ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. И его реализация.

2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

3.2 Советский союз в 1985-1991гг «Перестройка».

4.2 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия(1918-1922)

5.2 Августовский политический кризис 1991г и распад ссср. Образование снг.

6.2 Коллективизация сельского хозяйства: задачи, методы осуществления, итоги

7.2 Нтр и ее влияние на ход общественного развития (2 половина 20 в)

9.2 Культура в современной России (19991-начало 21 в)

10.2 Политические партии России на рубеже 19-20 в: классификация, программы, тактика

30.Буржуазные партии рОссии

13.2 Ссср в середине 60-80 : нарастание кризисных явлений. Л.И.Брежнев

14.2 Роль 20 столетия в мировой истории. Глобализация. Социальная трансформация общества.

16.2 Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации 20-21в

17.2 Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Внешняя политика 1920 годы

18.2 Первые попытки либерализации советского общества: хрущевская «оттепель» (1952-1964)

19.2 Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

20.2 Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике

Второй этап реформ

22.2 Формирование однопартийного политического режима 1917-1920

23.2 Нэп. Образование ссср

24.2 Тоталитарное общество советского типа: причины формирования, основные черты, последствия

25.1 Российские реформы на рубеже 19-20 вв. С.Ю.Витте, Столыпин

25.2 Политические партии современной России

Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, осно­ванное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного ми­ропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосно­вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и чело­века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Теологический или богоцентрический подход имеет два основных направления:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2. религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Бла-ватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

В последнее время теологический подход, идеалистический по своей сути, получа­ет все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.

Субъективизм - методологическое направление, игнорирующее объективный под­ход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Истори­ческий процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, аб­солютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного разви­тия. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность обществен­ного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде все­го водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в доли­нах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культур­ное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества - со­вершенствование психики.


Марксизм как философское направление оформился в середине - II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Эн­гельс (1820 - 1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно ко­торой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся ми­ровая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают так на­зываемые общественно-экономические формации - ступени в историческом развитии об­щества, определяемые способом производства и производственными отношениями, кото­рые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее лине­арного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более но­вые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.

Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духов­ную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой ци­вилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 - 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял исто­рию человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «куль­тур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевро­пейскую.


Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в /922 г. В центре его учения - локальные циви­лизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и про­странстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность ис­торического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных циви­лизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляю­щие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же воз­можен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Дани­левский (1822 - 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.

Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «куль­турно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общно­сти или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жиз-нетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Понятие и классификация исторического источника.

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходив­ших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников. Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.


Познавательным средством для всего этого многообразия исторических источни­ков является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) фонические (звуковые);

4) изобразительные.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную кар­тину исторического развития.

Наибольший интерес для историков представляют письменные источники. Их изу­чает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение. Письменные источ­ники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкаре-ву, можно разделить письменные источники на два рода: делопроизводственные и повест­вовательные. Делопроизводственные источники делятся на 4 вида: картографические, ста­тистические, актовые, канцелярские. Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации исторических источников.


2.2 Причины, ход и итоги «Холодной войны»(1946-1992)

«Холодная война» — период в развитии междуна­родных отношений и внешней политики СССР, длив­шийся почти 40 лет после окончания Второй мировой войны. Сутью «холодной войны» было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостоя­ние стран капиталистической и так называемой соци­алистической системы.

Причины «холодной войны»:принципиальная противоположность двух миро­вых систем, экономические, политические, идеологи­ческие различия между ними;стремление каждой из них к усилению своего влия­ния в мире, к распространению его на новые страны и народы; политика насаждения своих ценностей, своего по­рядка (строя) на новых территориях;готовность каждой из сторон защищать свои пози­ции всеми возможными средствами (экономически­ми, политическими, военными); политика угроз, уже в первые послевоенные годы приведшая к взаимному недоверию, формирование каждой стороной «образа врага».

Первый этап «холодной войны» — конец 40-х— 60-е гг. — крайняя острота противостояния:

претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими коло­ниями в Африке;речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с при­зывом защитить всеми возможными средствами за­падный мир от «распространения влияния СССР»;«Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; «железный занавес», сталинский диктат во внут­ренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.

Апогей «холодной войны» — 1949—1950-е гг.: создание НАТО, Совета Экономической Взаимо­помощи и Организации Варшавского Договора. Про­тивостояние двух военно-политических блоков и на­ращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конф­ликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьет­нам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или кос­венно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.


Смотрите также файлы