Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1569

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Analysis, London, 1979.)

Феминистские теории, учитывая их внимание к социетальным факторам, скорее всего должны быть отнесены к радикальной социо­логии. Однако аксиоматическое восприятие реальности как проекции мужской картины мира и отсюда конвенциальное требование пере­стройки всего на женский лад заставляют учесть эту гендерно-инди­видную революционность и отнести феминизм к группе критической социологии (см. схему 2.2). Критически-наступательны и дух феминиз­ма столь силен, что отодвигает на второй план его объяснительную (с позиции индивида-женщины), интерпретационную функцию.

61

Схема 2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД

на социальную реальность

Ориентация

на радикальное изменение

I

КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Экзистенциализм Критическая теория Социология науки

РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Марксизм Радикальный структурализм Теория конфликта

Ориентация на регулирование

ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ Этнометодология Символический интеракиионизм Феноменология

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Теория социальных систем Структурный функционализм Теория обмена, теория ролей

(Marie Osmond. Radical-Critical Theories // Handbook of Matriade and Family, P. 109)

Фамилистика, ставящая семью как институт в центр социально­го мира, альтернативна феминизму, сконцентрированному на тендер­ном конфликте и на таком разрешении его, когда женщины занима­ют положение мужчин. Отсюда «просемейная» (в смысле «за», а не «против») социология семьи должна располагаться среди объективи­стских (т.е. не «про-женских» или «про-мужских») теорий радикаль­но-преобразовательного плана (радикальный структурализм в схеме 2.1 или радикальная социология в схеме 2.2). Очевидная заостренность на конфликте института семьи с остальными институтами и государ­ством разрешается в фамилистической социологии через просемей­ную политику, устраняющую подчиненное положение семьи в обще­стве. Радикально-преобразовательный импульс тут не менее мощный, чем в феминистической теории. Однако отсутствие индивидно-ген­дерной субъективности в лоне самой теории подчеркивает объекти­вистский взгляд фамилизма, ориентацию на радикальное преобразо­вание социума.


Итак, с одной стороны, феминистическая социология эксплици­рует «одногендерную» интерпретацию социального мира и в идее рав­ноправия полов находит стимул к переподчинению, потенциально та-

62

ящему сохранение прежнего строя жизни. С другой стороны, фамили­стическая социология провозглашает вне-индивидный и вне-гендерный (не женский, не мужской) взгляд на устройство социума с его небла­гоприятными для личности, семьи и всего общества тенденциями. Социология семьи видит причины их в подчиненном положении семьи среди социальных институтов. Равноправие всех институтов в резуль­тате семейной политики общества (не только государства) означает ликвидацию ущемления интересов семьи и благодаря этому — интере­сов личности (женщин-мужчин, стариков-детей, больных-здоровых и т.д.), а также интересов самого общества.

Таким образом, фамилизм и феминизм как две альтернативные парадигмы предлагают два противоположных решения современной конфликтности социокультурных ролей женщины и мужчины. Фами­лизм предлагает равноправие институтов в качестве средства от нерес­понсивности личности и общества, личности — общества и семьи. Фе­минизм рекомендует борьбу женщин с миром, устроенным мужчина­ми для мужчин; с семьей, воспитывающей детей в духе неравноправия мужских и женских ролей; с асимметрией полов, искусственно конст­руируемой мужской культурой на основе якобы физиологической ан­дрогинности человеческого тела.

По-видимому, надежду на устранение противостояния феминизма и фамилизма можно обрести, если методологический анализ этих па­радигм обнаружит их различную теоретическую природу, принадлеж­ность к разнокачественным классам теорий. В классификации теоре­тических подходов к изучению семьи, предложенной американским специалистом по феминистской социологии Мэри Осмонд (на основе типологии Баррела и Моргана)7, феминизм относится к субъективист­ским теориям, а фамилизм — к объективистским. Оба подхода ориен­тированы на радикальное преобразование общества, но один сосредо­точен на перестройке отношений между социальными институтами, а другой — на перемене точки отсчета или опоры.

При субъективистском взгляде носители конвенционально оп­ределяемой специфики самих себя (женственность) объявляют эту специфичность одновременно существенной для объяснения устрой­ства мира и несущественной по отношению к другому полу, посколь­ку постулируется равенство полов. Важно, что декларируется спе­цифическая определенность и что в терминах этой специфики ин­терпретируется весь социум, но не ради интерпретаций, а для пре­вращения мужского центра отсчета в женский. При объективистс-


7 Osmond M. Radical-Critical Theories// Handbook of Marriage and the Family. P. 109. <-

63

ком взгляде (как бы «очищенном» от человеческой предметности и конкретности) в центре внимания находятся социальные институ­ты. Взаимоотношения между ними мыслятся без соотнесенности с какой-либо спецификой и уникальностью вовлеченных в эти инсти­туты индивидов. Эта отстраненность от всего нерелевантного (лич­ного, произвольного, корыстного, партийного и т.п.) также явно эксплицируется, для того чтобы особо отметить «объективный» ха­рактер происходящих изменений и принципиальную возможность преобразований.

И субъективисты и объективисты, тем не менее, нуждаются в при­менении аналитических методов интерпретационной социологии. Эт­нометодологический анализ способен показать, как именно обиходные стереотипы, поддерживаемые личными обстоятельствами своей «ген­дерной жизни», определяют явные и латентные тезисы феминистской теории. В свою очередь, феноменологический подход к про- и контра­фам и диетическим силлогизмам способен обнаружить, в чем именно и каким образом проявляется воздействие приватного семейного опыта на теоретические выводы ученых.

Таким образом, привлечение интерпретационной социологии к методам исследования семьи, практикуемым социологами феминисти­ческой и про- или контрафамилистической ориентации, дает ученым средство мирного разрешения антагонизма альтернативных теорий. Ведь суть интерпретационной социологии состоит в ориентации на «мирное» урегулирование, на поиск компромисса между конвенцио­нальными основами «воююших» парадигм. Одинаковая зависимость альтернативных теорий от стереотипов здравого смысла, демонстри­руемая этнометодологией, показывает всю нелепость отказа от диало­га, от взаимного дополнения достоинств одной концепции преимуще­ствами другой. «Сжигание мостов» между противоположными взгляда­ми умножает промахи и ошибки исследователей. Собственно говоря, данное обстоятельство раскрывает причины того пристального внима­ния к феноменологической социологии, которое присутствует, мож­но сказать, на каждой странице данной книги.

Классификация М, Осмонд позволяет обойтись без обращения к критерию уровня теорий, здесь нет макро- и микротеорий и нет так­же, что весьма конструктивно, и теорий среднего уровня (миди-тео­рий). Иерархическое структурирование теорий является, с одной сто­роны, данью системному анализу, занятому (в схоластическом вари­анте) бесконечным выяснением взаимосвязей между частями и уров­нями, а с другой — нацелено на поиск всеобщей социологической те­ории, будь то «истмат» или какая-либо иная универсальная теория социальных систем.


64

Вместе с тем, при выделении микрообъекта в изучении семьи воз­никает возможность отнесения микроскопического подхода к интер­претационной социологии. На этом уровне видна известная относи­тельность любых классификаций, не учитывающих, что между инди­видом и обществом могут располагаться также посреднические груп­пы разного рода. Тем не менее, с учетом неизбежных несоответствий, возникающих при всяком классифицировании, будем считать макро-социологическими те альтернативные теории семьи, которые ориен­тированы на радикальное изменение сложившегося положения семьи в обществе, или на постепенное регулирование его {чему соответству­ет применение к семье теории конфликта либо функционализма). Методологические требования интерпретационной социологии полез­ны в микротеориях семьи, исследующих распространение обиходных интерпретаций, выводимых из индивидуального опыта и закрепляемых в межличностных и групповых интеракциях.

2.2. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Символический интеракционизм является ведущим направлением в социологическом исследовании семьи — сегодня не возможно пред­ставить разработку основополагающего раздела — социализации детей — вне перспективы символического интеракционизма, независимо от того, признается этот вклад или отрицается. Не случайно в первом издан­ном на русском языке путеводителе по интеракционизму — книге «Со­циальная психология» американского социолога Тамоцу Шибутани3 (блестяще переведенной В. Б. Ольшанским4) четыре главы посвяще­ны социализации личности, а обращения к воздействию семьи на фор­мирование личности детей являются постоянными.

Сущность символического интеракционизма четко изложена Г. Блу­мером, последователем основателя этого направления американского

8 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969 На английском язы­ке заглавие точнее перелает содержание, а подзаголовок прямо указывает на интеракционистский подход Shibutani T. Society and Personality An Inteiactionist Approach to Social Psychology. N J., 1961

9 Успех этой книги, сразу ставшей бестселлером, обязан фактическому ее соавтору В. Б. Ольшанскому, вложившему душу в то, что в литературе име­нуется авторизованным переводом Стилистика В. Б Ольшанского через язы­ковую раскованность, возмутившую «застойный» научный «истеблишмент», через терминологическую фривольность сделала невозможное — с каждой стра­ницы «Шибутани — Ольшанского» повеяло духом свободного исследования Я помню очереди, которые мгновенно выстраивались в магазинах при поступ­лении этой книги, продававшейся буквально за полчаса'


65

профессора Дж. Г. Мида (1863—1931). «Термин «символическая инте­ракция» относится к совершенно определенному, особому виду инте­ракции, которая осуществляется между людьми. Особенность этой интеракции заключается в том, что люди интерпретируют или опреде­ляют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основыва­ются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации меж­ду стимулом и реакцией...

...Социологические концепции не рассматривают социальные дей­ствия индивидов в человеческом обществе как конструируемые ими при помощи интерпретации. Вместо этого действие рассматривается как продукт факторов, которые воздействуют на индивидов и действуют через них. Если уделяется место «интерпретации», то интерпретация рассматривается лишь как выражение других факторов (таких, как мотивы), которые предшествуют действию, и следовательно, интерпре­тация исчезает как самостоятельный фактор»10.

Итак, любые действия в социальном контексте конструируются посредством интерпретации ситуаций, придания им значения. Близость этого подхода к феноменологическому — налицо. Все действующие извне факторы могут проявить себя лишь через специфику тех или иных семейных ситуаций, которые «субъективно» интерпретируются внут­ри семьи. Конструируемые затем действия соответствуют этим семей­ным определениям ситуаций и, в свою очередь, формируют через по­стоянно действующие сети интеракций новые результаты поведения, новые семейные ситуации.

Знаменитая и ставшая классической формула У. И. Томаса11 — если ситуация определяется как реальная, она оказывается реальной по своим последствиям, — хорошо раскрывает суть интерпретации ин­теракций. Символический интеракционизм опирается на теорию ро­лей, ключевым термином является «принятие роли» другого. Этот про­цесс позволяет описать, как возникает согласованное взаимодействие, в т. ч. в семье при социализации ребенка и формировании Я. Благодаря

10 Блумер Г. Общество как символическая интеракция. — Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984 С, 173, 176

11 Томас У (1863—1947), американский социолог, написавший совместно с Ф. Знанецким классическую социологическую работу «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (в 5 томах, 1918—1920 гг.). повлиявшую на развитие техники социологического исследования, анализа личных документов — пи­ сем, дневников, автобиографий.