ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Зарождение ветеринарии в России
Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века)
Ветеринария России до XVIII века
Ветеринария дворянской России (XVIII век)
Ветеринария периода формирования предкапиталистических отношений в России (1800 – 1860 гг.)
Ветеринария периода становления капитализма в России (от 60-х годов XIX века до 1917 года)
Ветеринария в годы Советской власти в России
Ветеринария в период коллективизации животных
Ветеринария в период Великой Отечественной войны
Ветеринария в послевоенные годы
Из истории государственной ветеринарной службы Московской области
Из истории развития отечественного военного ветеринарного образования
В 1898 г. Ветеринарное бюро переехало в здание на углу Садовой-Триумфальной улицы и Воротниковского переулка, где в настоящее время находится Управление государственной ветеринарной службы. На 5-м этаже временно разместили губернскую ветеринарную лабораторию, до постройки отдельного здания.
В 1908 г. С.Н. Павлушков был приглашен В.Ф. Нагорским, в то время начальником Ветеринарного управления МВД, в С.-Петербург для работы в ветеринарной лаборатории МВД, а заведующим Ветеринарным бюро Московской губернской управы был избран В.В. Позняков. Годы его руководства совпали с периодом Первой мировой войны, кото-рая внесла большой дисбаланс в гражданскую земскую ветеринарию. Многих земских ветеринарных врачей и фельдше-ров мобилизовали на фронт; участились вспышки заразных болезней. Много сил пришлось затратить на сдерживание и ликвидацию эпизоотии, на прием и размещение элитного скота из прифронтовых западных областей России, на орга-низацию отбора лошадей для нужд фронта.
Начало революционных событий 1917 г. далеко не все ветеринарные врачи и фельдшеры восприняли положительно. Ветврачи московских боен откровенно саботировали распоряжения революционного правительства и не выходили на работу. Разрешить эту ситуацию направили ветврача-революционера B.C. Бобровского, который навел порядок на бойнях; зачинщики беспорядков были уволены с работы.
Интересно отметить, что в 1917 г. на ветеринарную часть в губернском бюджете было запланировано 324 тыс. 697 руб., из них 31 тыс. руб. отводилась на содержание губернской ветеринарной лаборатории.
С созданием Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Ветеринарное бюро упразднили и на его основе со-здали ветеринарный подотдел санитарно-лечебного отдела при Московском Совете рабоче-крестьянских и солдатских депутатов. Руководить ветеринарным подотделом был назначен B.C. Бобровский.
В октябре 1918 г. гражданскую ветеринарию, которая относилась к НКВД (в прошлом МВД), переподчинили Народному комиссариату земледелия, в котором образовали Управление ветеринарии.
Его руководителем стал B.C. Бобровский. На должность заведующего ветеринарным отделом МОЗО был назначен В.В. Позняков.
В.В. Познякову, руководившее' гражданской ветеринарией в Первую мировую войну, вновь пришлось столкнуться с мобилизацией ветеринарных специалистов, на этот раз на фронта Гражданской войны, с усилением эпизоотии, к которым прибавились разруха, голод.
В 1922 г.. посте окончания Гражданской войны, заведовать ветеринарным подотделом МОЗО назначили ветврача большевика-революционера Иван Ивановича Машкина, который до этого был членом ветеринарного комитета Военно-ветеринарного управления Красной армии, начальником Военно-ветеринарного управления Московского военного округа, а в 1919—1920 гг. возглавлял Центральный ветеринарный отдел НКВД. Во время его руководства восстанавливали и усиленно строили ветеринарные лечебницы, пункты и участки, много занимались учебой жи-вотноводов и крестьян по ветеринарным вопросам. В 1924 г. в Москве открыли Московский областной дом ветеринарного просвещения. И.И. Машкин много сил и энергии затрачивал на создание новой советской ветеринарной службы области, на усиление ее кадрами и обеспечение помещениями, на создание единой системы ветеринарного учета и отчетности. Ветеринарный отдел МОЗО с 1925 г. стал издавать еженедельные бюллетени по заразным болезням домашних животных.
С 1932 по 1936 г. заведующим ветеринарным отделом МОЗО был Н.П. Шепелев.
В 1936—1946 гг. Московской областной ветеринарной службой руководил Борис Николаевич Визиров. Не перечислить всех забот и тревог того трагичного для всего советского народа периода: массовые репрессии, в т.ч. среди ветеринарных специалистов, неимоверное напряжение и концентрация сил и нервов в годы Великой Отечественной войны — мобилизация ветспециалистов на фронт, участие в организации продовольственного снабжения армии и контроль качества продуктов животного происхождения, эвакуация племенного скота на восток, помощь в организации лечения лошадей, раненных на фронте, прием и содержание в карантине племскота, перегоняемого в освобожденные от немцев районы и хозяйства, и т.п.
В последующие годы ветеринарной службой столичной области руководили Н.В.Елисеев (1946—1954); Н.Ф.Аксенова (1954—1962), чей положительный стиль работы был отмечен в докладах главков ветеринарии СССР, РСФСР, отдела сельского хозяйства ЦК КПСС; А.Г. Настехин (1963— 1966); А.Н. Синявин (1966-1972).
С 1973 по 1997 г. (на протяжении 24 лет!) службой руководил Валентин Михайлович Беляров, кандидат ветеринарных наук, заслуженный ветеринарный врач РФ. Он был последним руководителем советского периода и первым постсоветского. Ныне Валентин Михайлович находится на заслуженном отдыхе и является почетным ветераном государственной ветеринарной службы Московской области.
В 1997—2001 гг. службу возглавлял Н.Т. Понтюшенко; в 2001—2004 гг. М.И. Шарый. Михил Иванович умер при исполнении служебных обязанностей 23 сентября 2004 г. С 2004 по 2007 г. руководителем был В.Ф. Ситников, который в настоящее время является заместителем начальника Россельхознадзора по ветеринарным вопросам по г. Москве и МО.
С 22 июня 2007 г. Управление государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Правительства МО возглавляет Юрий Иванович Барсуков, кандидат ветеринарных наук, полковник медицинской службы.
Сегодня ветеринарная служба МО состоит из 4 ветвей: государственной, производственной, ведомственной и приватной (частной). В ветслужбе области работает 2323 ветеринарных специалистов, в т.ч. в государственной 1270 человек, из них с высшим ветеринарным образованием 1123 человек, являющихся выпускниками 64 высших учебных заведений СССР и России. Доминирующее количество специалистов с высшим образованием (80 %) — это выпускники Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина. Госветслужба состоит из трех областных учреждений (Управление, Област-ная ветеринарная лаборатория, Областная ветеринарно-санитарная станция) и 60 станций по борьбе с болезнями живот-ных (39 районных и 21 городская), имеющих статус государственного учреждения ветеринарии МО. У Госветслужбы МО имеется 136 тыс. поднадзорных объектов.
Из истории развития отечественного военного ветеринарного образования
Сокращения: ВВИ — Военно-ветеринарный институт, КУОВС — курсы усовершенствования офицеров ветеринарной службы, МЗВИ — Московский зооветеринарный институт, ОКВС — офицерские курсы ветеринарной службы
В 2007 г. отечественная военная ветеринария отметила свой 300-летний юбилей, а в 2008 г. мы будем праздновать 200-летие высшего ветеринарного образования в России [2].
Специальное ветеринарное образование, как и военная ветеринария, своему появлению обязано Петру I, хотя официальной датой считают 1808 г., когда при Императорской медико-хирургической академии было открыто ветеринарное отделение. Петр I своим указом от 31 марта 1715 г. о посылке в полки коновалов и обучении «доброй коновальной науке» [5] положил начало подготовке ветеринарных специалистов для армии. Изданный раньше указа о «научении нижних чинов медицине» (последний увидел свет 23 мая 1719 г.), он способствовал обучению ветеринарной науке в России за 47 лет до того, как в Западной Европе была открыта первая ветеринарная школа (Лион, Франция,1762 г.) [13].
Специальная подготовка русских коновалов началась с основания в 1735 г. Хорошевской школы, а затем и других школ при Даниловской, Скопинской, Сидоровской и прочих царских конюшнях. В то время ветеринарные школы были лишь подготовительными, обучение в них носило ремесленный, эмпирический характер, однако в эпоху отсутствия научного, административного ветеринарного центра, а также высших учебных ветеринарных заведений эти школы были единственными хранителями практических ветеринарных знаний [4].
Во второй половине XVIII в. резко возросла необходимость в обеспечении армии искусными «скотскими» врачами и коновалами. В 1803 г. министр внутренних дел Кочубей в докладе императору Александру I «О заведении в Санкт-Петербурге, Москве и Лубнах трех скотоврачебных училищ» [6] указывал, что выгоды от подобных училищ неоспоримы. По мнению министра, главная цель учреждения этих училищ состояла в обеспечении кавалерии искусными коновалами и кузнецами, поскольку ремонтирование армии лошадьми стоило больших средств и сохранение конского состава в войсках приобретало государственное значение [3, 7]. Александр I ут-вердил доклад Кочубея, но предложенные министром мероприятия были осуществлены не полностью.
В 1808 г. в уставе Императорской медико-хирургической академии [8] было отмечено, что цель последней — образование юношества во всех частях врачебных наук, при этом учреждалось три части преподавания: медицинская, ветеринарная и фармацевтическая. Устав академии предусматривал подготовку на ветеринарном отделении воспитанников двух разрядов — лекари и помощники лекаря. До 1836 г. в Санкт-Петербурге и в Москве могло приниматься ежегодно по 20 воспитанников первого разряда и по 100 второго. Однако такого числа воспитанников, как правило, не набиралось. С 1809 по 1824 г. было выпущено по ветеринарной части 115 лекарей, 134 помощника лекаря. Как тех, так и других вначале направляли только в армию. Уставом академии 1808 г. предусматривалось, что помощники за отличия и заслуги после испытания могли производиться в ветеринарные лекари, а прослужившие в полках не менее 10 лет имели право переходить на гражданскую службу в губернии. Ветеринарные помощники в армии постепенно заменяли коновалов, хотя фактически, из-за своей малочисленности, так не смогли заменить их полностью [9... 12].
Ветеринарное отделение Санкт-Петербургской медико-хирургической академии в начале второй половины XIX в. находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Руководство академии мало интересовалось подготовкой ветеринарных специалистов и нередко высказывало сомнение в необходимости существования ветеринарного отделения. Учрежденный в 1860 г. при Министерстве внутренних дел особый временный «комитет об улучшении ветеринарной части в России и о мерах против скотских падежей в Империи» в 1864 г. признал тем не менее существование отделения необходимым. Предложенный комитетом проект организационных и штатных мероприятий, направленный на улучшение работы отделения, по приказанию Военного министра был рассмотрен Военно-медицинским департаментом и признан удовлетворительным. В следующем 1865 г. президент Меди-цинской академии П.А. Дубовицкий представил Военному совету проект комитета с замечаниями Военно-медицинского департамента и пояснительной запиской. 4 июля 1866 г. Военный совет одобрил предложение Дубовицкого, в частности о переименовании отделения в институт, и учредил должность заведующего ветеринарным отделением [1].
Во второй половине XIX в. уделяется внимание вопросу о присвоении ученых степеней военным ветеринарным врачам. В 1861 г. при ветеринарном институте Санкт-Петербургской медико-хирургической академии ежегодно оставляли на два года по одному из отличнейших по способностям и успехам ветеринарных воспитанников первого разряда, удостоенных по окончании степени ветеринара. К концу первого года пребывания в академии они должны были выдержать экзамен на степень магистра ветеринарных наук, а к концу второго года защитить «магистерскую диссертацию». Для лучшего изучения избранной специальности разрешалось назначать их ас-систентами. После двухлетнего пребывания в институте и получения степени магистра ветеринарных наук их назначали на штатные должности. Предусматривалось также лучших выпускников направлять за казенный счет на два года в заграничную командировку для усовершенствования по избранным предметам, с дальнейшим назначением, как правило, преподавателями академии [14...17].