ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 1828
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Систематическое положение домашней собаки
История и современное состояние собаководства
Скелет грудного отдела — грудная клетка
Нервная система и органы чувств
Особенности физиологии дыхания собаки
Нереспираторные функции органов дыхания
Особенности системы пищеварения
Органы чувств как аппарат ориентации
Высшая нервная деятельность собаки
Уровень потребности и питательность кормов
Экстерьерно-конституциональные особенности собак
Воспроизводительные способности собак
Устойчивость к заболеваниям у собак
Направленное выращивание молодняка собак
Аномалии развития скелета и структурных дефектов у собак
Болезни с наследственной предрасположенностью
Глава XII —— породное многообразие собак
Легавые (сеттеры) собаки, делающие стойку
Комнатные и декоративные собаки
2 Года и после повторного прохождения — пожизненный.
Этот тип несет на себе отпечаток приспособления к скоростному бегу: удлиненная суженная голова, заостренная вытянутая морда, худощавое, грациозное легкое туловище, тонкие длинные ноги. Даже длинный хвост служит как руль. Никакая другая порода собак не может сравниться с ней в скорости. Она бежит быстрее многих животных, в том числе и волка. В отдельные моменты, броском, скорость движения борзой достигает силы штормового ветра. Однако за все время охоты, за целый день, она пробегает самое большее 20 км. В охоте она, в основном, полагается на острое зрение. Обоняние и слух у нее хуже, чем у других пород.
Для борзых характерны довольно тонкие кости, сухая мускулатура, большая длина предплечья по сравнению с плечом и лопаткой и голени по сравнению с бедром. Длинная и сравнительно тонкая шея. Глубокая, но узкая грудная клетка, тонкая кожа со слабо развитой подкожной клетчаткой.
Губы и щеки вытянуты и без следов брылей. Шерсть мягкая. На ушах у гладкошерстных собак бывает удлиненная, вьющаяся или волнистая шерстка, ее называют буркой. Хвост у борзых называется "правило", при скачке он играет активную роль, помогая преодолению зигзагов в погоне за зверем.
Прародиной борзой, скорее всего, являются почти безлесые степи и плоскогорья Северной Африки и Юго-Западной Азии. А ро- диной культурной борзой, скорее всего, была долина Нила. Отсюда она и распространилась постепенно на восток — в Аравию, затем на север в Малую Азию и Персию, а также на запад. И конечно, по мере распространения борзая менялась, подвергаясь воздействию местных пород и различных климатических условий. Л. П. Сабанеев пишет, что борзая ассирийцев уже имеет многие признаки мордашей. Но, возможно, борзые Ближнего Востока возникли самостоятельно или попали сюда из Индии и не связаны своим происхождением с африканскими.
В Европу борзая, скорее всего, попала несколькими путями. Вместе с переселяющимися племенами ариев за тысячу лет до н.э. в Европу приходит брудастая борзая. Распространяясь все дальше на запад, она достигает Шотландии, Ирландии, Уэльса, по одним данным, с кельтами, по другим —с норманнами. Другой путь — через Карфаген и Иберийский полуостров — к кельтам, а оттуда — к иберийцам и галлам.
В ирландских сагах, мифах и легендах упоминается докельтс-кая раса Туата де Даннан — раса героев. Их воинов сопровождали огромные выносливые борзовидные собаки с характером под стать своим хозяевам. Первые связанные с кельтами изображения огромных борзообразных собак были найдены в Греции и на Кипре и относятся к 1000— 1400 гг. до н.э.
Но решительно сказать, произошли ли евразийские борзые от африканских или они возникли независимо из других родоначаль-ных форм, не представляется возможным. Во всяком случае, наличие борзых собак в Италии говорит о том, что "заячьи собаки" (С. /". leporarius) туда могли попасть из Африки как через Карфаген, так и через греческие колонии. В руководстве по охоте греческий писатель II в. Арриан рассказывает о следовой работе собак и наряду с этим о породах вертрагов, т. е. борзых, при этом различает две породы галльских борзых — короткошерстных и длинношерстных. Следовательно, уже в эпоху Арриана травильные собаки дифференцировались на работающих по следу, близких к нашим гончим, и скоростных собак, борзых, вертрагов с назначением ловить. Марциал, живший в I в., упоминает о галльских (кельтских) борзых. Граций Фалиск, современник Марциала — о британских борзых. Первые упоминания о брудастых борзых относятся к III в. Это были те самые шотландские собаки, которых Флавиан послал из Британии в 364 г. Симнаху и которые ужасали всех своим ростом и страшным видом.
Важную роль в распространении борзых сыграл ислам. Известно, что еще у бедуинов древности борзая была единственной охотничьей собакой. Ислам признал только борзую чистым животным и тем самым способствовал ее распространению и совершенствованию. Тысячи лет назад борзые стали культивироваться предками арабов и распространились по всему арабскому миру. Арабские племена вели кочевой образ жизни, они были всадниками и по достоинству оценили возможности этих собак. Для этих кочевых племен борзая стала поистине незаменимой. Охотились с ней и на зверей и на птиц. Она стала членом семьи и зачастую ее главной кормилицей и сторожем. По свидетельству древних авторов, она бесстрашно вступала в борьбу с любым зверем и только перед львом отступала с воем. Лошадь и борзая считались у арабов самым драгоценным имуществом. Требование не отставать от быстрого скакуна хозяина и жизнь в суровой, зачастую пустынной местности способствовали выведению очень оригинальных и своеобразных пород борзых собак.
К этой группе относятся австралийская борзая (Австралия); афганская аборигенная борзая (Афганистан); сицилийская борзая (Италия). Высоко ценятся в Индии маратхская, банджарская, рампурс-кая борзые, у таурегов — смогги, у туркменов — тазы, у киргизов — i( тайганы. Из отечественных пород — это русская псовая борзая, юж-• нерусская (степная) борзая и хортая борзая.
Ниже приводятся характеристики некоторых из них.
Грейхаунд — потомки древнеегипетских борзых, движения которых, по словам царя Давида, прекрасны, словно движения лошади или женщины. Издавна использовалась в охоте на кабанов и волков. С XVI в. разводилась для участия в бегах, это главное и сегодня. Недоверчива к чужим. Шерсть мягкая, плотно прилегающая, окрас всех мастей, наиболее популярен кремовый с черной "маской", серый или тигровый. Хвост на конце слегка саблевидно изогнут. Высота в холке кобелей 71 — 76, сук — 68 — 71 см, масса — 25 — 30 кг.
Салюки — персидская борзая (рис. 54) — предположительно предки — древнеегипетские борзые. Ничто за тысячелетия не нарушило чистокровность этой породы. Использовалась для охоты на зайцев, газелей и даже диких ослов. Бывает импульсивна и плохо управляема. Шерсть короткая на туловище и длинная, шелковистая на ушах и хвосте. На лапах — вымпела. Окрас бежевый, коричневый, серый, белый, черный и др. Высота в холке кобелей 60 — 65, сук — 55 — 62 см, масса 14 — 15 кг.
Слюги — арабская борзая родом из Северной Африки. Предположительно изображена на гробницах, сооруженных в XVII в. до н.э. Внешне похожа на грейхаунда, отличает массивный, широкий череп. Предана хозяину и злобна к чужим. С ней охотились на зайцев и газелей, обычно верхом. Шерсть короткая, густая и мягкая. Окрас желтый с черной "маской", красно-коричневый и тигровый. Высота в холке 60 — 70 см, масса около 32 кг.
Афганская борзая — по-видимому, эти собаки и изображены на наскальных рисунках на севере Афганистана, возраст которых более 4000 лет. Использовалась для охоты на газелей и леопардов. Она нуждается в открытых пространствах, очень подвижна и плохо переносит содержание в городских квартирах. Шерсть очень длинная, шелковистая, тонкая, за исключением хребта, где она короткая и густая. Окрас допустим всех мастей, чаще всего желто-коричневый, серовато-красный и черный с подпалинами. Высота в холке 51 —70 см, масса 25 — 30кг.
Ирландский волкодав имеет довольно древнее происхождение. Использовалась для травли волков. В 1571г. Э. Кампион писал: "...У ирландцев водятся волки и борзые для охоты на них, крупные в кости и с большими, как у жеребенка, конечностями...". Характеризуется бесстрашием, энергией и сметливостью, равно как и величественным телосложением. Шерсть жесткая, грубая, особенно над гла-
Рис. 54. Салюки — персидская борзая
зами и на нижней челюсти, где шерсть длиннее. Окрас серый, тигровый, красный, черный, белый, желтый. Хвост длинный. Высота в холке кобелей не менее 81,5, сук — не менее 71 см, масса 40 — 55 кг.
Левретка — самая маленькая итальянская борзая — предположительно произошла от африканских борзых. Требует постоянного движения и полноценных прогулок. Неутомимо может гонять мелких зверьков и даже зайцев. Левретка быстро мерзнет, плохо переносит ветер и дождь. Допускаются темно-серый и голубой окрас, палевый и кремовый вплоть до белого, а также пегий. Высота в холке около 35 см, живая масса не должна превышать 4,5, а лучше — около 3,1 кг.
ГОНЧИЕ
Под названием "гончие" известны все охотничьи породы собак, преследующие зверя с лаем как зряче, так и по следу. В данном случае человек использовал естественные наклонности собак, унаследованные от предков и довел их до совершенства. Гончие наклонности свойственны в той или иной мере всем породам домашних собак и их диким родичам.
На собаках этого типа лежит печать приспособленности к относительно быстрому бегу. Они могут без устали бегать целый день, пробегая за час 16 — 20 км, а за день 80 —11О км и более. Такой тип бега вызвал укорочение резцовой кости и мозгового отдела черепа, при увеличении его ширины. Гончие всюду довольно массивны, с широкой головой, с повисшими в разной степени длинными ушами.
Гончие являются одной их наиболее древних групп домашних собак, некоторые исследователи считают их предками всех охотничьих собак. В давние времена гончих использовали для травли и ловли главным образом крупных диких животных. Для этого отбирались мощные, сильные, неутомимые и быстрые собаки. Наиболее древние гончие известны из Северной Африки. Их изображения позволяют полагать, что уже 5 — 6 тыс. лет назад у египтян существовали породы охотничьих травильных собак, совмещавших функции борзых и гончих, т. е. работающих по следу зверя и ловивших его. Для людей, интересующихся гончими, особую ценность представляют барельефы с изображениями охоты, найденные в 1845 г. при раскопках дворца ассирийского царя Ашшурнасирапала II в городе Кальху, скрытом в холме Нимруд (недалеко от ныне существующего иракского города Мосула). На этих барельефах, относящихся, по мнению ученых, к 884 — 859 гг. до н. э., среди прочих охотничьих мотивов есть изображения охоты с собаками. На одном из барельефов дана картина травли дикого осла четырьмя собаками. Эти собаки по своему сложению и форме голов с висячими ушами очень похожи на наших современных гончих — такие же кряжистые, ребристые, костистые и сильные. Первоначально они были близки к борзым, и, вероятно, это две ветви от общих предков. Недаром на древних барельефах изображения собак, которых относят к борзым имеют и черты гончих. Видимо отбор шел в направлении получения выносливых собак, которые могли бы гнать зверя по пересеченной местности, используя в первую очередь чутье, а не зрение, как у борзых. Конечно, при внешнем сходстве эти ассирийские собаки несли службу далеко не такую, как наши гончие: они должны были либо ловить зверей, либо загонять их в тенета.
Из Северной Африки они распространились в Грецию, Испанию и дальше в Европу. Первыми письменными источниками, в которых упоминается гончая собака, были "Илиада" и "Одиссея" Гомера (написанные за 900 лет до н.э.). В Древней Греции, где широко была развита охота с собаками на различных зверей, появились даже кинологические труды. Первое известное "Сочинение об охоте" — Ксенофонта Афинского, где он упоминает о разных породах гончих (индийской, критской, локридской, лаконской). Судя по описанию, гончие в то время были менее специализированными и использовались как травильные собаки, т.е. гнали зверя молча, а давали голос лишь увидев его, после чего догоняли и сдавливали. Они представляли собою нечто среднее между гончими и борзыми. Сначала так же использовали гончих и в Риме, но затем охоты были заменены травлями, которые происходили на аренах цирков.
Известно, что в европейских лесах того времени с гончими охотились галлы, франки и германцы. Галлы и римляне в отличие от греков, которые охотились с собаками пешком, применяли верховых лошадей, что делало их охоту еще более сходной с нашей псовой. Особое развитие охота с гончими получила в Европе в средние века. Больше всего она была популярна во Франции. Охотились и мужчины и женщины, разрешалось охотиться и духовенству. Епископы, настоятели и настоятельницы монастырей имели свои стаи. Не случайно поэтому, что именно там выведено множество пород гончих, часть которых в наше время уже исчезла. Из французских пород, доживших до XX столетия (и очевидно, претерпевших крупные изменения), Л. П. Сабанеев называет таких гончих: нормандских, артезианских (артуа), гасконских, сентонжских, пуатевенских, вандейс-ких, фарфоровых арьежских и овернских. Среди этих собак были породы настолько крупного роста, что, пожалуй, не уступали в этом борзым. Например, сентонжские гончие имели высоту в холке до 77 см. Во Франции охотно скрещивали местные породы с английскими (фоксхаундом). Известны англо-сентонжи и другие помеси. Так называемые гончие Святого Губерта разводились в разных странах: во Франции велась белая разновидность, в Англии — чепрачная.
В Англии культивировались сложнейшие парфорсные охоты, давшие миру замечательные породы английских гончих для разных видов охоты (харьеры и бигли — для охоты на зайца, стегхаунды — на оленей, оттерхаунды — для охоты на выдру, породы кровяных гончих, идущих по следу раненого зверя, и т. д.). Значительный интерес представляет английский фоксхаунд — собака крупного роста для парфорсной охоты на лисиц. Об исключительной паратости, силе и выносливости фоксхаунда свидетельствует то, что англичане требовали от него (конечно, в стае) способности сгонять лисицу за 40 — 60 мин. Фоксхаунд может служить примером изменчивости породы. Изображения фоксхаундов конца XVIII в. характеризуют их как собак сухого, несколько борзоватого склада, с узкой, вытянутой головой. Во второй половине XIX в. фоксгаунды стали внешне гораздо тяжелее, головы их укоротились, морды приобрели прямоугольные очертания, что было связано с увеличившейся "объемностью".