ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 1845
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Систематическое положение домашней собаки
История и современное состояние собаководства
Скелет грудного отдела — грудная клетка
Нервная система и органы чувств
Особенности физиологии дыхания собаки
Нереспираторные функции органов дыхания
Особенности системы пищеварения
Органы чувств как аппарат ориентации
Высшая нервная деятельность собаки
Уровень потребности и питательность кормов
Экстерьерно-конституциональные особенности собак
Воспроизводительные способности собак
Устойчивость к заболеваниям у собак
Направленное выращивание молодняка собак
Аномалии развития скелета и структурных дефектов у собак
Болезни с наследственной предрасположенностью
Глава XII —— породное многообразие собак
Легавые (сеттеры) собаки, делающие стойку
Комнатные и декоративные собаки
2 Года и после повторного прохождения — пожизненный.
Условным раздражителем при выработке данного навыка является команда "Нюхай!" и жест — выбрасывание правой руки в сторону предметов, разложенных для выборки. Вспомогательные раздражители — апортировочный предмет, команда "Апорт!", восклицание "Хорошо!", поглаживание и лакомство.
Выработку этого навыка следует начинать до отработки упражнения по развитию у собаки злобы. Необходимы навыки и общего курса дрессировки.
В первый период дрессировки приучают собак выбирать вещи (предметы) по запаху своего хозяина, для чего используют его вещи (предметы), можно апортировочный предмет. На открытом месте, лишенном каких-либо сильных посторонних запахов и других отвлекающих раздражителей, помощник кладет в один ряд на расстоянии 20—30 см друг от друга 2 — 3 предмета, аналогичных апортировочно-му предмету, например деревянные палочки. Для раскладывания предметов применяется пинцет (предметы эти заготавливают в достаточном количестве перед занятием, чтобы они не имели посторонних запахов, их переносят в сумке, корзине или ящике). Разложив предметы, помощник уходит в сторону. Дрессировщик, посадив собаку на расстоянии трех шагов от предметов, дает собаке занюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки так, чтобы она не могла открыть пасть, а правой подносит к носу собаки предмет и держит его на расстоянии 2 — 4 см. При этом дрессировщик произносит команду "Нюхай!". Если собака начинает принюхиваться, дрессировщик поощряет ее восклицанием "Хорошо!" и повторяет команду "Нюхай!". После этого, оставив собаку в положении сидя, он подходит к разложенным предметам и незаметно для собаки подкладывает свой предмет к остальным. Предмет с запахом дрессировщика может подкладываться к другим предметам и помощником, но только с помощью пинцета. Вернувшись к собаке, дрессировщик командой "Нюхай!" и жестом посылает ее на выборку. За правильную выборку и подноску предмета к дрессировщику собака поощряется лакомством, восклицанием "Хорошо!". Лакомство следует давать только левой рукой, а предметы для выборки и выбранный предмет брать только правой.
Если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик применяет команду "Нюхай!" в строгой интонации и побуждает ее к принюхиванию. В случае взятия собакой чужого предмета дрессировщик берет его у собаки и, отбросив его, вновь посылает собаку на выборку. Если собака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, подается команда "Апорт!".
Когда собака приучится выбирать йещь дрессировщика (обычно после 2 — 3 занятий), выбираемые вещи начинают разнообразить, используя для этого носовые платки, перчатки, рукавицы, носки и др. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди 3—4 других вещей (с запахом помощника).
Если собака при выборке не проявляет активности, апортировочный предмет подбрасывают к разложенным предметам у нее на виду, а команду "Нюхай!" подкрепляют командой "Апорт!". Если собака слабо принюхивается и хватает то одну вещь, то другую, ее берут на поволок, подводят к разложенным предметам, наводят на выбираемую вещь и командами "Нюхай!" и "Апорт!" побуждают к принюхиванию и взятию предмета. При попытке собаки схватить другую вещь используется запрещающая команда "Фу!". Такие упражнения проводят несколько раз, с каждым разом предоставляя собаке все большую самостоятельность. Правильную выборку следует немедленно поощрять, а неправильную — останавливать.
После того как собака начнет четко выбирать по запаху предмет своего дрессировщика из 3 — 4 предметов одного запаха (другого человека), количество предметов с разным запахом (от разных людей) постепенно начинают увеличивать. Используемые для выборки предметы разнообразят (платки, перчатки, носки и др.), а дрессировщик дает собаке для занюхивания не только свои предметы, но и ладонь своей правой руки. После 3 — 4 занятий, если собака хорошо выбирает предметы дрессировщика, переходят ко второму периоду дрессировки. Второй период имеет цель выработать у собаки навык выборки вещей уже не дрессировщика, а любого другого человека. Для этого один из помощников раскладывает 3 — 4 свои предмета в ряд на расстоянии 20 — 30 см друг от друга. Другой помощник также подкладывает к этим предметам одну из своих вещей, а другую оставляет в трех шагах от разложенных. После этого к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив собаку около оставленной в стороне вещи и взявши пальцами правой руки один из ее концов, он другим концом подносит его к носу собаки и подает команду "Нюхай!" После того как собака занюхала предмет, его незаметно для собаки отбрасывают назад. Затем дрессировщик командой "Нюхай!" и жестом правой руки в сторону предметов пускает собаку на выборку. Если собака плохо принюхивается к разложенным предметам, дрессировщик подает команду "Нюхай!". Если она не берет обнаруженную по запаху вещь, подается команда "Апорт!". При попытке собаки схватить вещь другого помощника подается команда "Фу!". За правильную выборку собака поощряется.
Усложнение выборки предмета состоит в том, что увеличивают количество раскладываемых вещей, используют вещи разного вида, формы, из разного материала, крупные и мелкие (перед этим полезно приучить собаку к апортировке аналогичных предметов). Перед выборкой нового предмета собаке дают хорошо его обнюхать и только после этого подкладывают его для выборки.
Для развития чутья собаку приучают к выборке предметов с ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник одну свою вещь (предмет) подкладывает на место выборки к предметам других помощников, а 3 — 4 другие вещи кладет в 4 — 5 м в стороне. Эти предметы и используются поочередно для выборки собакой через 5, 10, 15 мин и более. Дрессировщик подкладывает их к разложенным предметам с помощью пинцета и каждый раз на другое место.
При выработке навыка следует исключить: проведение первоначальных занятий при наличии сильных отвлекающих раздражителей, что затрудняет выработку навыка; длительное использование одного и того же помощника, вследствие чего собака привыкает к его запаху и плохо работает по выборке вещей других людей; использование предметов с наличием посторонних запахов, привлекающих собаку и мешающих выборке; более сильное насыщение запахом помощника выбираемой вещи по сравнению с другими вещами; частые и неоправданные наводящие действия дрессировщика при выборке (например, восклицание "Хорошо!" при подходе собаки к выбираемой вещи, злоупотребление командой "Апорт!"), вследствие чего собака хватает ближайшую вещь, а выборку по запаху не производит. Обыск местности. Вырабатывается навык производить обыск местности по команде "Ищи!" (Команда "Ищи!" и жест — выбрасывание правой руки в направлении посылки собаки на обыск). Вспомогательные раздражители — команды "Апорт!", "Дай!", "Фу!", восклицание "Хорошо!", лакомство, поглаживание. Занятия должны проводиться на открытом участке местности (поле, опушка леса, пустырь, двор) размером — 40 х 60 м, так чтобы слабый ветер дул навстречу собаке. Отвлекающих раздражителей должно быть как можно меньше.
Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасывает по нему три апортировочных предмета. Делают это так, чтобы они расположились треугольником на расстоянии 20 — 25 и один от другого. Затем, взяв собаку, дрессировщик выходит на середину той стороны (границы) участка, которая позволит стоять лицом к участку против ветра, и посылает собаку на обыск местности, дав предварительно занюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он управляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом (челноком), для чего, кроме команды "Ищи!" подает жест правой рукой. Команду "Апорт!" применяют лишь в тех случаях, если собака не поднимает найденный ею предмет. Подача предметов дрессировщику поощряется восклицанием "Хорошо!", лакомством. Такие упражнения повторяются 2—3 раза, лучше каждый раз на новом месте.
Если собака хорошо выполняет все команды дрессировщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, переходят к занятиям с помощником. На этих занятиях вещи для поиска разбрасываются помощником. Но при этом помощник имеет не три, а четыре вещи. Четвертую он оставляет вблизи от места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Дрессировщик дает ее занюхать перед посылом собаки на обыск местности.
Послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она прошла мимо искомых предметов, дрессировщик жестом помогает ей обнаружить их.
В последующем усложняют условия выполнения упражнения. Размеры обыскиваемого участка увеличивают до 100—150 м, расстояние между предметами — до 50 — 70 м. Вводят "пустые" углы, приучают собаку работать без поводка. Посыл на обыск после разбрасывания предметов задерживают (от 5 до 30 мин и более), что ведет к ослаблению запаха человека на разбросанных вещах. И, наконец, обыск местности производят без предварительного занюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника.
При выработке навыка обыска местности возможны следующие ошибки дрессировщика: проведение занятий на одной и той же местности, вследствие чего собака привыкает к поиску в определенных условиях и отказывается от работы в — других; поочередная выработка навыка у нескольких собак на одном и том же месте — собака отвлекается на запах ранее прошедших собак (особенно кобели на запах сук); использование одинаковых, однотипных вещей; раскладка вещей каждый раз у одних и тех же ориентиров, что приучает собак искать вещи только около них.
Охрана вещей. Приучение собаки к охране вещей ставит целью выработать у собаки навык находиться в состоянии длительной настороженности у вещи своего хозяина по команде "Охраняй!", а также навык охраны вещей хозяина.
Вспомогательные раздражители — команды "Лежать!", "Место!", "Фу!", восклицание "Хорошо!", удары прутом, жгутом, лакомство.
Необходимы навыки общего курса дрессировки, в частности укладка собаки с выдержкой и возвращение на место. У собаки должны быть также выработаны злобность и недоверие к посторонним людям.
Для занятий выбирают место без отвлекающих раздражителей такое, где имеется возможность привязать собаку на цепь. Поблизости должно быть укрытие для помощников. Для первых упражнений берут вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, свернутый длинный поводок, плащ дрессировщика, бачок для корма и др.). Привязав собаку на цепь, дрессировщик командой "Лежать!" укладывает собаку и кладет перед ее передними лапами вещь так, чтобы собака могла ее достать. Подав команду "Охраняй!", дрессировщик становится рядом с собакой. После этого из-за укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака сразу же начинает лаять и набрасываться на проходящего помощника, дрессировщик подает команды "Место!" и "Лежать!". Если собака спокойно лежит у вещи, то помощник подходит и делает попытку взять охраняемую вещь. Для того чтобы привлечь внимание собаки, помощник рукой, палочкой или при помощи проволоки (ее заранее прикрепляют к мелким вещам) передвигает вещь перед мордой собаки, а затем подтягивает ее к себе. Дрессировщик при этом подает команду "Охраняй!". При набрасывании собаки на помощника дрессировщик поощряет ее восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием. Помощник отбегает и прячется за укрытие. После того как собака успокоится, помощник появляется вновь и упражнение повторяется.
При необходимости усилить агрессию при охране вещи помощник, пытаясь взять вещь левой рукой, правой с помощью жгута или прутом наносит собаке вдоль туловища легкие удары.
Для воспитания у собаки длительной охраны вещи (до 10 — 20 мин) дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, подав команды "Охраняй!", "Место!", отходит на 3 — 4 шага назад. Если собака пытается отойти от вещи или бросается преследовать помощника, дрессировщик командует "Место!" и рывком поводка возвращает ее к вещи.
Для приучения собаки к самостоятельной охране дрессировщик на занятиях постепенно все дальше отходит от собаки и наконец прячется за укрытие. Попытка собаки следовать за дрессировщиком пресекается командой "Место!". Выдержка собаки около вещи поощряется.
Дальнейшее усложнение состоит в попытках помощника отвлечь внимание собаки ласковым обращением и лакомством. Подойдя к собаке и называя ее кличку, помощник левой рукой предлагает собаке или бросает в стороне от вещи кусок лакомства, а правой пытается взять вещь. Если собака отвлеклась от вещи, то помощник, схватив вещь, легко ударяет ею собаку и, обронив, убегает. При упорных стремлениях собаки взять лакомство помощник неожиданно наносит ей удар прутом, а дрессировщик подает команду "Фас!". При попытках взять лакомство с земли используется команда "Фу!".
Для воспитания у собаки хорошей охраны вещи дрессировщику лучше иметь двух помощников. В этом случае они несколько раз с разных сторон проходят мимо собаки, а затем пытаются поочередно взять вещь. Возбуждение собаки на одного помощника пресекается вторым, который переключает внимание собаки на себя, пытаясь взять вещь с другой стороны.
Навык считается выработанным и закрепленным, если собака длительно (20 мин и более) охраняет вещь, не отходит от нее, на спокойно проходящего помощника не возбуждается, лакомство, подбрасываемое посторонними людьми, не берет.
При выработке навыка охраны вещи возможны следующие основные ошибки дрессировщика: чрезмерное развитие злобы при охране, оно вызывает у собаки большую агрессивность, она начинает нападать на спокойно проходящего помощника, отходя при этом от вещи; уход дрессировщика от собаки без достаточно закрепленного навыка охраны вещи, что вызывает отход собаки от вещи за дрессировщиком; частое применение дрессировщиком команды "Фу!", когда помощник предлагает собаке лакомство, это затормаживает активную охрану вещи.
Развитие у собаки злобы. Задержание, охрана, конвоирование людей. Защита дрессировщика. Выработка этих сложных навыков при подготовке защитно-караульных собак имеет цели: развить у собаки злобу, смелость и недоверие к посторонним людям; выработать у собаки навык нападать на злоумышленника по команде "Фас!" и жесту дрессировщика; воспитать выдержку и длительную настороженность при охране задержанною человека на месте и в движении; приучить собаку к защите своего дрессировщика.