ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 1429
Скачиваний: 2
дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.
В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики".
Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.
Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами
преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
Часто возникает путаница в понятиях "информатика" и "кибернетика". Попытаемся разъяснить их сходство и различие.
Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более емкой дисциплине, чем кибернетика. Однако, с другой стороны, информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает ее, казалось бы, обобщающий характер. Между этими
двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным в связи с ее размытостью и неопределенностью, хотя существует довольно распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики.
Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика, внешне очень похожие дисциплины, различаются, скорее всего, в расстановке акцентов:
§в информатике – на свойствах информации и аппаратно-программных средствах ее обработки;
§в кибернетике – на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.
СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ
Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций (рис. 1.3): как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
24
Рис. 1.3. Структура информатики как отрасли, науки, прикладной дисциплины
Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. Более того, для нормального
развития этих отраслей производительность труда в самой информатике должна возрастать более высокими темпами, так как в современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребления: людям необходима информация о событиях, происходящих в мире, о предметах и явлениях, относящихся к их профессиональной деятельности, о развитии науки и самого общества.
Дальнейший рост производительности труда и уровня благосостояния возможен лишь на основе использования новых интеллектуальных средств и человеко-машинных интерфейсов, ориентированных на прием и обработку больших объемов мультимедийной информации (текст, графика, видеоизображение, звук, анимация). При отсутствии достаточных темпов увеличения
производительности труда в информатике может произойти существенное замедление роста производительности труда во всем народном хозяйстве. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации.
Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Существует мнение [17], что одна из главных задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. В Европе можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно- интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.
Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.
Информатика как прикладная дисциплина занимается:
§изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
§созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой
25
деятельности;
§разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой
рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.
Задачи информатики состоят в следующем:
§исследование информационных процессов любой природы;
§разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;
§решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного
использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной,
призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники.
Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция ко все
большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ |
|
База данных: |
Кибернетика |
библиографическая |
Компьютеризация общества |
небиблиографическая |
Поколения ЭВМ |
Виды информационных услуг |
Правовое регулирование на |
Дистанционный доступ |
информационном рынке |
Информатизация общества |
Ресурс: |
Информатика |
информационный |
Информационная индустрия |
материальный |
Информационная культура |
природный |
Информационная революция |
трудовой |
Информационная технология |
финансовый |
Информационная услуга |
энергетический |
Информационное издание |
Ретроспективный поиск информации |
Информационное общество |
Рынок информационных продуктов и |
Информационный кризис |
услуг |
Информационный потенциал |
Сектора информационного рынка |
Информационный продукт |
Телекоммуникации |
Инфраструктура информационного рынка |
Услуга |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.
2.Сопоставьте процессы, происходящие в истории развития ЭВМ, с последней информационной революцией.
3.Определите суть информационных технологий и телекоммуникаций.
4.Как вы себе представляете информационное общество?
5.В чем проявляется информационный кризис?
6.В чем состоит процесс информатизации?
7.В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?
8.Дайте определение информационной культуре. Как она проявляется?
26
9.Чем определяется информационный потенциал общества?
10.Расскажите о видах ресурсов.
11.Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу. Приведите примеры.
12.Как вы понимаете базу данных?
13.Расскажите о классификации основных видов информационных услуг.
14.Что такое рынок информационных услуг и продуктов? Составляющие рынка информационных услуг и продуктов.
15.Расскажите о пяти секторах рынка информационных услуг и продуктов.
16.В чем заключается правовое регулирование на информационном рынке?
17.Как и для чего появилась информатика?
18.Расскажите об информатике как об отрасли, как о науке, как о прикладной дисциплине. Цели и задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1.Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.: Наука, 1989.
2.Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3.Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -
М.: Наука, 1984.
4.Ефимов А.И. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. - М.: Наука, 1985.
5.Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы и статистика, 1992.
6.Информационные ресурсы России. - М.: Росинформресурс, 19921996.
7.Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. – Киев: Наукова
думка, 1992.
8.Корюшкова А.А. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. - М.: Коринф, 1992.
9.Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.:
Финансы и статистика, 1993.
10.Мелюхин И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // НТИ. - Серия 1. – ВИНИТИ. - 1994. - №2.
11.Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. - М.: Экономика,
1990.
12.Рахитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, 1990.
13.Родионов И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая информация. - М.: Малое предприятие "Данные, информация, знания", 1991.
14.Семенюк Э.И. Информатика: достижения, перспективы, возможности. - М.: Наука, 1988.
15.Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.
16.Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988.
17.Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
18.Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие. - М.: 1990.
19.Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят
Государственной Думой 25 января 1995 г.
2ГЛАВА. ИЗМЕРЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
2.1.ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА
2.2.КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса – информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества,
27
необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества.
Цель главы – ознакомить с тем, что информацию можно оценивать как на качественном, так и на количественном уровне, и для этого вводятся специальные меры; что для успешной обработки информацию необходимо систематизировать, проводя ее классификацию и кодирование.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ØОтличие информации от данных
ØФормы адекватности информации и их особенности
ØМеры информации
ØХарактеристики для оценки качества информации
ØВиды классификации информации
ØИерархическую систему классификации
ØФасетную систему классификации
ØДескрипторную систему классификации
ØНазначение системы кодирования информации
ØОсновные идеи классификационного и регистрационного кодирования
ØКлассификацию информации, циркулирующей в организации
2.1.ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА
§Информация и данные
§Формы адекватности информации
§Меры информации
§Качество информации
ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
Пример 2.1. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений.
Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию,
28