ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 382
Скачиваний: 0
Успехи научно-технического прогресса также влияют на изменения спроса населения. Появляются новые материалы, новые способы обработки и технологические приемы, новые группы и виды товаров. Это стимулирует рост потребностей и спрос на новые предметы потребления.
К социально-демографическим факторам относятся: социальный состав, характер трудовой деятельности, образовательный и культурный уровни населения; количество и состав семей; сегментация общества в зависимости от уровня доходов; жилищное строительство; социальное обеспечение и др.
К социально-психологическим факторам относятся вопросы моды, престижа, заботы о здоровье и др.
К национально-бытовым факторам относят национальный состав населения, нравы и обычаи.
На торговых предприятиях процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента (с количества товарных групп). Затем определяется полнота и глубина ассортимента (количество видов и разновидностей товаров).
20-Качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формированиеконкурентоспособности.
Качество — совокупностьсвойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
С целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды разрабатываются стандарты.
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), технические условия.
Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) являются новым видом национального стандарта, утверждаются Госстандартом России и действуют на всей территории РФ.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) — это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
В ГОСТы и ГОСТ Р включают: требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды; основные потребительские свойства продукции, требования к маркировке, упаковке, хранению, транспортировке; обязательные методы контроля качества продукции; требования техники безопасности и производственной санитарии, а также другие требования, нормы и правила.
Согласно российскому законодательству, соответствие товараопределенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия.
Объектом сертификацииявляется продукция, предназначенная для реализации на товарном рынке Российской Федерации, а также поставляемая по импорту. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и переченьпоказателей качества, обеспечивающих функциональное использование данной продукции, а также показателей, которые обеспечивают ее безопасность, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении), потреблении (эксплуатации). Свойства товара могут быть простыми и сложными. Водопроницаемость — простое свойствообуви, а надежность телевизора — сложное свойство.
Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (товара).
Показатели качества:
• единичный — предназначен для выражения простых свойств товара;
• комплексный — предназначен для выражения сложных свойств товаров. Так, износостойкость обуви — комплексный показатель, характеризуется через ряд единичных: прочность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гибкость и др.;
• базовые — показатели, принятые за основу;
• определяющие — показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товара.
Если товар не представляет опасности для здоровья, важнейшим требованием к его качеству является достоверная информация о свойствах. Потребитель, используя такую информацию, делает осознанный выбор с учетом своих предпочтений и диетических потребностей. Таким образом, в этой главе речь, прежде всего, пойдет о маркировке.
Мы рассмотрим также некоторые стандарты на мясо и овощи, которые помогут понять суть технических требований к продукции, таких как калибровка, классы качества, допуски по дефектам, упаковка и т. п.
Из предыдущих глав нам уже известно о большом разнообразии документов, которые определяют требования к микробиологической, токсикологической, радиационной безопасности продуктов. Познакомившись с двумя Директивами ЕС, мы узнаем, что некоторые страны предъявляют обязательные требования и к другим качественным характеристикам пищевых продуктов — месту происхождения, техническим параметрам.
А если существуют некоторые обязательные требования, должны существовать процедуры подтверждения соответствия этим требованиям — официальные осмотры, инспекция, отчеты экспертов. 21-Показатель качества (продукции)— этоколичественная характеристикаодного или нескольких свойств продукции, входящих в еёкачество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.[1]
Каждая продукция обладает своей номенклатуройпоказателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в составтехнического заданияна разрабатываемую продукцию итехнических условий.
22-Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляюткачество.
Номенклатура потребительских свойств— это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.
Структурапотребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.
Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:
проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;
включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;
комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;
определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;
определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;
установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:
изучение товара;
разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.
Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.
Потребительские свойства I уровня |
Потребительские свойства II уровня |
Функциональные |
Совершенство выполнения основной функции |
Универсальность применения |
|
Совершенство выполнения вспомогательных функций |
|
Свойства надежности |
Долговечность |
Безотказность |
|
Сохраняемость |
|
Ремонтопригодность |
|
Эргономические свойства |
Антропометрические |
Физиологические (гигиенические) |
|
Психофизиологические |
|
Психологические |
|
Эстетические свойства |
Информационная выразительность |
Рациональность формы |
|
Целостность композиции |
|
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида |
|
Технологические свойства |
Удобство использования |
Экологические свойства |
Свойства, влияющие на атмосферу |
Свойства, влияющие на землю (почву) |
|
Свойства, влияющие на живые организмы |
|
Свойства, влияющие на гидросферу |
|
Свойства безопасности |
Механическая безопасность |
Химическая безопасность |
|
Пожаробезопасность |
|
Биологическая безопасность |
|
Физиологическая безопасность |
|
Акустическая безопасность |
|
Вибрационная безопасность |
|
Электромагнитная безопасность |
|
Электрическая безопасность |
|
Радиационная безопасность |
|
Безопасность транспортных средств |
Назначение товара - это способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность.
В зависимости от удовлетворяемых потребностей группу свойств назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.
Функциональное назначение (функциональные свойства) отражает способность товаров выполнять их основные и вспомогательные функции, а также универсальность применения. При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.
Классификационное назначение - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Ими могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному значению (грузовые, легковые) и другим признакам.
Универсальное назначение - способность свойств и показателей обеспечивать диапазон условий и возможностей применения конкретного товара по его назначению с указанием дополнительных функций, полезных для человека. Так универсальность применения обуви
может заключаться в возможности носки ее на улице и в помещении, в простоте и легкости надевания, ухода, ремонта. Для легковых автомобилей свойствами и показателями универсальности могут служить: проходимость, вместимость и др.
23-Надежность - это способность изделия выполнять заданные функции в заданных режимах и условиях применения (технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирова-ния и др.), сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки на отказ. Наработка — это продолжительность или объем работы изделия, измеряемые в различных единицах (сутках, годах, килограммах и др.).
Надежность — это комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий эксплуатации может включать: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость. Для продовольственных товаров в комплекс свойств надежности входят в основном свойства сохраняемости.