ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ по дисциплине «Теория управления»
Общие требования к курсовой работе
1. 1. Цели и задачи курсовой работы
2. Порядок выполнения курсовой работы
2. 1. Выбор темы и составление плана исследования
2.2. Работа с литературой и источниками
2.3. Работа над основной частью текста
2.3. Работа над введением и заключением
4. Оформление и защита курсовой работы
4.1. Правила оформления курсовой работы
1Федорова н. Н. Организационная структура управления предприятием. – м.: тк Велби, 2003. С. 98.
1Федорова н. Н. Организационная структура…с.67.
1 Федорова н. Н. Организационная структура…с.62.
Образец оформления списка литературы и источников
1.2. Структура работы
Избранная для курсовой работы тема реализуется в виде определенной структуры исследования. Продуманность, четкость структуры, оптимизация числа глав и параграфов, а также взаимосвязей между ними – необходимые предпосылки успеха в исследовательской работе.
Независимо от курса и темы, курсовые работы должны включать следующие разделы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения.
Титульный лист и содержание оформляется в соответствии с приложением 1, 2.
Введение. Оно включает постановку проблемы, обоснование актуальности рассматриваемой проблемы. В этой части следует охарактеризовать и проанализировать научную литературу, точку зрения различных авторов на данную проблему, выявить тенденции ее решения. Далее формулируются цель и задачи курсовой работы, проводится обзор документального материала. Во введении также должно быть отражено краткое содержание основных разделов курсовой работы. Объем введения 5- 6 страниц.
Основная часть. В основной части студент должен продемонстрировать свободное, обобщенное, целостное представление о предмете исследования, таким образом, чтобы на предложенной теоретической основе можно было проанализировать практику, объяснить происходящие процессы и явления, дать их оценку и, возможно разработать деловые предложения, выдать прогнозы. Основная часть делится на главы и параграфы. Оптимальное количество глав для курсовой работы – 2-4. Каждая глава должна содержать по 2-4 параграфа. Более мелкое дробление основной части нецелесообразно и снижает уровень исследования.
Заключение. В нем отражаются результаты проделанной работы, оценивается степень решения поставленных задач, эффективность предложенных рекомендаций. Объем заключения 3-4 страницы.
Завершает работу список литературы и источников. Он должен включать не менее 20 наименований. Сведения об источниках и литературе оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Примеры оформления приведены в приложении 3.
Крупные статистические данные, расчеты, таблицы, графики, подтверждающие основные выводы работы целесообразно вынести в «Приложения». Их объем не ограничивается.
Подготовка к курсовой работе включает несколько этапов. Последовательное знакомство с содержанием этих этапов позволит студентам четко представить себе объем работы, спланировать свою деятельность по подготовке исследования, определить порядок работы с руководителем и подготовиться к защите курсовой работы.
2. Порядок выполнения курсовой работы
Выполнение курсовой работы осуществляется в соответствии со следующими этапами:
1. Выбор темы.
2. Подбор и изучение литературы; подготовка библиографического списка.
3. Составление плана работы.
4. Сбор и обработка фактического, статистического, иллюстративного материала и их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм.
5. Литературное изложение изученного материала в соответствии с планом курсовой работы.
6. Оформление и сдача курсовой работы на кафедру.
7. Ознакомление с рецензией на курсовую работу и подготовка к защите.
8. Защита курсовой работы.
2. 1. Выбор темы и составление плана исследования
Выбор темы курсовой работы имеет исключительное значение. Темы курсовых работ выбираются, как правило, из списка, рекомендованного кафедрой. Но студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности е разработки. Кроме того, обозначенные в списке темы часто лишь намечают направление исследования и требуют дальнейшей конкретизации через постановку проблемы, обозначения целей и задач исследования.
При выборе темы очень важно учитывать «задел» в предыдущей области знаний в виде выступлений с сообщениями на семинарских занятиях, конференциях. Немаловажное значение имеет и психологический настрой: желание взяться за новую актуальную тему и готовность преодолевать трудности связанные с преодолением чувства неуверенности в своих способностях, желание самостоятельно работать.
При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкую, чтобы ее можно было глубоко проработать. В противном случае курсовая работа превратиться в изложение содержания учебника или учебного пособия. Но если студент не может сам выбрать тему, он вправе обратиться за консультацией к своему преподавателю.
Существенную помощь в выборе темы оказывают знакомство с аналитическими обзорами, статьями в специальных периодических изданиях, в процессе которых можно выявить важные вопросы, на которые интересно получить самостоятельные ответы. В целом, осознанный выбор темы – это уже начало самостоятельной работы. Делая этот выбор, студент берет всю ответственность за успех в написании курсовой работы на себя, не пытаясь переложить ее на преподавателя, давшего ему «трудную» тему.
Конкретизация темы осуществляется с помощью постановки проблемы. Это один из самых сложных и творческих этапов подготовки к написанию текста курсовой работы. Можно смело сказать, что четко осознанная и сформулированная проблема – это уже половина успеха. Часто студенты понятию «проблема» придают узкий смысл, считая, что это какое-нибудь противоречие или трудность в понимании тех или иных фактов. При этом они очень огорчаются, если не встречают этих противоречий. На самом деле, научная проблема – это всего лишь вопрос, который мы задаем к выявленным в ходе работы с литературой и источниками фактам. Поставить проблему – это осознать, понять, на какой главный вопрос следует ответить в ходе изложения материала курсовой работы. Задавать вопросы всегда сложно, иногда, гораздо труднее, чем потом искать на них ответ. В постановке проблемы проявляется самостоятельность студента, степень его творческой активности, интеллектуальный потенциал.
Поставленная проблема поможет студенту сформулировать цель и задачи исследования. Цель неразрывно связана с проблемой. Она указывает на путь решения проблемы. Достижение цели обеспечивается решением промежуточных задач, которые последовательно приводят студента к ответу на главный вопрос. Процесс определения целей и задач сходен с записью решения математической задачи, в которой поставлен вопрос и в формулах отражены последовательные шаги поиска ответа на этот вопрос. Выстроить эти формулы гораздо сложнее, чем потом подставлять в них значения и совершать арифметические действия. Так и в исследовательской работе подробно, четко обозначенные задачи помогают быстро и эффективно работать с литературой и источниками, выбирать главное, искать факты, которые помогут дать ответы на поставленные вопросы, обобщать, делать выводы.
Сформулированные цели и задачи помогут студенту составить рабочий план курсовой работы. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно предвидеть заранее. План представляет собой наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представлять исследуемую проблему в различных вариантах, что позволяет научному руководителю оценить общую композицию работы, еще до ее написания, вовремя указать на ошибки в последовательности и логичности в изложении материала.
Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования. В дальнейшем этот план уточняется. Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня рубрик, связанных внутренней логикой исследования, что позволяет судить об их уместности и значимости.
В творческом исследовании план всегда имеет подвижный, динамичный характер и не может тормозить развитие идеи и замысла исследователя. План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста.
Формулировка проблемы, цели и задач исследования невозможна без работы с литературой и источниками. Эта деятельность начинается сразу после определения темы и приобретает целенаправленный характер по мере определения плана работы и подбора фактов, необходимых для достижения установленных целей и задач.
2.2. Работа с литературой и источниками
Знакомство с научной литературой позволяет не только определить проблему, цели исследования. Задача этого этапа написания курсовой работы определить теоретические аспекты изучаемой темы, выяснить, какие подходы к решению поставленной проблемы предложены учеными, какие доказательства используются для поиска ответов на вопросы плана. Научная литература поможет также определиться с выбором источника для поиска основных фактов по теме курсовой работы.
Предлагая примерные темы курсовых работ, преподаватель, как правило, сопровождает их примерным списком рекомендованной литературы. Однако издания, содержащиеся в нем, носят общий характер и не отражают конкретной проблемы, выбранной для исследования. Этот список поможет сделать первый шаг в освоении темы. Дальнейший поиск литературы студент должен производить самостоятельно.
Существует несколько направлений подбора материала. Большинство монографий содержат объемные библиографические списки, которые тематически разбиты по разделам, что облегчает знакомство с перечнем рекомендуемой литературы.
Оперативную информацию о публикациях и наиболее существенных сторонах их содержания можно найти в так называемых информационных изданиях. Их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.
Информационные издания подразделяются на три вида: библиографические, реферативные, обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о появлении документов и сообщают необходимые сведения для их отыскания. Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.
Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний, правда, без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличает оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.
Для информационного поиска могут быть привлечены автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Данные поиска могут быть использованы непосредственно, однако чаще всего они служат ступенью, ключом к обнаружению первичных источников информации, которыми являются научные труды, монографии, сборники и другие издания.