ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Адаптивные организационные структуры

Обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменение внешней среды, способствует внедрению новых производственных технологий. Выделяют 2 вида: проектный и матричный. Проектный- формируется при разработки организации проектов под которыми понимаются любые процессы в системе (освоение новых изделий, технологий).

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию по принципу двойного подчинения исполнителей.

Пpeимyщecтвa cocтoят в cлeдyющeм:

  • лyчшaя opиeнтaция нa пpoeктныe цeли и cпpoc;

  • бoлee эффeктивнoe тeкyщee yпpaвлeниe;

  • вoвлeчeниe pyкoвoдитeлeй вcex ypoвнeй и cпeциaлиcтoв в cфepy aктивнoй твopчecкoй дeятeльнocти;

  • гибкocть и oпepaтивнocть мaнeвpиpoвaния pecypcaми пpи выпoлнeнии нecкoлькиx пpoгpaмм;

  • ycилeннaя личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa пpoгpaммy в цeлoм и зa ee элeмeнты;

  • вoзмoжнocть пpимeнeния эффeктивныx мeтoдoв yпpaвлeния;

  • oтнocитeльнaя aвтoнoмнocть пpoeктныx гpyпп cпocoбcтвyeт paзвитию в paбoтникax нaвыкoв в oблacти пpинятия peшeний;

  • вpeмя peaкции нa нyжды пpoeктa и жeлaния зaкaзчикoв coкpaщaeтcя.

Сyщecтвyют нeдocтaтки:

  • пpoблeмы, вoзникaющиe пpи ycтaнoвлeнии пpиopитeтoв зaдaний и pacпpeдeлeнии вpeмeни paбoты cпeциaлиcтoв нaд пpoeктaми, мoгyт нapyшaть cтaбильнocть фyнкциoниpoвaния фиpмы;

  • тpyднocти ycтaнoвлeния чeткoй oтвeтcтвeннocти зa paбoтy пoдpaздeлeния;

  • вoзмoжнocть нapyшeния ycтaнoвлeнныx пpaвил и cтaндapтoв, пpинятыx в фyнкциoнaльныx пoдpaз дeлeнияx, из-зa длитeльнoгo oтpывa coтpyдникoв,yчacтвyющиx в пpoeктe;

  • тpyднocть в пpиoбpeтeнии нaвыкoв, нeoбxoдимыx для эффeктивнoй paбoты в кoллeктивax;

  • вoзникнoвeниe кoнфликтoв мeждy мeнeджepaми фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний и pyкoвoдитeлями пpoeктoв.

  1. Проектирование организационных структур

Решение по проектированию организационной структуры принимается, когда действующие структуры не эффективны. Выделяют следующие этапы: 1. Анализ организационной структуры, т.е. определяется насколько организационная структура рациональна с точки зрения оценочных критериев таких как: -состояние между централизацией и децентрализацией; -распределение полномочий. 2. Выбор организационной структуры при этом используют: -опыт проектирования в аналогичной организации; -предложение экспертов специалистов. 3. Оценка эффективности организации структуры организации, при этом используется коэффициент, который рассчитывается как прибыль на затрату управления.


  1. Принципы управления

Принцип управлении- это нормы и правила поведения для всех уровней руководителей по осуществлению управленческих функций. Принцип управления классифицируется на следующие группы: 1)структурно-функциональные принципы, формирующие нормы и правила, построение организационных структур и структур управления производства; 2)принцип управления производства, которые регламентируют деятельность всех видов управления; 3)принцип управления персоналом, регламентируют деятельность каждого работника и находят отражение в основном в должностных инструкциях. Ведущие принципы управления: 1)принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, данный принцип решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений; 2)принцип плановости, данный принцип устанавливает основные развития организации в перспективе; 3)принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, данный принцип означает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение; 4)принцип мотивации, предполагает, что тем лучше осуществляется система поощрений и наказаний, тем эффективнее труд работников; 5)принцип эффективности и экономичности, предполагает эффективные решения производственных задач; 6)принцип правовой защищенности, требует от руководителей знания действующего законодательства и с учетом этого управленческий решений; 7)принцип делегирования полномочий, состоит в передаче руководителей части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам; 8)принцип соответствия, который означает, что выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя; 9)принцип автоматического замещения отсутствующего; 10)принцип повышения квалификации.


  1. Понятие и классификация функций управления

Содержание управления раскрывается в его информациях, которые возникли в результате разделения и специализации труда в сфере управления, как особого вида деятельности. Функции управления- это обособленные специфические виды деятельности направленные на определенную часть управляемого объекта. Один из первых выделил систематизировал функции управления А. Фауль. Им было охарактеризовано некоторое количество общих функций присущих любой организации, позже в следствии усложнения взаимодействия с внешней средой количество и содержание функций изменилось. Содержание функций отвечает на вопрос какие действия или набор действий осуществляется в рамках данной функции. Процесс реализации функции отвечает на вопрос «какова последовательность осуществляемых в рамках функции действий?». Все функции управления можно разделить на следующие группы: 1) общие функции (анализ, планирование, организация, мотивация, координация, учет и контроль) 2) обще-частные функции (маркетинг, финансы, капитальные строительства) 3) частные функции (кадры, техника, технология) 4) вспомогательные функции (дело производства и архивное дело). Основное значение имеют общие функции, т.к. они отражают в большой степени содержание процессов управления.

16.понятие и классификация функций управления. Содержание управления раскрывается в его функциях, которые возникли в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Функции управления это обособленные специфические виды деятельности, направленные на определённую часть объекта. Одним из первых выделяют и систематизируют функцию управления французского учёного Арни Фауль. Им было охарактеризовано некоторое количество функций присущих любой организации. Позже вследствие усложнения взаимодействия с внешней средой, количество и содержание функций изменилось. Содержание функции отвечает на вопрос : Какие действия или набор действий осуществляется в рамках данной функции. Процесс реализации функции отвечает на вопрос: Какова последовательность осуществляемых в рамках функции действий? Все функции управления можно разделить на 2 группы.

  1. Общие функции: Анализ, планирование, организация, мотивация, координация, учёт и контроль.

  2. Общечастные функции:маркетинг, финансы, капитальные, строительства.

  3. Частные функции: кадры, техника, технология.

  4. Вспомогательные функции:делопроизводство, архивное дело.


Основное значение имеют общие функции, т.к. они отражают содержание процесса в большей степени.

17.планирование в системе менеджмента. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей.

ПЛАНИРОВАНИЕ- это прежде всего процесс принятия решений, позволяющий обеспечивать эффективное функционирование и развитие организации в будущем. Решение которое принято относить к плановым м.б. связаны с постановкой цели и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов. План- сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации. Существуют след.виды планов:долгосрочные (от 5 и более лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года включительно).

Различают след. виды планирования, которые зависят от направленности и характера задачь организации:

  1. Стратегическое планирование в основном охватывает высший уровень управления, разрабатываются долгосрочные цели и задачи.

  2. Практическое планированиеохватывает средний уровень управления,определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических задачь.

  3. Оперативное планирование-разрабатываются отдельные планы для организации в целом и её структурных подразделений.

18.организация как функция менеджмента. Организация как процесс представляет собой функцию суть которой состоит в системной координации, множество задач и формальных взаимоотношений людей и пополняющих.

Функционирующую организацию можно рассмотреть как совокупности двух процессов: формирование организационной структуры и установление взаимоотношений между сотрудниками. Для роста производительности труда и для хорошего построения организационной структуры необходимо группировать схожие работы и исполнителей для решения какой либо определённой задачи. Такой процесс называется ДЕПОРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ.

Но для хорошей работы организации одного этого процесса недостаточно. Нужно распределить полномочия и ответственности между всеми сотрудниками. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность называется процессом демигрирования.

Демигрирование- одна из наиболее сложных проблем управления, связанная с размерами организации. Демегрирование это средство с помощью которого руководство распределяет среди работников организации множество задач, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей.


19.мотивация в менеджменте. Мотивация одна из основных функций управления, представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение цели организации. Простая модель мотивации содержит 4 основных элемента: потребность, поведение, вознаграждение, обратнаясвязь.

Потребность- нужда, необходимость в чём либо, состояние неудовлетворённости субьектов. Потребность невозможно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей.потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Существуют 2 теории мотивации:

20.Содержательные теории мотивации. Содержательные- в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержании работы. При закладке основ современной концепции наибольшее значение имели работы А. Маслоу,Д. макбелона, Ф. Герцберг.

Маслоу разделил все потребности на 5 групп по приоритетности их удовлетворения.

1.физиологические (вода, пища, воздух)

2.безопасности и уверенности в будущем

3. социальные потребности

4. потребности в самовыражении и в самореализации

Девид Макбелон считает что классификация Маслоу не полная и дополняет её в введя понятия потребности власти, успехов и принадлежности.

21. процессуальные теории мотивации. Не оспаривают существования потребностей, но считают что поведение людей определяется не только ими. Согласно данным теориям поведение личности зависит от его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией и вариантах последствий выбранным им типа поведения. Существует 3 процессуальных теории мотивации:

- теория ожидания Виктора Врума. Основывается на предположении , что человек направляет свои усилия на достижение какой либо цели тоько тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за счёт своих потребностей или достижения целей.

-теория равенства или справедливости. В рамкахэтой теории предполагается что люди подвергают субьективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливая по их мнению оценка вознаграждения приводит к ослаблению мотивации, что в последствии повлияет на затраченные усилия.

-согласно модели П.Лоури достигнутые результаты зависят от трёх переменных: затраченных усилий, способностей и характеристик особенностей человека,от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценностей вознаграждения.