ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
Общефедеральный уровень правовой защиты семьи и детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс РФ (1995) (далее - СК РФ) и законодательство о семье, о социальной защите населения России в целом, а так же специальное законодательство о защите детей.
В разделе 1 главе 1 ст.7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства1. Раздел 1 глава 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»2. Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов и защите матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.
Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений.
Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм.
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы. Семейное право, как часть частного права невозможно себе представить без права гражданского, которое является основой частного права. По образному выражению Д.А. Медведева, генетическая связь семейного права с гражданским предопределяет сходство и даже совпадение природы многих отношений, регулируемых этими отраслями права1.
Существенная роль гражданского законодательства в регулировании семейных отношений выражается в трех аспектах.
Во-первых, в самом СК РФ содержится значительное число гражданско-правовых норм, например гл. 7 «Законный режим имущества», гл. 8 «Договорной режим имущества супругов» (см. ст. ст. 33-44 СК и комментарии к ним), и ряд других норм.
Во-вторых, в СК РФ достаточно большое количество отсылок непосредственно на статьи ГК РФ. Например, в ст. 46 «Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора» (см. ст. 46 СК и комментарий к ней) содержится отсылка к ст. ст. 451-453 ГК РФ.
В-третьих, гражданское законодательство, даже если это прямо не указано в СК РФ, может применяться к семейным отношениям в тех случаях, если они не урегулированы семейным законодательством и соответствующие нормы гражданского законодательства не противоречат существу семейных отношений2.
Законодательством о труде, в частности Трудовым кодексом РФ (в ред. от 15.12.2011) в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки. Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.
Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.06.2012).
Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее важнейшие принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые, в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов – его носителей. В частности, в нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей.
Важное значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2012), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.
В частности, в его новой редакции установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей передано на уровень субъектов федерации; в Законе практически не закреплены гарантии прав детей в области социального обеспечения.
Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» впервые унифицированы нормы об опеке и попечительстве, носящие межотраслевой характер. Нормы института опеки и попечительства входят в состав как гражданского, так и семейного законодательства.
Предмет законодательства об опеке и попечительстве определен как отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Как отмечает Л. Ю. Михеева, данную группу отношений объединяет их общая цель - осуществление на временной основе индивидуального устройства лица, нуждающегося в получении социальной забот1.
Настоящий Закон представляет собой первый в истории России нормативный акт федерального уровня, содержащий унифицированные межотраслевые нормы об опеке и попечительстве так как история опеки и попечительства в России насчитывает не одну сотню лет2.
Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.
Федеральные законы, устанавливающие порядок и условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2008).
Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям: Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 23.12.2012), «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 01.07.2011) и др.
Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.05.2013).
Федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.
Сюда же относятся Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.05.2013), а также Федеральный закон от 28.07.2012 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» были утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.
В мае 2012 г. принят целый ряд указов по реализации социальной политики, в том числе в семейной сфере:
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации социальной политики»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
и другие федеральные нормативно-правовые акты.
Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации1.
Таким образом, дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семье и детям на федеральном уровне принимаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Так в Самарской области реализуются:
Закон Самарской области от 02.04.1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» (в ред. от 21.11.2011), где определены полномочия органов государственной власти в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства;
Закон Самарской области от 05.03.2005 г. № 77–ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в ред. от 29.12.2012), где определены муниципальные образования, которым передаются государственные полномочия, а так же обозначено их правовое регулирование;
Закон Самарской области от 30.06.2009 г. № 82–ГД «О внесении изменений в отдельные Законы Самарской области в связи с совершенствованием государственного управления в сфере социальной защиты населения»;
Проект постановления Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 «Об утверждении Положения о министерстве социально-семейной политики Самарской области»;
Приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.09.2008 № 1085 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2009-2011 годы»;
Приказ министерства социально-демографического развития Самарской области от 06.08.2012 № 249 «Об утверждении Административного регламента министерства социально-демографического развития Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска»;
и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ.