ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ритмического ансамбль: уместно воспользоваться методом пульсированного дробления. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий.

Пение с текстом: необходимо уделять внимание ясному произношению слов и слитности звучания в штрихе legato.Полезно продекламировать текст произведения.

Работа над художественной стороной произведения. Художественный момент должен присутствовать в репетиционной работе с хором с самого её начала. Для достижения художественности, необходимо использовать ассоциации. На этом этапе большое внимание уделяется выразительным средствам.

Особенности дирижерского жеста

Насколько точно выразительность дирижерского движения, жеста, мимики раскроет смысл художественно- образного содержания музыки, во многом зависит успех исполнения. Темп, динамика, тембр, артикуляция, фразировка- это те средства музыкального языка, которые воздействуют на слушателя наиболее непосредственно и сильно, и потому дирижеру особенно важно представлять себе все способы и приемы их дирижерского воплощения.

Виды ауфтактов:

используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на три группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, ауфтакты подготавливающие снятие звучания и комбинированные ауфтакты(затакты 2,11,24тт). Начало фраз должны претворяться задержанным ауфтактом для более чёткого и одновременного произношения всем хором начальных звуков.

Дирижирование фермат и пауз:

Автором не предусмотрены в произведении какие-либо ферматы. Однако в последнем такте возможна некоторая остановка звучания. В этом случае будет использована снимаемая фермата. Во время звучания ферматы должен продолжаться процесс diminuendo, руки дирижёра при этом постепенно опускаются. Что касается дирижирования пауз, то они никогда не должны становится простым отсчётом пустых долей.

Особенности дирижирования метрических и ритмических структур:

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером 12/8. Из этого, следует то, что схема тактирования в произведении будет четырёхдольной. Однако метрическая организация партитуры не стабильна, то схема тактирования меняется: в 5 и 18 тактах, размер меняется на 4/4 и выражается четырехдольным тактированием тактированием; 15т., где размер 9/8 – выражается трехдольным тактированием тактированием, такт 24 размер 5/4 – выражается четырёхдольным тактированием с удвоением четвёртой доли.


Фактура: большое влияние на характер жеста оказывает тип фактуры. Прозрачная, певучая фактура характеризуется легким кистевым движением.

Артикуляция: штрих легато в произведении передается округленными, тянущимися жестами. Для того чтобы легато было по-настоящему певучим, нужно обратить внимание на свободу, подвижность и мягкость всех частей руки(кисти, предплечья, плеча), которые в то же время должны быть связаны в едином целостном движении.

Фразировка:применяемый для выражения кантилены жест, характеризуется непрерывностью переходов одного движения в другое, закругленностью и мягкостью. Дирижеру важно передать в жесте не только соединение долей межу собой, но и введение их в один непрерывно движущийся поток, стремящийся к определенной цели. Передать нивелировкой сильных долей тактов внутри законченного по смыслу построения, отобразив в жесте протяженность, текучесть звукового потока.

Закончить же этот раздел хотелось бы словами известного советского хормейстера и педагога профессора С.А. Казачкова: «Дирижерская техника - очень важный, но далеко не единственный компонент искусства дирижирования. Если дирижер не обладает развитым музыкальным мышлением, воображением и волей, если он не разбирается тонко и уверенно в огромном разнообразии жанров, стилей, форм и выразительных средств музыки, если его репетиционная техника слаба и в работе с хором или оркестром он беспомощен, то никакая внешняя дирижерская техника не восполнит эти решающие недочеты его профессионально- художественного облика».

Заключение

Работа над хоровым произведением сложна, но в то же время очень интересна не только с точки зрения вокально-хоровой техники, сколько с точки зрения работы над художественным содержанием. Кроме музыкальной стороны, дирижер должен уделять большое внимание дикции и трактовке текста. Что еще больше усложняет художественную сторону исполнения. Нет ничего хуже, чем технически отточенное произведение, в котором нет души. Этого следует всячески избегать. Музыка, как и любое искусство, призвана пробуждать эмоции. Если под руками дирижёра не рождаётся песня, значит он, как бы ни было технически отточено его исполнение, не достиг своей цели.

Список используемой литературы:


В.Л. Живов – Хоровое исполнительство.

Л.И. Уколова – Дирижирование

Л.А. Безбородова – Дирижирование

Музыкальный энциклопедический словарь.

17