Файл: annotatsia_Angel_rakhmaninov.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хоровое произведение «Ангел» написано С. В. Рахманиновым на слова М. Ю. Лермонтова.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, пианист, дирижер. Занятия музыкой начал в Петербургской консерватории. Затем переехал в Москву, где в 1891 году окончил консерватория как пианист, а в следующем году – как композитор. Его учителями были С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. И. Зилоти. За экзаменационную работу – одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыгане») Рахманинов получил золотую медаль. Написанные вскоре после нее симфоническая фантазия «Утес», «Элегическое трио» памяти Чайковского и другие произведения свидетельствовали о приходе в музыку большого и яркого таланта.

Подлинный расцвет творчества Рахманинова наступил в начале 20 века. Он создает такие замечательные произведения, как 2 и 3 концерты для фортепиано с оркестром, вторую симфонию, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». В 1909-1912 Рахманинов активно участвует в деятельности РМО (в 1910 году он становится инспектором РМО).

В 1917 году Рахманинов отправляется в концертную поездку и остается за рубежом до конца жизни. Только спустя 10 лет после отъезда из России, он обращается к сочинению музыки.

Романтический пафос, жизненная правдивость, демократичность, национальный колорит сочетаются в музыке Рахманинова с лирико-созерцательными настроениями. Творчество великого композитора – гордость отечественной и мировой классики.

Среди огромного наследия Рахманинова произведениям для хора отводится особая роль. Это – кантата «Весна», поэма «Колокола» для солистов хора и оркестра, «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», хоры a capella и с сопровождением. Для хоровых произведений Рахманинова характерно: шумительная мелодия, богатая гармоническая палитра, страстность, нежность, задумчивость.

Одна из отличительных черт музыкального стиля композитора – это органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нем принадлежит фортепианным произведениям (сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии, 2 сюиты для фортепиано).

С. В. Рахманинов – один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в его игре высокой одухотворенности и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижерское искусство.


В селе Ивановка Тамбовской области, создан мемориальный музей Рахманинова (1982 год).

Творчество этого композитора внесло в русскую хоровую музыку значительный вклад.

Когда мы произносим имя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841 гг.) к глубокому раздумию и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней потери. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого, столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермонтов погиб, не достигнув тридцатилетнего возраста. Погиб, спустя 4 года после Пушкина. И вот эти 4 года, в продолжение которых были созданы его лучшие стихотворения, поэмы и гениальный роман «Герой нашего времени», составляют целый этап в развитии русской литературы.

Активный, героический дух поэзии Лермонтова, ее лиризм, глубина мысли, простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальность его стиха и прозы – все это ставит М. Ю. Лермонтова в ряд величайших писателей мира.

Его произведения: драма «Маскарад», поэмы «Сашка», «Боярин Орша», роман «Княгиня Лиговская», стихотворение «Смерть поэта», поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Демон», «Мцыри» и другие. За 13 лет творческой жизни Лермонтов успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойденные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа 19 столетия.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» нашло воплощение в музыке Рахманинова. Две выдающиеся личности – композитор и поэт создали поистине значительное произведение, вошедшее в сокровищницу русской хоровой музыки, как образец великого мастерства.

Говоря о содержании этого произведения, следует рассказать, кто такие ангелы.

«Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга, и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Слово «ангел» означает по-русски «вестник», Бог посылает их возвещать людям свою волю. Каждому человеку Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его жизнь, не оставляет его душу и после земной смерти».

Ангел в произведении Рахманинова несет младую душу на грешную землю, при этом поет святую песню, в которой славит Бога, жизнь на небесах. Пребывая на земле, душа полна желания вновь услышать эту чудную песню ангела, но ее заменяют лишь скучные песни земли. Такого содержание этого произведения.


Написано оно для женского хора с сопровождением, в гомофонно-гармоническом складе письма. Женский состав выбран композитором не случайно. Светлый тембр их голосов подобен неземной песне вестника Бога.

Хор написан в простой 3-х частной форме. Рассмотрим 1 часть. Ей предшествует небольшое инструментальное вступление (см. пример №1), которое не только дает хорошую настройку слушателям на восприятие, но и подготавливает вступление хора. И с первых же звуков до нас доносится небесная песня ангела, которая пленяет своей красотой и безыскусственностью.

Пример №1

Эта часть имеет структуру периода, который состоит из двух предложений – и в мелодическом, и в ритмическом отношениях различных друг другу. Период квадратного строения, так как оба предложения включают одинаковое количество тактов (1 – 8т, и 2 – тоже 8 т.). Период неповторного строения, - 1 и 2 предложения различны между собой.

Основная тема проходит у сопрано (альты вторят в терцию). Мелодия по своему диапазону довольно обширна (ч.11 – и это только в 1 предложении, во втором она охватывает почти две октавы); включает широкие ходы на интервалы – ч.5, б.6. Такой небывалый размах мелодии – не частое явление в хоровой музыке.

Уже с самого начала первого предложения мелодия взлетает вверх на интервал б6. Затем следует небольшой мелодический спад, то есть мелодия движется вниз, включая в себя самые разнообразные мелодические ходы – поступенное восходящее и нисходящее движение, терцовые, на ч.5

Пример №2

К концу первого предложения мелодия буквально за один такт по звукам развернутого Т53 поднимается вверх. Благодаря такому динамичному «ритму» мелодии, обширному диапазону создается ощущение необъятного небесного пространства. Во втором предложении мелодия, можно сказать, достигает своего апогея. Диапазон еще больше увеличивается. Мелодическая линия практически лишена поступенного движения. Начинаясь с восходящего скачка на ч.4, она в дальнейшем, изобилует терцовыми ходами.

Пример №3

Вторая фраза второго предложения в мелодическом плане напоминает последнюю фразу первого предложения – тоже движение по звукам Т53, но только в тональности As-dur. Эту фразу можно считать кульминацией первой части. Завершается она на самом высоком звуке у сопрано 1 при динамике ff.


Пример №4

Основная тональность произведения E-dur. Светлые краски мажора рисуют восторженный отклик ангела о Боге великом. 1 часть не полностью выдержана в тональности E-dur, во второй фразе есть отклонение в As-dur. Композитор не случайно вводит отклонение в тональность, не родственную E-dur-у. Тем самым он подчеркивает значимость слов, на которые приходится отклонение: «О Боге великом он пел, и хвала его не притворна была».

В 1 части да и во всем произведении важную роль играют метроритмические особенности. Размер на протяжении части постоянно меняется – 12/8, 9/8, 4/4, 2/4. Чередование двухдольных и трехдольных размеров составит особую трудность при исполнении. Основные длительности, присутствующие в 1 части - , и .

и играют своеобразную роль метронома, не позволяя «смазывать» сильную и относительно сильную доли текста.

Паузы, которые довольно часто встречаются здесь, отделяют предложения, а то и фразы друг от друга и дают возможность подготовиться к восторженным репликам хора. Особое место занимает в хоре динамика. Она помогает почувствовать слушателям восторженную хвалу, прославление Бога, которыми насыщена не только 1 часть, но и все произведение. Чтобы усилить впечатление от услышанного, композитор использует оттенки различной звучности (pp,p,mf,f,ff), которые удачно взаимодействуют друг с другом и не делают произведение однообразным по звучанию. В первом предложении, где повествуется о том, как ангел летит по небу и поет тихую песню, композитор использует динамику pp,p. А во втором предложении звучность усиливается mf,f,ff, - здесь говорится о содержании песни ангела: «О Боге великом он пел».

Важное значение в произведении играет инструментальное сопровождение. Издавна известно, что с сопровождением произведение исполнять легче. Почему? В работе с хором одной из основных трудностей считается достижение интонационной чистоты. Эту задачу во многом облегчает сопровождение. Оно гармонически поддерживает хор и, таким образом, «сползания» интонационного строя не происходит. Вообще, аккомпанемент вносит особую красоту в звучание хора (см. пример №2). Поэтому роль сопровождения настолько велика, что без него произведение наверняка утратило бы свою художественную выразительность и былую красоту.



Смотрите также файлы