Файл: В.А. Полетаев Методические указания по подготовке и чтению лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра гибких автоматизированных производственных систем
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИЙ
для магистров, аспирантов и молодых специалистов
Составитель В.А.Полетаев
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 17.04.01
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 550200 Протокол № 48 от 18.04.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
Воспитывающее действие педагогического процесса на учащегося слагается из двух моментов:
1)… развивает интеллект своего слушателя, меняя метод преподавания;
2)… налагает печать на формирующуюся личность учащегося
ина его отношение к данному предмету [1].
Влияние метода преподавания на интеллект: педагог может требовать лишь запомнить материал либо понять содержание, либо стремится пробудить и развить в слушателях способность и вкус к самостоятельному мышлению, к освоению идей и методов, составляющих существо данной науки.
Правильна последняя цель – не только обучить своих учеников данной науке, но, главным образом, развить их мышление.
Основные признаки такого мышления:
•умение проникать в сущность изучаемого явления и благодаря этому связывать воедино различные процессы, то есть умение находить "стержень" рассматриваемых явлений;
•умение расширять и обобщать понятия;
•умение мыслить аналогиями и моделировать.
"Знакомство с историческим развитием человеческого мышления, с господствовавшим в разное время, пониманием всеобщей связи внешнего мира необходимо для теоретического естествознания и потому, что оно дает масштаб для оценки выдвигаемых этим естествознанием теорий". Ф.Энгельс. Диалектика природы.
Желательно введение в курс элементов историзма в трех направлениях.
1. История науки раскрывает генезис и эволюции основных ее понятий, идей и законов, благодаря чему они могут быть понятны и освоены гораздо естественней, глубже и прочнее. "Надо дать возможность учащимся," – писал крупный авторитет Поль Пенлева в предисловии к своей монографии "Les axiomes de la mecanigne", - прикоснуться к самим истокам экспериментальных методов и тех искуснейших приемов, которые изобрели великие исследователи, - приемов и методов, чрезвычайно конкретных и гораздо более убедительных и плодотворных, нежели все теоремы и правила, имеющиеся в наших руководствах".
2
2.Примеры развития военной мощи и техники. Великий Сулейман, собиравшийся завоевать Адиатику в 1537 г., готовился напасть на Венецию. Тогда великий самоучка и патриот, сын извозчика Николо Тарталья, изучавший, под каким углом можно добиться наибольшего расстояния полета снаряда, опубликовал результаты этих исследований
всвоей "Nova Scieutia", сопроводив работу следующими словами посвящения герцогу Урбинскому, командовавшему тогда венецианской армией: "…так как я вижу, что волк подкрадывается к нашему стаду и что все наши пастухи готовятся к защите, то мне представляется предосудительным скрывать далее эти вещи и потому я решил ознакомить с ними каждого истинного христианина, чтобы каждый был вооружен как для нападения, так и для защиты".
Веревочный многоугольник открыт Иваном Бернуилли и доработан Вариньоном в связи с вопросом о наивыгоднейшей форме надутых ветром парусов военных кораблей.
3.Третье направление – биографические сведения о творцах нау-
ки.
Яркий образ корифеев науки, таких как Галилей, Кеплер, Лагранж, д`Аланбц, Иван Бернуилли, Араго, Леверж и др., помогает не только раскрыть перед студентами методику и технику научных исследований, но и вдохнуть в наших слушателей тот научный пафос, то страстное отношение к науке, которыми горели эти великие ученые.
После того как мысль учащихся будет приведена при помощи указанных нами путей к сознанию естественности и необходимости известной научной истины, после того как студент почувствует и освоит
еесодержание и сущность, можно и должно перейти к математическому оформлению этой мысли.
Обратный порядок, по-нашему мнению, недопустим; а между тем, в преподавании в вузах нередко начинают именно с математического оформления некоторого понятия, теоремы и т.п., совершенно забывая о физической сущности, генезисе их. Такой путь порождает вреднейший формализм знаний, непрочность их и ведет к полному отсутствию у студентов чувства конкретного и интереса к предмету [1].
Педагогический процесс в целом, воздействуя на интеллект учащихся, оказывает вместе с тем несомненное и очень сильное влияние и на их волю, качество знаний, эстетические чувства и даже на мораль.
Важное значение имеет не только владение данной дисциплиной, но и отношение к этой науке.
3
Знаменитый врач и ученый Видаль, открывший возбудителя брюшного тифа, говорил о своих лекциях: "Лекции в студенческой жизни составляют только момент, но этого момента достаточно, чтобы оставить в тайниках их памяти неизгладимые следы".
Воспоминания о школьном преподавании сохраняются на всю жизнь, они остаются помимо нашего желания как бы догмами веры".
Это воспитывающее действие педагогического процесса и личности педагога нельзя подменить никакими ухищренными методами преподавания: личность не может формироваться сама по себе, без участия другой личности.
Указанное значение личности педагога налагает на него очень большую ответственность и требует усиленной и постоянной работы над собой. Педагог обязан очень много трудиться для совершенствования себя как преподавателя, для этого ему нужно все время изучать не только свой предмет, его историю и философию, но и совершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность педагога очень близка к деятельности артиста.
Профессор Видаль: "Книга бездушна, и на ее страницах мысль заключена в тесноте... Лекция же это жизнь, она похожа на совершающееся перед вами действие, и лектор должен пользоваться всеми данными, пока он не почувствует, что в мысли слушателей проникла та идея, которую он хотел в них запечатлеть".
Излагая слушателям строго и точно сложный материал, педагог должен чувствовать жизнь аудитории и "совершать лекцию" вместе с ней, а не перед ней, переживая каждый раз при изложении давно известного ему материала всю свежесть и новизну его первого восприятия.
Но задача педагога на этом не кончается. Он должен работать над собой, как личностью, он должен воспитывать, прежде всего, себя, предъявлять к себе строгие требования в отношении собственной дисциплины, честности, бескорыстности, и вообще всех тех качеств, которыми должен быть наделен гражданин.
Наконец, он должен любить свой предмет, свою работу и свою аудиторию и гореть перед нею живым пламенем научной страсти.
"Много видов человеческой деятельности имеют непосредственное отношение к человеку, но среди них профессии врача, юриста и педагога бывают связаны с судьбой самого человека. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только профессией, но и при-
4
званием человека, а выбор ее должен восприниматься тем, кто его делает, как осуществление некого жизненного предназначения.
Эти профессии связаны с высшими человеческими ценностями, образующими классическую триаду истины, добра и красоты…"
Лекции профессоров Ключевского, Тимирязева и многих других дали возможность большому количеству людей не только узнать, но и пережить ту особую эмоцию соприкосновения с наукой, с познанием и с человеческим творчеством, которая по существу имеет ту же природу, что и соприкосновение с художественным творчеством на концертах и спектаклях с участием больших мастеров.
Невозможно сказать, как велико значение этой эмоции в становлении личности молодого человека, его вида и всего того, что можно было бы назвать интеллектуальным, эстетическим, в конце концов просто душевным благородством.
Эта педагогическая, учительская деятельность не ограничивается научной дисциплиной, которую он преподает…, она неизбежно превращается в воспитательную деятельность [2].
Первая лекция профессора Андрея Петровича Минакова
"Вы ждете от меня вводной лекции?.. Но лучше будет, если я объясню вам, как я понимаю, как чувствую, зачем я пришел к вам.
… Я пришел к вам, чтобы развернуть перед вами перспективы огромной радости, внутреннего света и тепла творческого научного труда, чтобы воспитать из вам настоящих людей, патриотов – строителей честной жизни человечества… Я хочу раскачать вас на огненный размах и оградить вас от болота жизненных тревог, забот и разъедающей плесени… Я хочу ориентировать вас на интересы и тревоги – волнения высшего ранга, на великие идеи коммунизма, честности, труда.
Я пришел и буду ходить к вам, чтобы выдать вам все, что есть самого лучшего, самого прекрасного в моей науке, и все, что есть самого хорошего, самого честного и святого во мне самом".
Преподаватель не может надеяться на наитие, на то, что он каждый раз будет "в ударе". Надо тренировать себя, оттачивая свое мастерство оратора и артиста. Да артиста… Потому что совершение лекции – это артистический акт.
К.С.Станиславский: "Как уберечь роль от перерождения, от духовного омертвления…? Нужна какая-то духовная подготовка перед
5
началом творчества. …Необходим не только телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем".
Лектор – это дирижер. Он должен уметь управлять аудиторией. Слушатели должны ловить каждое ваше слово, быть внимательными и благодарными. А для этого нужно думать перед каждой лекцией и готовиться к каждой лекции. Необходима режиссура лекции.
При чтении лекции нет мелочей. Все одинаково важно и имеет значение: как одет лектор, громко или тихо он говорит, суетлив или спокоен. Большое значение имеет культура речи.
При чтении лекций имеет значение: как вы вошли в аудиторию, удалось ли вам установить контакт со слушателями, зрительное воздействие на них (использование доски, жесты, мимика), слуховое воздействие (высота и тембр голоса, дикция, интонация, паузы) и т.д.
Каждая лекция должна читаться "на подъеме". Если вам во время лекции скучно, то слушателям в десять раз скучнее.
Лекцию нужно строить как художественное произведение. В ней обязательно должны быть завязка, развитие сюжета, развязка. Лекцию нужно строить по определенной эмоциональной кривой.
Если в лекции необходимо сделать акцент, ударение, то лучше сделать преднамеренную ошибку, пропустить вначале это положение.
Входя в аудиторию надо знать первое и последнее слово. Конец лекции должен быть продуман так же, как и начало.
Лекцию не следует начинать на высоком эмоциональном подъеме. Итак, продумано содержание лекции, намечена эмоциональная кривая, разработаны чертежи, подобраны примеры, выбраны доказательства. Теперь начинается режиссура формы. Как это делается? Нет
однозначного решения.
Узнайте, в какой аудитории и на какой доске будете писать.
1.Режиссура расположения текста на доске.
2.Режиссура входа в аудиторию. Аудитория – точный инструмент, отражающий настроение лектора.
3.Режиссура жеста. Надо заранее подумать, нельзя ли помочь пониманию жестом?
4.Режиссура интонации. Она неразрывно связана с изложением.
6
Репетиция лекции
Все продумали. Теперь остается выучить, когда, что и как делать. Прежде всего нужна чисто формальная репетиция, необходимо проверить, способны ли вы все быстро вспомнить.
После того как прорепетировано содержание лекции, начинается репетиция всего того, что вы выдумали: интонации, жеста и т.д. Затем нужно положить часы на стол и еще раз все воспроизвести.
Нужно ли диктовать? В общем виде ответить на вопрос невозможно. Что хорошо для первого и второго курсов, то никуда не годится для пятого. Иначе можно развратить аудиторию. Слушатели отучатся сами думать. Нужна золотая середина. Я за диктант, но диктант своеобразный. Нужно все время заботиться об оживлении его, чтобы он не был скучным и ужасным. А это уже дело преподавательской техники.
Могут возразить, что диктант ведет к пассивности слушателей, что он отучает от самостоятельного мышления, лишает студента возможности выработать свой научный язык. Мне кажется, это опасное преувеличение. Когда конспект написан самим человеком, то от этого будет только польза, но никак не вред.
Вначале, на первом курсе, очень подробный диктант. Затем постепенно его можно делать менее подробным, но четкость параграфов, пунктов, нумерация формул должны сохраняться.
Нужен ли конспект? Иногда бывает достаточно показать человеку чертеж в тетради и он вспоминает не только весь данный раздел, но и в какой аудитории проходила лекция и т.д.
Превращать лекцию в ряд диалогов нельзя. Это будет, грубо говоря, балаган. Изредка задавать вопросы можно.
На практических занятиях упор следует делать за самостоятельное решение. Леопард Эйлер: "Когда задачу решает другой, все ясно, когда решаешь сам, ничего не выходит".
Образцовую задачу надо решать самому. Не гнаться за количеством задач! Главное в том, чтобы заинтересовать студентов, заставить их полюбить предмет.
О требованиях, которые надо предъявлять учащемуся. Чтобы он умел:
1.Правильно моделировать и пользоваться аналогиями.
2.Научно фантазировать.
7
3. Быть работоспособным, последовательным, настойчивым, страстным, самокритичным, точным.
Надо все время подчеркивать необходимость широты знаний. В настоящее время только большой кругозор и хорошее знание многих смежных наук позволяют стать настоящим специалистом.
Непрерывность работы как в течение одной недели, так и на протяжении всех лет обучения в вузе является первым признаком правильной, рациональной организации времени.
Так как преподавание – процесс взаимодействия, то преподаватель обязательно должен сам вести научную работу.
Процесс преподавания не может быть рассматриваем независимо от процесса воспитания: эти два воздействия на слушателя всегда слиты воедино.
Преподавание и сам педагог должны соответствовать эпохе.
Мы должны выпустить из высшего учебного заведения не только знающего инженера-администратора, но и глубоко мыслящего инже- нера-творца, не морального калеку, набитого формулами, которых он сам боится, не понимает и не хочет и не может понять.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Минаков А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946. № 5-6.
2.Александров П.С. Мир ученого // Наука и жизнь. 1974. № 8.
8
Составитель Вадим Алексеевич Полетаев
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ
для магистров, аспирантов и молодых специалистов
Редактор З.М. Савина
ЛР № 020313 от 23.12.96.
Подписано в печать 27.04.01. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,50. Тираж 50 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография Кузбасского государственного технического университета.
650099, Кемерово, ул. Д.Бедного, 4 а.