схеме, построение которой необходимо знать с позиции принципиального функционального назначения.

При изучении источников тока следует обратить внимание на устройство аккумуляторных батарей, рабочий процесс электрохимического преобразования энергии (зарядка, разрядка), перспективные источники. Рассматривая генераторы, необходимо усвоить принцип их работы, методы регулирования работы генератора (регулятор напряжения, ограничитель тока, реле обратного тока), недостатки генераторов постоянного тока, принципиальные схемы выпрямления переменного тока.

При изучении потребителей выделить систему световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительные приборы, назначение и работу отдельных их элементов.

Контрольные вопросы

1. Что входит в общую схему электрооборудования?

2.Какие потребители электроэнергии на автомобиле подключены к бортовой сети, а какие непосредственно к аккумуляторной батарее?

3.Преимущества и недостатки однопроводной системы электрооборудования.

4.Объясните совместную работу генератора и аккумуляторной батареи при питании потребителей.

5.Виды аккумуляторов. Преимущества и недостатки.

6.Устройство аккумуляторной батареи. Почему аккумуляторы в батарее соединены параллельно?

7.Объясните работу аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде.

19

8.Расшифруйте условное обозначение аккумуляторной батареи.

9.Назначение ребер на дне моноблока.

10.Почему число положительных пластин должно быть на единицу меньше числа отрицательных?

11.С какой целью активную массу пластин и сепараторы выполняют пористыми?

12.Почему при снижении температуры окружающей среды плотность электролита необходимо повышать?

13.С какой целью отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с "массой" зубчатой шайбой?

14.Назначение вентиляционных отверстий в крышках аккумулято-

ров.

15.Почему при приготовлении электролита необходимо наливать кислоту в воду, а не наоборот?

16.Преимущества и недостатки генераторов переменного тока. 17.Чем отличаются генераторы постоянного и переменного тока по

конструкции?

18.Устройство и работа генераторов постоянного и переменного тока.

19.Почему ротор генератора переменного тока может вращаться с большей частотой, чем якорь генератора постоянного тока?

20.С какой целью статор генератора переменного тока набран из пластин?

21.Назначение выпрямительного блока. Почему диоды блока крепят на пластинах с оребрением?

22.Как охлаждается генератор?

23.Для чего у генератора переменного тока две щетки, если "− " выведен на "массу"?

24.Как регулируется напряжение на клеммах генератора?

25.Назначение, конструкция и работа регулятора напряжения.

26.Назначение, конструкция и работа ограничителя тока. 27.Назначение, конструкция и работа реле обратного тока. Назна-

чение последовательной и параллельной обмоток.

28.Почему в генераторах переменного тока нет необходимости в применении ограничителя тока и реле обратного тока?

29.Устройство и работа двухступенчатого регулятора напряжения. 30.Преимущества и недостатки контактно-транзисторных и транзи-

сторных бесконтактных регуляторов напряжения.



20

31.Что относят к приборам наружного освещения и сигнализации? 32.Различие в американской и японской регулировках света фар. 33.Устройство ламп накаливания и автомобильных фар. Преимуще-

ства прямоугольных фар (по сравнению с круглыми).

34.Объясните различия в европейском и американском светораспределении.

35.Преимущества и недостатки галогенных ламп.

36.Почему наибольшее распространение получили электрические контрольно-измерительные приборы?

37.Устройство и работа амперметров (с подвижным и неподвижным магнитом).

38.Назначение, принцип действия датчиков, указателей и сигнализаторов.

39.Принцип действия термовибрационных и реостатных датчиков. 40.С какой целью обмотка реостата датчика уровня топлива одним

концом соединена с массой?

41.Чем отличаются указатели от сигнализаторов?

42.Принцип действия термобиметаллического указателя контроль- но-измерительных приборов.

43.Принцип действия электромагнитного указателя контрольноизмерительных приборов.

44.Назначение постоянного магнита в электромагнитном указателе.

45.Объясните назначение резистора в электромагнитном указателе.

46.Почему электромагнитные указатели не применяют с термовибрационными датчиками?

47.Как нужно расположить метки, если использовать термобиметаллический указатель с реостатным датчиком уровня топлива?

48.Объясните работу прерывателя светового указателя сигналов поворота.

49.Назначение, устройство и работа сигналов (безрупорного шумового и тонального рупорного).

50.Назначение конденсатора шумового сигнала. 51.Объясните назначение и работу реле сигналов.

52.Объясните назначение, устройство и работу предохранителей.

3.8. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

При изучении систем зажигания усвоить назначение систем зажигания, их принципиальные схемы, работу отдельных конструктивных

21

элементов, недостатки контактной системы зажигания; обратить внимание на перспективные электронные системы, позволяющие повысить экономичность двигателя и снизить токсичность отработавших газов.

Хорошо представлять назначение, устройство и работу электрического стартера, работу его привода при пуске ДВС. Выделить систему пуска в общей схеме электрооборудования и рассмотреть схему дистанционного управления стартером.

Контрольные вопросы

1. Назначение системы зажигания (СЗ).

2.Какие системы зажигания применяются на современных автомобилях? Сравните их между собой.

3.Объясните работу различных типов СЗ.

4.Покажите путь токов низкого и высокого напряжения при работе различных типов СЗ.

5.Назначение и работа стабилитрона контактно-транзисторной СЗ.

6.Чем отличается датчик-распределитель от прерывателяраспределителя?

7.Почему с увеличением числа цилиндров ДВС надежность работы контактной СЗ снижается?

8.Почему валик прерывателя обычно приводят во вращение от распределительного вала двигателя?

9.Как соединен кулачок прерывателя с приводным валом?

10.Чему равно число выступов на кулачке прерывателя? 11.Назначение конденсатора, устанавливаемого параллельно кон-

тактам прерывателя. Что произойдет при его неоптимальной емкости? 12.Какие последствия вызовет обгорание или загрязнение контак-

тов прерывателя?

13.С какой целью контакты прерывателя наплавлены вольфрамом? 14.К каким последствиям приведет неоптимальная величина зазора

между контактами прерывателя?

15.Объясните назначение вариатора в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

16.Назначение октан-корректора. Как и почему необходимо изменять угол опережения зажигания при смене бензина?

17.Как заглушить карбюраторный ДВС?

18.В какой последовательности должны быть соединены контакты распределителя зажигания со свечами?


22

19.Почему на электроды свечи подводится напряжение в 1,5 – 2 раза больше, чем напряжение пробоя?

20.Устройство свечи зажигания. Что такое калильное число свечи зажигания? Какие различают свечи в зависимости от калильного числа?

21.Какие последствия вызовет неоптимальная величина зазора между электродами свечи зажигания?

22.Какие явления возникнут при неоптимальной температуре све-

чи?

23.Назначение ребер верхней части изолятора свечи.

24.Почему зазор между электродами свечи необходимо проверять круглым щупом?

25.Устройство и работа катушки зажигания. Назначение сердечни-

ка.

26.Почему первичная обмотка катушки зажигания намотана поверх вторичной?

27.С какой целью катушки зажигания выполняют маслонаполненными?

28.Отличие катушек зажигания для контактной и контактнотранзисторной систем зажигания.

29.К какой клемме катушки зажигания подводится напряжение при пуске ДВС? Почему при пуске двигателя ток в первичную обмотку подводится минуя вариатор?

30.Почему сила тока в цепи первичной обмотки катушки возрастает после замыкания контактов не сразу?

31.Объясните назначение опережения зажигания.

32.Что такое угол опережения зажигания? Почему угол опережения зажигания необходимо изменять?

33.Работа центробежного и вакуумного регуляторов угла опережения зажигания. В зависимости от чего центробежный и вакуумный регуляторы изменяют угол опережения зажигания?

34.На что воздействует при работе центробежный регулятор? Вакуумный регулятор?

35.Назначение экранировки приборов системы зажигания. Назначение резисторов в проводах высокого напряжения.

36.Назначение системы пуска. Какие способы пуска ДВС вам известны? Сравните эти способы.

37.Какими параметрами оценивают пусковые качества двигателя? От чего зависят эти параметры?

23

38.Почему пусковая частота дизелей имеет большие значения? 39.Что означает выражение "сериесный" стартер? Какие преимуще-

ства имеют такие стартеры.

40.Конструкция и работа стартера. Почему обмотки стартера выполнены из проводов большого сечения?

41.Чем отличаются стартеры для дизелей и для карбюраторных ДВС? Назначение бандажа на обмотках якоря стартеров дизелей.

42.Почему на автомобилях с дизелями бортовое напряжение 24 В? Какими недостатками обладает такая система?

43.Назначение и работа реле включения стартера.

44.Объясните назначение и работу тягового реле стартера. Назначение серьги тягового реле.

45.Назначение и работа муфт свободного хода (роликовой и храповой). К чему приведет отсутствие муфты свободного хода?

46.Как запускается двигатель, если зубья маховика и стартера упрутся друг в друга?

47.Почему при запуске двигателя между шестерней привода стартера и упорной шайбой должен оставаться зазор? К чему может привести неоптимальный зазор?

48.Для чего на торцах шестерни привода стартера сделаны скосы?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. 591 с.

2. Вишняков Н.Н., Вахламов В.К., Нарбут А.Н. и др. Автомобиль: Основы конструкции: Учеб. для вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Машиностроение, 1986.– 304 с.

3. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. Учеб. для вузов по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" / Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова.3-е изд., перераб. и доп.М.: Машиностроение, 1985.456 с.

4. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Е.Я. Устройство автомобиля: Учеб. для учащихся автотранспортных техникумов. 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Машиностроение, 1985.– 352 с.


24

Составитель Алексей Владимирович Буянкин

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Часть 1. "Двигатель"

Методические указания и контрольные вопросы по курсу для студентов специальности 240100.03

"Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)" и специальности 240400 "Организация дорожного движения"

(дневной формы обучения)

Редактор З. М. Савина ЛР № 020313 от 23.12.96.

Подписано в печать 15. 05. 2000. Формат 60× 84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.–изд. л. 1,3. Тираж 150 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет.

650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.