Файл: Лекция 1 по там. регул. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т п.

2) административные средства - квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т д.

Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

1) защиту экономического суверенитета;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

3) стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

4) обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики страны;

2) защита ее экономического суверенитета и экономических интересов, экономических интересов субъектов Российской Федерации и лиц;

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в случаях, предусмотренных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

4) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

5) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

6) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;


7) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

8) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

9) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

10) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Полномочия субъектов Федерации в регулировании внешнеторговой деятельности ограничены. В пределах своей компетенции субъекты Российской Федерации имеют право:

1) проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - с органами государственной власти иностранных государств;

2) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах, открывать представительства в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти;

3) формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

4) осуществлять информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ;

5) создавать страховые и залоговые фонды в области внешнеторговой деятельности на территории субъектов РФ.

Президент РФ определяет основные направления торговой политики Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней. Он устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях.

Широкие полномочия в регулировании внешнеторговой деятельности предоставлены Правительству РФ, которое реализуется в рамках Соглашения о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Правительство:

1) обеспечивает проведение в России единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, применяет специальные меры защиты и антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;


2) устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых Федеральным законом;

3) вводит в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами количественные ограничения экспорта и импорта конкретных товаров и в соответствии с этими законами определяет порядок их применения;

4) устанавливает в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, разрешительный порядок экспорта и/или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан;

5) определяет порядок формирования и ведения федеральными банками выданных лицензий;

6) принимает решение о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законами РФ, а также выполняет другие функции.

*Государственное управление в сфере внешней торговли осуществляется органами федеральной исполнительной власти: Министерством экономического развития, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и т.д.

Министерство промышленности и торговли России является «профильным» федеральным министерством в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Специфика объекта государственного регулирования - сфера внешней торговли - предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития и Минпромторга России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т. д.). Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации. Важно также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций:

Региональный уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности так же как и федеральный, представлен государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация - правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).


На муниципальном уровне институциональная система включает представительные органы муниципального образования, глав муниципального образования, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования и другими муниципальными правовыми актами полномочиями во внешнеторговой сфере.*

IV. Таможенно-тарифное регулирование – это экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенно-тарифное регулирование, наряду с нетарифными мерами, является частью таможенного регулирования, которое в свою очередь входит в таможенное пространство, которое является необходимым элементом всех взаимосвязей отечественной экономики с экономиками других стран, формирующих мировое экономическое пространство в целом.

Таможенное пространство включает:

1) таможенное регулирование — систему определения соотношений между уровнями затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количеством и качеством отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке при помощи различного рода мер и средств;

2) таможенную деятельность — систему мер и методов обеспечения установленных соотношений уровня затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количества и качества ввозимых и вывозимых товаров;

3) таможенное дело — систему знаний и умений, связанных с реализацией и контролем установленного уровня затрат, количества и качества ввозимых товаров.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества – это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование направлено на выполнение важных функций:


1) Фискальная функция: таможенные платежи являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета.

2) Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

3) Охранительная функция: «Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства»; данная функция таможенного регулирования осуществляется, например, путем применения мер нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, сертификация и т. п.).

4) Защита прав и свобод человека и общественных интересов: может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Основанием для такого запрета могут быть законодательные акты РФ и международные договоры РФ.

5) Обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику: «В целях интеграции экономики РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами».

К экономическим инструментам таможенного регулирования можно отнести:

1) ввозную и вывозную таможенную пошлину;

2) институт определения льгот и преференций;

3) институт определения страны происхождения товара;