Файл: Билеты по истории 1-11, 35-42.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 вопрос Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий Киевская Русь – древнерусское государство восточных славян в период с 882 по 30-е годы 12 века со столицей в Киеве. Норманнская теория – теория об образовании древнерусского государства Киевская Русь, согласно которой государство у восточных славян возникло благодаря варягам, «призванным» в Новгород в 879 г. Авторы – немецкие ученые, приглашенные в Россию – Байер, Миллер, Шлецер. Антинорманская теория – теория об образовании древнерусского государства Киевская Русь, согласно которой государство у восточных славян возникло в результате внутреннего развития общества, а влияние варягов ничтожно. Автор – М.В. Ломоносов. Варяги (норманны, викинги) – древние жители Скандинавского полуострова, которые были отличными мореплавателями и воинами, поэтому занимались военными походами с целью добычи, торговлей и использовались правителями европейских государств в качестве наемной военной силы. Путь «из варяг в греки» – международный торговый путь, связывавший Северную Европу с Византией и проходившей по территории расселения восточных славян. Дружина – войско князя в Киевской Руси. Феодальная раздробленность (30-е гг. 12 в. – 2-я половина 15 в.) – прогрессивный закономерный процесс экономического усиления и политического обособления отдельных княжеств в рамках Киевской Руси, по сути, ее распад на отдельные самостоятельные части при слабой власти Великого князя Киевского. Татаро-монгольское иго – название зависимости русских земель от татаро-монгольского государства Золотая Орда в период с 1243 по 1480 гг., которая выражалась: 1) политическая зависимость – вассальная зависимость русских князей от золотоордынского хана и получение ярлыка (разрешения) на княжение; 2) экономическая зависимость – выплата дани; 3) разорительные военные набеги – карательные или с целью грабежа. Невская битва – 15 июля 1240 г. – победное сражение русского войска под командованием А.Невского, ликвидировавшая внешнюю опасность в лице датско-шведских феодалов, стремившихся к завоеванию ряда северо-западных русских территорий. «Ледовое побоище» – 5 апреля 1242 г. - победное сражение русского войска под командованием А.Невского, в результате которого была приостановлена внешняя опасность в лице немецких рыцарей крестоносцев, стремившихся к насаждению католической религии среди славянских народов и завоеванию ряда северо-западных русских территорий. Ливонский орден – военно-государственная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике с 1367 по 1561 гг. Куликовская битва – 8 сентября 1380 г. – сражение русского войска под командованием Д. Донского, ставшая первой победой русских княжеств над общемонгольским войском и ознаменовавшая лидерство Москвы среди русских земель. Судебник – название российского законодательства в период с 1497 по 1649 гг. (Судебник Ивана III 1497 г., Судебник Ивана Грозного 1550 г.). Земский собор – сословно-представительный орган власти в России с 1547 по 1654 гг. с законосовещательными функциями. Приказы – центральные органы власти, ведавшие определенной отраслью государственной жизни. Были введены при Иване Грозном и существовали до петровских реформ. Избранная Рада – неофициальное правительство в России в 1549-1560 гг., куда входили близкие друзья Ивана IV (А. Адашев, митрополит Макарий, А. Курбский, священник Сильвестр), пытавшиеся проводить серию реформ направленных на усиление централизации страны. Опричнина – 1) название внутренней политики Ивана Грозного в период с 1565 по 1572 гг., для которой характерны террор и репрессии как средство достижения цели – установление неограниченной власти монарха; 2) часть территории российского государства, которая в отличии от земщины (другой части), являлась личным уделом Ивана Грозного с особым государственным аппаратом и войском. Ливонская война – военные действия России против Ливонского ордена, Великого княжества Литовского и Швеции с 1558-1583 гг. с целью утверждения на побережье Балтийского моря.


2 вопрос. История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Т.о под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и  соц. групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества. Как и всякие другие формы обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания явл. то, что истор. сознание еще не превращается в научное знание, образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.) 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности. Знание истории позволяет обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих и общественно-значимых ф-ий: 1. способствует формированию нац-ного самосознания; 2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа; 3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.   Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса. Функции 1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.


3 вопрос. вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

4 вопрос. Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная). Активное участие в формировании христианской концепции принимали первые русские летописцы (Иоанн Метрополит, Карамзин). Основные проблемы - это проблемы начала и конца человеческой истории, проблема смысла человеческой истории, проблемы движущих сил человеческой истории. Безусловно, положительными факторами для данной концепции является наличие богатых и многочисленных источников, развитый понятийный аппарат и международные традиции. Несколько неудобным является наличие мощного религиозно-фантастического элемента, или элемента веры. Марксистская концепция основывается более всего на материальной стороне жизни человечества, все зависит от распределения материальных благ в мире. Так, например, способ производства определяет политические, социальные и духовные процессы в жизни общества. Противоречивость в уровне развития производственных сил и производственных отношений вызывает социальные революции, "Локомотивы истории". Классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата. И, наконец, история общества - это процесс развития сменяющих друг друга общественно-экономических формаций. Положительными чертами для данной концепции являются: серьезность отношения к проблемам материального производства, связь экономических и социальных проблем, универсализм. Однако уделяется недостаточное внимание и не должным образом к проблемам человека, культуры, права. Кроме того, данной концепции присущ европоцентризм и схематизм. Н.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби внесли большой вклад в развитие цивилизационной концепции понимания истории. Базовым понятием этой теории является цивилизация - сообщество людей, объединенных своеобразными, естественными условиями проживания, основополагающими духовными ценностями, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, в культуре, в экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Л.И. Семеникова). теории Абиотическая концепция Абиогенез - идея о происхождении живого из неживого - исходная гипотеза современной теории происхождения жизни. Теория панспермии В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков) в соответствии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие мировое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Концепция стационарного состояния жизни По мнению В. И. Вернадского, нужно говорить об извечности жизни и проявлений её организмов, как мы говорим об извечности материального субстрата небесных тел, их тепловых электрических, магнитных свойств и их проявлений. Всё живое произошло от живого (принцип Реди). Релизиозная - подразумевает создание всего живого во вселей, руками верховной небесной силой, но данная теория не расматривается в науке так как противоречит всем её законам. Теория эволюции  До настоящего времени в научной и общеобразовательной среде основной теорией возникновения жизни на Земле во всём её многообразии считалась теория эволюции. Эта теория возникла благодаря трудам семейства Дарвинов: врача, натуралиста и поэта Эразма Дарвина (1731-1802), предложившего теорию эволюции в 1790-е годы, и, особенно, его внука-естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882), опубликовавшего в 1859 году свою теперь знаменитую книгу "О происхождении видов путём естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь".  5 вопрос.


Развитие исторической науки в России. Её становление относится к временам Киевской Руси. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических памятников является «Повесть временных лет» (XI в.). В XVI в. Отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные какой-либо одной общей идеей. Первым таковым сводом была «Степенная книга», которая излагала исторические действия по поколениям (степеням). В 1674 г. В Киеве возник и первый учебник российской истории—«Синопсис», написанный Иннокентием Гизелем. Он представлял из себя литературную обработку летописей и сказаний. История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более тяжелых условиях: в стране совсем долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский институт возник в XII в., А в России Академия наук открылась только в 1725 г., Первый институт (столичный)—в 1755 г. Первым российским исследователям пришлось столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено только 40, причем из них только 8 исторического характера. Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал В. Н. Татищев (1686—-1750 гг), который был государственным служащим и обширно образованным человеком. Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Не считая того, Татищевым была создана аннотация по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Во второй половине XVIII в. В развитии исторической науки в России происходит перелом, связанный с началом эры «просвещенного абсолютизма». Во второй половине XVIII—начале XIX в. Были сделаны значимые шаги в разработке источниковой базы для развития исторической науки. Известным просветителем XVIII в., Писателем и издателем Н. И. Новиковым предпринята попытка свести воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные произведения в единый сборник. Им стала 20-томная старая русская Вивлиофика. Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы сумел показаться известный. Труд Н. М. Карамзина «История страны Российского». (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это был первый цельный взор на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от обычного летописного перечисления исторических фактов и, делая упор на источники, поведал, обрисовал историю. Поскольку он был не лишь историком, но и известным писателем, созданная им история была написана литературным языком. В 30—50-е гг. Историческая наука в России оказалась под твердым государственным контролем и серьезной цензурной опекой. Шаг вперед она смогла сделать в пореформенный период 60—70-х гг. XIX в. Посреди виднейших российских историков второй половины XIX в. Отметим и В. О. Ключевского (1841—1911 гг.), Чей труд оказал решающее действие на становление российских исторических школ. Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить и практически забытого историка Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.). Меж тем он задолго до европейских ученых разработал главные принципы культурно- цивилизационного подхода к исследованию исторического процесса. Конкретно он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и в первый раз под этим углом попытался разглядеть славянскую цивилизацию. Таковым образом, в начале XX в. Историческая наука находилась на подъеме. Она стояла на пороге новейших исторических открытий. Вполне мог состояться значимый рывок вперед. Но этого не вышло.После октябрьской революции 1917 г., По мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, часто катастрофическом положении. Историческая наука была преобразована в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк должен был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался лишь один, марксистский подход. К концу 30-х гг. Под непосредственным управлением И, В. Сталина для обеспечения одного толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. Учебнике «История ВКП(б). лаконичный курс». Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, или тщательно отбирались, или совсем не допускались в страну. В начале 80-х гг. В связи с провозглашенной М. С. Горбачевым политикой перестройки и гласности в исторической науке произошел своеобразный «обвал», последствия которого мы переживаем сейчас. На историков хлынул шквал неизвестных ранее документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны, работы забугорных коллег. Это явилось для исторической науки не лишь долгожданным событием, но и испытанием.


6 вопрос. Понятие «цивилизация» (лат. civil - гражданский, государственный) имеет ряд значений: ступень развития человечества, последовавшая за варварством (Л. Морган); синоним культуры (А. Тойнби), стадия упадка и деградации локальной культуры (О. Шпенглер) и др. Можно принять следующее определение цивилизации: это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством экономического и социально-политического развития, особенностью образа жизни, типа личности, географических условий.. Понятие появи­лось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был упот­реблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между циви­лизо­ванной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признава­лась Мирабо только за Европой. Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная). 7 вопрос. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра. В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.). Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д. Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности. 8 вопрос. Из уст русского философа вышла фраза : «… Русский человек мечется из крайности в крайность: от истового служения "опчеству" и идее - до самого разнузданного эгоизма и цинизма, от суперпорядка - к суперхаосу и наоборот. Для более уравновешенного и устойчивого характера западноевропейцев подобная "достоевщина", разумеется, представляется загадочной и непостижимой. Но на деле великая тайна русской души заключена лишь в двух словах: отсутствие определенности… ». Россия исторически сосуществовала одним боком с Западом, а другим боком с Азией (или Востоком). Мало того, в далеком прошлом праславяне растекались по азиатскому континенту, достигая Китая, Индии, а на обратном пути они шли через Афганистан, Персию, Сирию, Малую Азию. И это происходило не мгновенно, а на протяжении многих сотен лет. Конечно, праславяне впитали в себя многое из культуры, нравов тех народов, с которыми жили по пути своего перемещения. Но они и оставили много своего в культуре, нравах тех народов. Славяне (в их числе и племя "Русь") любили свою природу, но обращались с природой не всегда почтительно. Долгое время культивировалось пожоговая система ведения посевных работ. Выжигался лес, кустарник, распаханный участок, засевали два-три года и бросали. Переходили на другой участок. В то же время, в заговорах, молитвах, песнях обращались к земле ласково, называли матушка-земля, воспевались березки, ивушки, рябинушки. Огромные просторы, которыми владели издревле славяне, создавали иллюзию неисчерпаемости. Наверно поэтому по отношению к природным запасам просматривается, некоторая небрежность. Ведь, если в лесу, в реке, в недрах земли запасы неисчерпаемы, то нет особой нужды в экономии. Нет нужды заботиться, как добытое переработать и сохранить подольше. Можно быть хлебосольным и щедрым - полно же всего! Боги –это псевдоним неясных человеку движущих сил природы и жизни, и чем больше эта неясность, тем страшнее, сильнее и могущественнее кажутся боги. Не суть есть они на самом деле или нет. Важно другое –страх перед необъяснимыми проявлениями: молния, гром, дождь, наводнения, смены времен года, дня и ночи, внезапная кончина человека. Вину за эти проявления нужно было кому-то адресовать и славяне, в этом смысле, не были оригинальнее других народов. При огромной протяженности русской земли, закон приходил во многие уголки уже устарев или потеряв актуальность. Управляющие, служивые и простые люди действовали по принципу "не торопись исполнять – вдруг отменят!" Россиянин был предоставлен сам себе, он не сильно заботился какое распоряжение получил, а должен был всякий раз соображать каков конечный результат должен случиться от его деяния, чтобы не оказаться в дураках. Поскольку были нарушены традиции передачи власти, а с ней и стабильность требований от власти, то всякий русский понимал, что намерение руководителей, и общества в целом , могло измениться, а с него все равно спросят за ненадлежащее исполнение. Поэтому русский приучен к исполнению поручений не буквально поручению, а в проекции к ожиданию результата, от давшего это поручение и возможное изменение сути ожиданий за время доставки поручения и время его исполнения. Красноречивая ерническая поговорка на этот счет: "Пошли дурака за бутылкой – он одну и принесет!" – соображай какое общество тебя отправило, как может смениться кураж общества за время твоего отсутствия, надо ли тебе потрафить этому обществу, а в итоге гонец должен вычислить, сколько и какого размера бутылок следует принести, чтобы угодить обществу. Вряд ли "цум бай шпиль" немцу приходилось решать такую неопределенность. Порядок есть порядок – послали за бутылкой, значит, следует принести бутылку, там и размер бутылки конкретно определён. В общении с соплеменниками. Как правило, дружеские проявления, с долей юмора, долей лукавства. Лукавство и юмор при встрече с незнакомым человеком более проявляется в российской глубинке. На эстраде частый гость образ лукавого, с хитринкой и одновременно простодушного мужика деревни, разговаривающего с, приехавшим на отдых, горожанином. Вопросы задает осторожно, сразу организует «путь к отступлению», на случай, если попал впросак. Лукавство заложено в самом разговорном языке. Ни в одном другом языке не встретишь столько вариантов одного слова с разными уменьшительными, ласкательными вариантами. Возьмем, к примеру, слово «милая» и пошло творчество – «миленькая», «милашка», «миловидная», «милка моя». Широкое использование иносказательности, которую большинство улавливают сразу: «припылил ни свет- ни заря»- попробуйте объяснить немцу, финну, англичанину. Образ мышления - осознание целого, затем разбор составляющих деталей. Способность к абстрактному мышлению и фантазии. Эта способность - основной принцип русского юмора. Способ мышления - здравые и дельные рассуждения с заблуждениями на основе фантазийных надежд, желаний. Независимость и дружелюбие. Надеяться на самого себя, по возможности помогать другим. При достижении цели - настойчивость, изворотливость, вплоть до лукавства. При невзгодах – долготерпение, выносливость, изобретательность, неприхотливость. Дух независимости, порой, проявляется до такой степени, что мешает договориться между собой и тогда вспоминают о власти в форме «вот приедет барин – барин нас рассудит». При борьбе - беспощадность к противнику и к себе. В любви – бескомпромиссность, сентиментальность, наивность, щедрость до глупости. В дружбе – верность, бескорыстие и безрассудство. В семье – жертвенность в отношении к детям, старикам, снисходительность друг к другу.