Файл: Лекция 7 по там. рег. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №7: «Налоги в таможенном деле»

1. Особенности применения налога на добавленную стоимость и акцизов в сфере внешнеторгового регулирования.

2. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в таможенном деле.

3. Ставки НДС.

4. Особенности взимания налога на добавленную стоимость при различных таможенных процедурах.

5. Порядок исчисления и уплаты акциза в таможенном деле.

6. Особенности взимания акциза при различных таможенных процедурах.

I. Существует два метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное. Налог на добавленную стоимость и акциз применяются как паратарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров. О роли этого способа воздействия свидетельствует структура таможенных платежей, взыскиваемых при таможенном декларировании импортных товаров. В структуре доходов федерального бюджета налоговые инструменты, предусматривающие взимание НДС и акцизов, обеспечивают поступление большей части средств по сравнению с таможенной пошлиной (более 70%).

В настоящее время механизм исчисления и уплаты НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется ТК ТС (разд. II "Таможенные платежи") и ч. II НК РФ (гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и гл. 22 "Акцизы").

Налогоплательщиком акциза и НДС является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, - декларант. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ, плательщиком может являться владелец таможенного склада, владелец СВХ, таможенный перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенной процедуры. Исходя из специфики налогообложения в случае отмены таможенного контроля и таможенного оформления, налогоплательщиком признаются предприятия (организации), получающие товары из-за пределов РФ. Налогооблагаемая база каждого вида взимаемого налога имеет свои специфические особенности.

Общим для налогообложения и взимания таможенной пошлины является срок их уплаты. Сроки уплаты налогов определены в ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. Исключение составляют случаи, когда в отношении определенных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран-участниц международных соглашений, предусматривающих отмену таможенного контроля и таможенного оформления, срок уплаты устанавливается:


а) в отношении акцизов - в порядке, определяемом Правительством РФ;

б) отношении НДС - в соответствии с п. 3 ст. 152 НК РФ одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия таких товаров получателем.

Ставки НДС и акцизов не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

В качестве инструмента налоговой политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, допускается применение налоговых льгот. К налоговым льготам относят:

o полное освобождение от уплаты налога;

o снижение ставки налогообложения;

o возврат сумм ранее взысканных налогов.

Межгосударственными соглашениями установлено: косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются в стране назначения (т.е. в стране импортера). В стране экспортера предусмотрено применение нулевой ставки НДС и акцизов. Причем право на нулевую экспортную ставку НДС не зависит от того, облагается или нет ввоз экспортируемого товара на территории Беларуси или Казахстана. Получается, что по некоторым товарам и российский экспортер может заявить нулевую ставку НДС, и иностранный импортер может вообще не платить налог.

Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара.

Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС и представить ее в налоговую инспекцию вместе с соответствующими документами (или их копиями).

Если комплект подтверждающих документов не представлен, исчисление косвенных налогов производится по стандартным ставкам с одновременным применением налоговых вычетов.

В настоящее время изменился расчет "импортного" НДС. Налоговую базу по "импортному" НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров. Налог на добавленную стоимость считается со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Она должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате поставщику.

Новое правило весьма выгодно импортерам белорусских товаров - ведь раньше "импортный" НДС приходилось платить с суммы, в которую помимо стоимости приобретенных товаров и акцизов, входили:


o затраты на доставку товаров, в том числе транспортировку, погрузку и экспедиторские услуги;

o страховая сумма;

o стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если эта тара - единое целое с товаром;

o стоимость упаковки, включая стоимость работ.

При выполнении работ или оказании услуг применение нулевой ставки в отношении косвенных налогов не предусмотрено (за исключением работ по переработке давальческого сырья). Место их реализации определяется в соответствии с правилами, установленными в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. Данные правила в целом аналогичны правилам, установленным ст. 148 НК РФ. При этом НДС уплачивается в той стране, которая, исходя из правил, является местом их реализации.

Так, например, если российская организация оказывает резиденту Казахстана рекламные услуги, то, исходя из пози. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, местом оказания этих услуг будет признаваться территория Казахстана, даже если фактически эти услуги заключались, например, в проведении рекламной кампании в России. Поэтому оказание таких услуг будет облагаться НДС именно в Казахстане.

II. Налог на добавленную стоимость - это косвенный налог, уплачиваемый конечным потребителем при покупке товаров и услуг, а также на различных стадиях производства и реализации товаров; вид таможенного платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и перечисляемого в доход федерального бюджета.

Во многих странах, в том числе в России, в целях стимулирования экспорта фирмам-экспортерам возвращается сумма НДС. При импорте НДС служит средством протекционистской политики, поскольку его взимание с импортируемых товаров ведет к их удорожанию, повышая тем самым конкурентоспособность товаров и услуг отечественного производства.

В рамках ТС регулирование взимания НДС осуществляется на основе Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС от 25 января 2008 г. и трех протоколов: "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе"; "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"; "Об обмене информацией между налоговыми органами сторон, включающей также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов", подписанных 11 декабря 2010 г. (одновременно с вступлением в силу ТК ТС). При этом указанные документы не отменяют наличие национальных особенностей налогообложения каждого из трех государств с учетом тех норм, которые действуют на территории этих государств.


Плательщики НДС - лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (определяются в соответствии с ТК ТС).

Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить НДС, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС. Поскольку НДС, уплачиваемый при перемещении товара через таможенную границу, относится к таможенным платежам, организация, предприниматель должны уплатить НДС при ввозе товара в Российскую Федерацию, несмотря на то, что в других ситуациях они не являются плательщиками НДС.

Объектом налогообложения признается ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно ст. 149, 150 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от НДС) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ и ввоз на территорию РФ товаров, приведенных ниже. Реализация:

а) товаров, помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли; б) товаров, за исключением подакцизных, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) России в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия Российской Федерации)" (далее - Закон о безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах) (в ред. от 24 ноября 2008 г.).

Ввоз на территорию РФ товаров (за исключением подакцизных):

а) ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) России согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ в соответствии с Законом о безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах. Освобождается от налогообложения ввоз медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства. Перечень медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19;


б) протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

в) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. Перечень таких технических средств, реализация которых не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998 (в ред. от 10 мая 2001 г.). В настоящее время действует также распоряжение ГТК России от 6 ноября 2001 г. № 1031-р "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость" (в ред. от 25 февраля 2009 г.);

г) линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 240. Перечень кодов линз и оправ для очков в соответствии с ТН ВЭД утвержден письмом ГТК России от 7 мая 2002 г. № 01-06/18104. При ввозе сырья и комплектующих изделий для производства линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) решение о применении льгот по уплате НДС принимает ГТК России;

д) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2001 г. № 283 (в ред. от 11 октября 2012 г.);

е) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным согласно законодательству к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ (решение принимает ФТС России);

ж) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов (решение принимает ФТС России);

з) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора (решение принимает ФТС России, см. телетайпограмму ГТК России от 14 января 2000 г. № Т-839);

и) необработанных природных алмазов (коды товаров в соответствии с ТН ВЭД 710210 000 0, 7102 21 000 0, 7102 31 000 0);

к) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;