ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассортиментная характеристика товаров— совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Ассортиментный минимум— перечень групп, видов и разновидностей товаров с указанием их количества, составленный с учетом типа, профиля торгового предприятия и утвержденный в установленном порядке.

Глубина торгового ассортимента товаров— характеристика ассортимента товаров торгового предприятия по количеству видов и разновидностей, объединенных определенными группами и подгруппами.

Групповой ассортимент товаров — перечень товарных групп с указанием количества подлежащих поставке товаров согласно соответствующему договору.

Новизна товаров— способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет использования (потребления) новых товаров.

Обновляемость ассортимента— количество новых товарных позиций в ее структуре, характеризует степень развития ассортимента.

Оптимальный ассортимент— набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей.

Показатели ассортимента— качественное выражение свойств ассортимента.

Промышленный (производственный) ассортимент— набор товаров, выпускаемый изготовителем, исходя из его производственных возможностей.

Простой ассортимент— набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, предназначенный для удовлетворения повседневных потребностей.

Развернутый ассортимент товаров— детализированный групповой ассортимент, в котором каждая группа товаров представлена подгруппами, видами и разновидностями с указанием количества товаров по каждому признаку. Применяется при составлении спецификации к договорам.

Рациональный ассортимент— набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают определенныйуровень качестважизни.

Свойства ассортимента— особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований и предназначенный для удовлетворения разнообразных потребностей.


Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.

Структура ассортимента товаров— количественное соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в номенклатуре конкретного субъекта рынка, выраженная в долях или процентах.

Управление ассортимента товара— разработка и применение мер, направленных на формирование оптимального ассортимента товаров, который наиболее полно соответствует текущим потребностям населения.

Формирование торгового ассортимента товаров— целенаправленная деятельность по подбору товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям с учетом спроса потребителей и обеспечения рентабельности торговой деятельности.

Широта торгового ассортимента товаров—характеристика ассортимента товаров торгового предприятия, определенная по количеству включенных в него группировок низшего классификационного уровня.

Товарная номенклатура

— перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенный для экспорта-импорта. Номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для обязательной сертификации.

Классификация ассортимента товаров. Ассортимент товаров подразделяется на группы — по местонахождению (промышленный и торговый);

подгруппы — по широте охвата товаров;

виды — по степени удовлетворения потребностей;

разновидности — по характеру потребностей (простой, сложный, групповой).

Промышленный ассортимент— набор товаров, выпускаемых предприятиями.

Лекарственные средства, используемые в ветеринарии, производит как медицинская фармацевтическая промышленность, так и отдельные специализированные организации аграрно-промышленного комплекса (АПК). Ассортимент препаратов, общих для медицины и ветеринарии, а также предъявляемые к ним требования определяются Фармакологическим комитетом или Государственным фармакопейным комитетом Минздравсоцразвития России, а только ветеринарных — Россельхознадзором.

Торговый ассортимент— набор товаров, поступающих на оптовые и розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.


Простой ассортимент— набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Примером простого ассортимента может служить ограниченный перечень медикаментов в аптечных киосках.

Сложный ассортимент— набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, что характерно для больших аптек и аптечных баз.

Групповой ассортимент— набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, секции товаров для животных в супермаркетах реализуют ветеринарные препараты только для комнатных животных (собак, кошек, попугаев).

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных ветеринарных аптеках.

Сопутствующий ассортимент— набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным лечебным средствам. Товары сопутствующего ассортимента в ветеринарной аптеке — это различныегигиенические средства(шампуни, мыла, дезодоранты и т. п.), другие товары по уходу за животными.

Смешанный ассортимент— набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для сельских хозяйственных магазинов, где одновременно с ветеринарными препаратами реализуют, например, седла, упряжь для лошадей и др.

Рациональный ассортимент— набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальный положительный эффект при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителя.

Реальный ассортимент — набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент —набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент— перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.


Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.

Показатели ассортимента — количественное выражение его свойств, при котором изменению подлежит количество видов и наименований товаров.

При формировании ассортимента в организациях осуществляется регулирование комплекса показателей и свойств ассортимента.

Широта ассортимента— количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты:

действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

базовая широта — количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятых за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, наименований товаров, регламентируемое нормативными документами или взятое для сравнения в торговых организациях одного профиля;

коэффициент широты — отношение фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров к базовому.

Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является устойчивый спрос на них.

Новизна (обновление) ассортимента— способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.


Гармоничность ассортимента— свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не изменяется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций.

Управление ассортиментом— деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и ассортиментная политика, т. е. установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента— деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и предполагаемые потребности, а также достичь цели, определенные руководством организации.

Ассортиментная политика— цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к реальному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Факторы формирования ассортимента подразделяют на общие и специфичные.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь он зависит от сегмента потребителей (например, их доходов).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают влияние государственные заказы и другие меры по поддержке отечественного производителя.

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности производителя, специализация торговой организации и др.

Показатели ассортимента

Для характеристики ассортимента применяются основные показатели, представленные на